План изучения нового материала:

1. Предпосылки и характер революции.

2. Рабочие выступления.

3. Начало крестьянских выступлений.

4. Выступления в армии и на флоте.

5. Волнения на национальных окраинах.

6. Формы борьбы.

7. Итоги и значение революционного кризиса.

Изучение вопроса «Предпосылки и характер революции» рекомендуется начать с задания:

? — Объясните, почему политика «полицейского социализма» продемонстрировала невозможность либеральной эволюции рабочего движения в России.

Далее следует организовать самостоятельное изучение текста учащимися в группах. За 5 мин им следует прочесть текст и выделить предпосылки, характер и задачи Первой российской революции. Поскольку этим аспектам всегда уделяется серьезное внимание в курсе основной школы в 9 классе, то это будет несложно. По окончании работы представители групп обмениваются ответами.

Учителю необходимо совместно с учащимися вспомнить периодизацию Первой российской революции, краткое содержание ее основных этапов, кульминационное событие.

Условные этапы революции:

I (9.01.1905 г. — 09.1905 г.) — начало и развитие революции по восходящей линии, развертывание революции вширь и вглубь.

II (10.1905 г. — 12.1905 г.) — высший подъем революции, кульминацией которого стало вооруженное восстание в Москве. Поражение восстания в Москве не означало поражения революции в целом.

III (01.1906 г. — 3.07.1907 г.) — период нисходящей линии революции.

Закрепить понимание изученных сведений учащимися с помощью вопросов:

? — Назовите, какие альтернативы решения социально-экономических и политических проблем в России существовали в начале XX в.

— Какие общественные силы олицетворяли собой эволюционный путь развития политического процесса в России?

— Объясните, какова роль охранительной политики самодержавия в нарастании политического кризиса.

— Почему выдвинули регулярную армию, которая применила оружие власти против мирной манифестации рабочих 9 января 1905 г.?

— Почему 9 января 1905 г. было признано началом революции?

— Что продемонстрировало Декабрьское московское вооруженное восстание?

Работу над изучением вопросов «Рабочие выступления», «Начало крестьянских выступлений», «Выступления в армии и на флоте», «Волнения на национальных окраинах», «Формы борьбы» целесообразно организовать в группах. Продолжительность работы 15 мин.

Работа в группах

Задание:

Сгруппировать факты и события данных пунктов параграфа и заполнить таблицу «Сравнительное развитие массового оппозиционного движения в России»:

 

Основа для сравнения

Выступления рабочих

Выступления крестьян

Выступления в армии и на флоте

Волнения на окраинах

Формы борьбы

1. Причины

 

 

 

 

 

2. Повод

 

 

 

 

 

3. Требования

 

 

 

 

 

4. География выступлений

 

 

 

 

 

5. Численность участников

 

 

 

 

 

      Вывод:

Учитель должен уточнить, что становление и структура партийной системы не благоприятствовали плавному эволюционному развитию. В России начала XX в. резко возросло количество выступлений рабочих, заявлявших о себе как о важной политической силе; выступлений крестьянства, зачастую выливавшихся в захват земель помещиков, порубку леса, погромы усадеб; студенческих волнений. Но все эти выступления не привели к изменениям существующего строя или каким-либо радикальным преобразованиям в социально-экономической сфере. Массовость движения еще не означала его полновесности и не приближала перемен.

Практическая работа

(целесообразно организовать в группах)

Вопросы для практической работы:

1. Почему выступления рабочих, крестьян, солдат и моряков следовали одно за другим?

2. Что объединяет все эти выступления?

3. Что появилось нового у этих выступлений по сравнению с предыдущими?

4. Какой политический опыт был учтен и использован рабочими?

5. Объясните, почему именно отмеченные категории населения участвовали в массовых политических выступлениях.

6. В чем особенность волнений на национальных окраинах?

7. Объясните, что обеспечило достаточно высокий уровень организованности, идейной целеустремленности у рабочих и моряков.

8. Как вы думаете, почему крестьянские, армейские и флотские выступления происходили не в центре страны, а на отдаленных территориях?

9. Какова роль Всероссийской Октябрьской политической стачки в развитии революции и в жизни страны в целом?

10. Охарактеризуйте Совет уполномоченных г. Иваново-Вознесенска как орган власти.

11. Как вы думаете, почему крестьяне раньше, чем рабочие, объединились во Всероссийский Союз? Какова его роль в активизации и организации дальнейшей борьбы крестьянства за свои права?

12. Почему революционные события способствовали легализации и укреплению позиций политических партий и объединений?

13. Какова роль разночинской интеллигенции, политически активизировавшейся во второй половине XIX в., в формировании революционных настроений в России?

Вопрос «Итоги и значение революционного кризиса», несмотря на его некоторую преждевременность, необходимо рассмотреть с позиции поиска выхода из революционного кризиса. Кроме этого, следует отметить последствия преобразований, произошедших в период противостояния. Класс делится на группы (целесообразно в новом составе), изучается вопрос в процессе сотрудничества.

Работа в группах

1. Докажите, что события 1905—1907 гг. представляют собой «революционный разлом».

2. Сформулируйте итоги революционного кризиса.

3. Охарактеризуйте значение революции.

4. Сделайте вывод о внутриполитической ситуации в стране.

По завершении работы — обмен ответами, обсуждение и выбор правильной и полной версии ответа на задания.

Домашнее задание: § 3, вопросы и задания к нему. Подготовить письменное сочинение на тему «Крестьянство в Первой российской революции».

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика