Семинар предполагает самостоятельное изучение учащимися документов, уточнение и поиск информации, шире и глубже раскрывающей учебное содержание темы. В дополнение следует подчеркнуть, что школьный семинар — это форма организации урока, при которой учащиеся самостоятельно изучают новый материал на основе различных источников знаний, решают задачи и выполняют задания с последующим коллективным обсуждением и оценкой результатов самостоятельной работы под руководством учителя. Семинарские занятия обеспечивают возможность:
• активно использовать информацию, полученную из различных источников;
• углублять, систематизировать и корректировать знания;
• формировать мотивацию обучения/образования в процессе овладения знаниями, собственную позицию и умение ее отстаивать;
• формировать учебную деятельность, компетенции и реализующие их общеучебные умения;
• успешно решать задачу социализации выпускников, тем самым готовить их к активной дальнейшей жизни после школы.
Учитель напоминает учащимся, что в ходе семинара будут последовательно обсуждаться все вопросы к документам, а также к дополнительным материалам по теме.
План семинара:
1. Отречение императора.
2. Мировая война и революция.
3. Установление двоевластия.
4. Текущий контроль.
Вопросы и задания
1. Объясните, как произошла общественная изоляция власти и каковы были последствия этого.
2. Почему (в отличие от событий 1905 г.) 27 февраля 1917 г. солдаты поддержали рабочих?
3. Как вы думаете, почему нескольких демонстраций было достаточно для начала и победы революции?
4. Объясните, почему в последние дни февраля 1917 г., несмотря на волнения и стачки, рабочие и революционеры считали, что организация революционного восстания — дело отдаленного будущего.
5. Объясните, почему либералы были против идеи народного восстания и предпринимали всяческие попытки разрешить кризисную ситуацию собственными средствами. Какие известные события в России вам это напоминает?
6. Почему для легальной оппозиции отречение Николая II, великого князя Михаила было единственно приемлемым решением в тех условиях?
7. В чем прав, с вашей точки зрения, В. И. Ленин, расценивший Первую мировую войну как «режиссера» всемирной истории?
8. С чем вы можете согласиться в анализе, оценках В. И. Ленина, а что будете оспаривать?
9. Поясните, почему, с точки зрения Э. Людендорфа, «царь, начавший войну в интересах Антанты, должен был пасть». Согласны ли вы с этим «приговором»? Аргументируйте свой ответ.
10. Объясните, кому из союзников (противников) России и почему были выгодны радикальные перемены в стране.
11. Каковы причины Февральской революции?
12. Докажите, что по характеру она была буржуазно-демократической.
13. Сформулируйте итоги Февральской революции:
— Развал армии.
— Демократизация армии.
— Легализация политических партий.
— Провозглашение республики.
— Прекращение войны.
— Решение национального вопроса.
— Решение аграрного вопроса.
— Создание Советов.
— Свержение династии Романовых.
— Сосредоточение власти в руках Думы.
— Установление двоевластия.