Темы проектов:

1. Крестьянство в годы Гражданской войны.

2. Создание Красной Армии.

3. Враги и герои Гражданской войны.

4. Экономическая политика советской власти в 1918—1920 гг.

5. Гражданская война и моя семья.

6. Гражданская война и моя «малая родина».

Справка для учителя

Проект по своей функциональной специфике организации — технология. Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В. М. Монахов). Для ее эффективной и качественной реализации учителю необходимо учесть следующее:

• своеобразие темы, степень ее изученности;

• место и роль данной темы в курсе, воспитании гражданских качеств учащихся;

• уровень способностей учащихся данного класса, их познавательную активность;

• отбор учебного материала;

• соотнесенность темы с «минимаксом» (необходимые и достаточные знания и умения);

• постановка цели и задач урока;

• соотношение самостоятельной и коллективно-распределительной работы на уроке, ее формы;

• связь с предыдущим материалом;

• форму и тип урока;

• оптимальный набор приемов и методов.

В целом все эти элементы определяют выбор типа технологии. В то же время они представляют собой основу технологии. В формулировке содержания этого нового педагогического понятия существуют определенные разночтения.

Проектная технология

В данном случае это так называемая локальная технология или технология отдельного вида деятельности. В старшей школе объемы учебного материала, высокие требования к выпускникам и учителю подталкивают педагога к поиску инновационных форм деятельности, интерактивных методов, в том числе и к применению проектов. Данный вид деятельности многофункционален в большей степени, чем многие другие. Проект побуждает учащегося проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями, способность к самообразованию и самоорганизации. Проектной деятельности может предшествовать «мозговой штурм», во время которого обозначатся новые интересные проблемы для учащихся. В процессе работы над проектом учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, распределяют обязанности, всесторонне проявляют компетентность личности. Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности моно- и полипредметного, индивидуального и группового (разнообразных образовательных маршрутов) проектов.

В переводе с латинского слово «проект» означает «самостоятельный поиск пути» («брошенный вперед»). Существуют проекты разного типа. Учебно-познавательный проект — ограниченное во времени, целенаправленное изменение определенной системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися. За определенное время (от одного урока до 2—3 мес.) учащиеся решают познавательную, исследовательскую, конструкторскую либо другие задачи. В ходе решения учебно-познавательной проблемы ученикам необходимо получить новые знания.

Главные условия организации работы над проектом:

1. Профессионализм учителя, знание им особенностей проектной методики, осознание широких возможностей развития учащихся в процессе проектной деятельности.

2. Обучение учащихся и овладение ими технологией проектной деятельности (умение определять цель, задачи, видеть предмет исследования, определять гипотезу, планировать собственную деятельность и деятельность своих товарищей). Способность четко, систематически выполнять спланированную работу, что является непременным условием для развития школьников, участвующих в реализации проекта, достижении цели проекта.

3. Стремление учащихся участвовать в работе над проектом; определенный уровень владения знаниями по предмету и общеучебными интеллектуальными умениями.

4. Начатую совместную работу учителя и учащихся по проекту следует доводить до конца, поэтапно согласуя ее промежуточные результаты с учителем.

5. Доступность информации о ходе проекта.

Методика проектной деятельности:

1. Выбор проблемы, обоснование практической значимости ее результата.

2. Определение цели и поэтапных задач.

3. Определение масштабов работы, средств и методов достижения цели, рамок интеграции с другими предметами, предполагаемых сложностей, сроков, разделение всей работы на этапы.

4. Выбор исполнителя или команды для осуществления проекта. Распределение обязанностей на каждом из этапов проекта при всеобщем равноправии участников. Мотивация участников.

5. Планируя проект, необходимо продумать его общую модель и структуру. (Модель — это условный образ, схема конечного результата проекта.)

6. Выбор двух учащихся, отвечающих за информационное обеспечение проекта — выпуск бюллетеней. Обозначение основных принципов оформления, периодичности выпуска.

Требования к организации проекта:

1. Проект разрабатывается по инициативе учащихся, но тема может быть предложена учителем. Для всего класса может быть предложена одна тема, но пути ее реализации в каждой группе будут разные. Возможно одновременное выполнение учащимися в одном классе разных проектов.

2. Проект следует сделать значимым для ближайшего и опосредованного окружения учащихся.

3. Работа по проекту носит исследовательский характер, моделирует работу в научной лаборатории, и поэтому необходимо разработать аппарат исследования, обосновать его.

4. Проект педагогически значим, т. е. учащиеся в процессе его осуществления приобретают новые знания, строят новые отношения, овладевают общеучебными умениями.

5. Проект заранее спланирован, сконструирован совместными усилиями учителя и учащихся. В то же время по мере его развертывания допускаются гибкость и изменения.

6. Проект рекламируется в рамках класса, параллели или школы с целью повышения мотивации участия в его реализации, осознания его общественной значимости.

7. Проект реалистичен, имеет определенную практическую значимость, сориентирован на возможности учащихся. Предполагает широкое разнообразие тем.

Этапы проектирования:

1. Исходный.

Разработка основных идей, констатация изученности проблемы, сбор и анализ данных, обоснование актуализации темы проекта. Подготовка бюллетеня.

2. Этап разработки.

Выбор исполнителя (одного или группы), распределение обязанностей, планирование работы, разработка содержания этапов, определение форм и методов управления и контроля, коррекция со стороны педагога. Подготовка бюллетеня.

3. Этап реализации проекта.

Интегрирование и аккумулирование всей информации с учетом темы, цели. Подготовка наглядно-графического материала, разработка аудио-, видеоряда проекта. Контроль и коррекция промежуточных результатов, соотнесение их с целью; руководство, координация работы учащихся. Подготовка бюллетеня.

4. Завершение проекта.

Представление и защита проекта в классе, на конференции, внутришкольной параллели и т. д. Сопоставление первоначальных целей и результатов исследования. Оценка и подведение итогов. Расформирование команды. Обсуждение результатов проекта, определение познавательных и нравственных приобретений.

Продолжительность защиты проекта от 7 до 20 мин (по предварительному согласованию учителя и учащихся).

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика