План изучения нового материала:

1. Социально-политический кризис 1921 г.

2. Преследование церкви.

3. Итоги Российской революции и Гражданской войны.

В процессе урока следует подчеркнуть, что в ходе Гражданской войны большевики укрепили свои позиции, поскольку центр страны был в их руках, они вели достаточно гибкую политику по отношению к крестьянам, что в итоге позволило закрепить завоевания революции. Современные историки считают, что «поставленные перед суровым выбором рабочие и, отчасти, крестьяне после долгих колебаний склонялись все же к большевикам, рассматривая их как меньшее из зол (дали землю, воюют против прежних порядков, против бар и буржуев)».

Для наиболее эффективного усвоения учебного материала рекомендуется организовать практическую работу групп (пар) с текстом.

Практическая работа

Вопросы:

1. Причины и проявления социально-политического кризиса 1921 г.

2. Меры преодоления кризиса.

3. Причины, методы и последствия преследования церкви для России.

4. Краткие итоги Российской революции и Гражданской войны.

По окончании работы — обсуждение, выбор наиболее качественных работ.

С целью контроля усвоенных знаний о Гражданской войне предложите учащимся выполнить тестовое задание:

Соотнесите событие и период Гражданской войны:

1. Рижский мир

2. Эвакуация французского десанта

3. Первый поход А. В. Колчака к Петрограду

4. Установление Директории на Украине

5. Лозунг «Все на борьбу с Деникиным!»

6. Положение о продовольственной диктатуре

7. Введение должности комиссаров в армии

8. Создание РККА

9. Поход П. Н. Краснова на Царицын

10. Поход А. И. Деникина на Москву

11. Политика «военного коммунизма»

12. Действия А. В. Колчака        

A. I период Гражданской войны

Б. II период Гражданской войны

B. III период Гражданской войны

Г. IV период Гражданской войны

Д. V период Гражданской войны

Домашнее задание: § 12, вопросы и задания к нему. Подготовить короткие сообщения (на 3 мин) о политических и военных деятелях эпохи революции и Гражданской войны по самостоятельному выбору и предварительному согласованию с учителем (Николай Второй, Владимир Ульянов (Ленин), Александр Керенский, Лавр Корнилов, Александр Колчак, Антон Деникин, Нестор Махно, Лев Троцкий, Михаил Фрунзе, Василий Чапаев, Михаил Тухачевский, Моисей Урицкий, Лев Каменев и др.).

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика