План семинара:
1. Причины Гражданской войны.
2. «Единый военный лагерь» и антибольшевистские выступления в 1918 г.
3. Белое движение и интервенция.
Следует напомнить, что семинар организуется на основе самостоятельной работы с документами и вопросами к ним, а также главных вопросов семинара. Рекомендуется использовать в ходе семинара результаты домашней творческой работы учащихся.
Вопросы к семинару
1. Какие события способствовали эскалации Гражданской войны?
2. Какие меры предприняли большевики для превращения страны в «единый военный лагерь»?
3. Основные силы белой армии и причины их поражения в Гражданской войне.
4. Составьте общую военную карту похода А. И. Деникина на Москву (на основе документа).
5. Охарактеризуйте цели и особенности действий интервентов на территории Советской республики.
6. Дайте оценку мерам большевиков по преодолению сопротивления антибольшевистских сил и интервенции.
Литература к семинару
1. Документ № 16. «О чрезвычайных мерах борьбы за хлеб», тема III. Документы и справочные материалы, с. 97.
2. Документ № 17. «Из Конституции РСФСР 1918 г.», тема III. Документы и справочные материалы, с. 98.
3. Документ № 18. «Постановление ВЦИК «О превращении Советской республики в военный лагерь», тема III. Документы и справочные материалы, с. 101.
4. Документ № 19. «Прокламация для английских войск Архангельского фронта», тема III. Документы и справочные материалы, с. 101.
5. Документ № 20. «Из воспоминаний С. Е. Трубецкого о деятельности белогвардейского подполья…», тема III. Документы и справочные материалы, с. 103.
Дополнительный материал
«Из речи А. Деникина памяти генерала С. Макарова»
(2 июля 1925 г.)
Ни одно из правительств (антибольшевистских) не сумело создать гибкий и сильный аппарат, могущий стремительно и быстро настигать, принуждать, действовать и заставлять других действовать. Большевики тоже не захватили народной души, тоже не стали национальным явлением, но бесконечно опережали нас в темпе своих действий, в энергии, подвижности и способности принуждать. Мы с нашими старыми приемами, старой психологией, старыми пороками военной и гражданской бюрократии, с петровской табелью о рангах не поспевали за ними.
«Из „московской" директивы А. Деникина»
(3 июля 1919 г.)
...Имея конечной целью захват сердца России — Москвы, приказываю:
1. Генералу Врангелю выйти на фронт Саратов — Ртищево — Балашов, сменить на этих направлениях донские части и продолжать наступление на Пензу, Рузаевку, Арзамас и далее Нижний Новгород, Владимир, Москву.
Теперь же направить отряды для связи с Уральской армией для очищения нижнего плеса Волги.
2. Генералу Сидорину правым крылом, до выхода войск генерала Врангеля, продолжать выполнение прежней задачи по выходу на фронт Камышин — Балашов. Остальным частям развивать удар на Москву в направлениях: а) Воронеж — Козлов — Рязань и б) Новый Оскол — Елец — Кашира.
3. Генералу Май-Маевскому наступать на Москву в направлении Курск — Орел — Тула. Для обеспечения с запада выдвинуться на линию Днепра и Десны, заняв Киев и прочие переправы на участке Екатеринослав — Брянск.
4. Генералу Добровольскому выйти на Днепр от Александровска до устья, имея в виду в дальнейшем занятие Херсона и Николаева...
6. Черноморскому флоту содействовать выполнению боевых задач, блокировать порт Одессу.
Домашнее задание: выбрать темы для индивидуальных и групповых проектов.
Темы проектов (на выбор учащихся):
1. Крестьянство в годы Гражданской войны.
2. Создание Красной Армии.
3. Враги и герои Гражданской войны.
4. Экономическая политика советской власти в 1918—1920 гг.
5. Гражданская война и моя семья.
6. Гражданская война и моя «малая родина».