Опережающее задание: изучить дополнительно материал о движении за независимость в Польше, Финляндии, Прибалтике.

План изучения нового материала:

1. Модернизация и верховная власть.

2. Исполнительная власть: механизм функционирования.

3. Местное управление и самоуправление в начале века.

4. Центральная власть и национальные окраины.

5. Власть и политическая оппозиция.

6. Нарастание противоречий между властью и обществом.

Материал параграфа целесообразно разделить на два урока, исходя из собственного видения учителя.

С целью развития самостоятельности у учащихся, умения работать с текстом, доступно и грамотно излагать мысли, формулировать собственное мнение предлагается организовать изучение нового материала в форме учебной деловой игры «Симпозиум». Это одна из разновидностей технологии дискуссий, т. е. предполагается обмен мнениями.

Организационный момент: из коллектива учащихся выбираются 5 человек (по желанию), которым поручается за 5—7 мин подготовить формализованное сообщение по содержанию одного из пунктов. Поскольку пункты 4, 6 небольшие по объему, их изложение можно поручить одному учащемуся. Кроме этого, за два урока до игры необходимо дать опережающее задание двум учащимся — подготовить краткие сообщения в рамках вопроса «Власть и политическая оппозиция»: «Либеральное народничество», «Идеология радикальной оппозиции». Время доклада 2 мин, поэтому ученикам необходимо отобрать главные, ключевые сведения, обобщить их. Докладчики должны быть хорошо подготовлены (это следует учесть при отборе кандидатур), в частности, им предстоит отвечать на вопросы аудитории (класса). Для вопросов и ответов отводится 10 мин. Вопросы оцениваются учителем с помощью мотивационных жетонов с указанием баллов за сложность вопроса. На следующем уроке учащийся получает отметку с учетом этих баллов. Поэтому учитель настраивает учащихся быть внимательными в процессе сообщений докладчиков и готовить вопросы (для этого им также необходимо прочесть текст параграфа).

Сообщение по вопросу «Либеральное народничество» должно включать сведения о субъективной социологии и «теории малых дел», о В. П. Воронцове, Н. Ф. Даниэльсоне и др. В сообщение по теме «Идеология радикальной оппозиции» должны быть включены сведения о социал-демократии: большевиках и меньшевиках, о В. И. Ленине, Л. О. Мартове, Г. В. Плеханове, о легальном марксизме, П. Б. Струве. А также сведения об организациях неонародников, эсеровском терроризме и о наиболее известных представителях партии: В. М. Чернове, Е. Ф. Азефе, И. П. Каляеве, Б. В. Савинкове.

Функции учебной деловой игры:

• воссоздает определенную форму предметного и социального содержания какой-либо деятельности, поступков конкретной исторической личности;

• моделирует системы отношений, характерных для данной деятельности, конкретного исторического периода, ситуации;

• воспроизводит типичные социальные и политические ситуации в концентрированном виде;

• способствует овладению предметной и социальной компетенциями;

• дает возможность репетиции и исполнения школьником социальных ролей, в которых отражается ценностный характер поступков конкретного исторического персонажа в конкретный исторический период.

Цель учебной деловой игры: осмысленное, оперативное владение учебным содержанием и использование его в незнакомых ситуациях с учетом взаимодействия с одноклассниками (учитывая их знания, реакцию, интересы и особенности характера).

 


 

А. Имитационные игры предполагают имитацию деятельности государственного органа, например работы Земского собора, Государственной думы (какого-либо иного учреждения); имитацию события (съезд партии, совещание военачальников накануне сражения, судебное заседание и т. д.); имитацию обстановки, условий, например королевский прием, ход сражения и т. д., а также некоторые виды дискуссий.

Б. Операционные игры предназначены для упражнений в конкретных специфических действиях и моделируют определенный процесс, например изготовление агитационного плаката, подготовку к проведению конференции, симпозиума и т. п.

В—Г. Исполнение ролей, инсценировки широко используются во всех классах школы как прием погружения в ситуацию с целью мобилизации, активизации знаний, опыта, нравственно-волевых качеств.

Учебная деловая игра «Симпозиум» по теме урока

Темы докладов:

1. Модернизация и верховная власть.

2. Исполнительная власть: механизм функционирования.

3. Местное управление и самоуправление в начале XX в. Власть и политическая оппозиция.

4. Центральная власть и национальные окраины.

5. Нарастание противоречий между властью и обществом.

По окончании игры «Симпозиум» по теме нового материала урока учитель обобщает: охранительный курс политики самодержавия, лично Николая II вступал в противоречие с развивающейся модернизацией. Разрешение этого противоречия могло закончиться массовыми политическими выступлениями.

Домашнее задание: § 2, письменно выполнить первую часть задания 1 (составить схему). Подготовиться к семинару по теме параграфа.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru