План занятия:

1. Инструкция учителя.

2. Работа с документами по теме «Отношения России с союзниками».

3. Боевые действия русской армии в 1914—1917 гг.

4. Российское общество и Первая мировая война.

5. Выполнение заданий.

1. Приступая совместно с учащимися к практической работе над документами, учитель подчеркивает, что в процессе занятия дети пополнят, обновят свой багаж знаний по данной теме. Наряду с вопросами к документу вам следует работать и над дополнительными вопросами и заданиями к ним. Организация работы может быть фронтальной, но более эффективна работа в малых и больших рабочих группах.

2. Отношения России с союзниками.

Документ № 7. «Соглашение России, Англии и Франции о незаключении сепаратного мира». Документы и справочные материалы, с. 55.

? — Почему, на ваш взгляд, союзникам важно было не заключать сепаратного мира в ходе войны?

Документ № 6. «Д. Ллойд Джордж о роли русской армии в кампании 1915 и 1916 гг.». Документы и справочные материалы, с. 54.

Документ № 8. «Справка Второго политического отдела МИД...». Документы и справочные материалы, с. 56.

? — С помощью текста подтвердите, какие территории были предметом скрытых противоречий между Россией и Англией, Францией — военными союзниками в этой войне.

3. Боевые действия русской армии в 1914—1917 гг.

Документ № 4. «Сообщение генерал-адъютанта, великого князя Николая Николаевича императору Николаю II о причинах катастрофы 2-й армии генерала А. В. Самсонова». Документы и справочные материалы, с. 50.

? — Поясните, почему стал возможен комплекс причин военных неудач, отмеченный Николаем Николаевичем.

— В чем, на ваш взгляд, вина самого Николая Николаевича в тех неудачах?

Документ № 5. «Оценка итогов наступления...». Документы и справочные материалы, с. 51.

4. Документ № 3. «Сравнительные данные производства основных товаров стратегического назначения». Документы и справочные материалы, с. 49.

? — Вычислите процент от производства вооружений (винтовок, пулеметов) стран-союзников по отношению к тому, что выпускала Россия. Как это могло сказаться на ходе военных действий?

— Вычислите процент выпуска Россией чугуна, стали по сравнению с производством стран-союзников. Соотнесите данные с документом № 6. Как все это в конечном счете влияло на обеспечение нужд армии?

— Составьте логическую цепочку последствий неудовлетворительных объемов добычи угля в военное время.

— Проанализируйте, в какие годы выпуск промышленного сырья, вооружений возрос. Объясните вероятные причины этого роста. Укажите годы резкого спада производства и его причины.

— Сравните данные о производстве сырья, вооружений в России и Германии. Сделайте вывод.

— Вычислите объемы производства сырья и вооружений в Германии и странах Антанты. С учетом полученных данных попытайтесь спрогнозировать стратегическую перспективу для Германии.

— Какая из стран в промышленном отношении была наиболее благополучной в годы Первой мировой войны? Аргументируйте свой ответ.

— Почему Россия с ее огромными ресурсами и людским потенциалом производила меньше стратегической продукции, чем другие страны?

5. Российское общество и Первая мировая война.

Документ № 9. «О настроениях в российском обществе в связи с началом войны». Документы и справочные материалы, с. 58.

Документ № 10. «Из Манифеста ЦК РСДРП об империалистической войне». Документы и справочные материалы, с. 59.

Документ № 11. «Об убийстве Распутина...». Документы и справочные материалы, с. 62.

(По этому вопросу целесообразно заранее подготовить короткое сообщение «Кто убил Распутина: кому это было выгодно?» с учетом последних публикаций о причастности спецслужб Великобритании, воспоминаний Феликса Юсупова, опубликованных в книге «Конец Распутина».)

Выполнение лабораторно-практической работы:

С помощью тематической карты сравните протяженность линий фронта союзников и России. Сделайте выводы.

Определите с помощью карты, в чем географическое положение фронтов осложняло стратегию войны для Германии.

На основе карты составьте краткий репортаж о решающих сражениях Первой мировой войны.

Исследуйте районы морских сражений и подводной войны и определите, кем и против кого преимущественно велись военные действия; почему именно в эти годы.

Проследите по карте и отметьте, какие территории и в какое время потеряла Россия в годы войны.

Оцените роль Восточного фронта в ходе войны.

По завершении работы учитель предлагает проанализировать следующие моменты: что нового (или ничего нового) почерпнули учащиеся и как они оценивают свое участие в работе группы.

Домашнее задание: § 7, вопросы и задания к нему. Найти ответ на вопрос: «Какие причины послужили поводом к развязыванию Первой мировой войны — политические или экономические?» Аргументируйте свой ответ.

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика