План изучения нового материала:

1. Программа реформ П. А. Столыпина.

2. Разрушение общины.

3. Переселенческая политика.

4. Развитие кооперации.

5. Национальная политика.

6. Социальная программа реформ.

7. Реформа местного самоуправления.

8. Дискуссии о результатах реформ.

Для изучения нового материала данного урока целесообразно использовать тематическую лекцию, включающую основные структурно-содержательные идеи, факты, явления и процессы, преподносимые учителем в проблемно-обобщенном виде. Важно такжe использовать весь перечень ключевых и основных понятий, раскрывающих смысловое значение темы. Варианты вопросов и заданий активизирующего, преобразующего, проблемного, развивающего характера, которые рекомендуется использовать в процессе лекции, предлагаются ниже, после методической вставки.

Справка для учителя

Лекционный метод преподавания возник еще в Средние века. Лекция в то время представляла собой публичное чтение научного труда с некоторыми комментариями автора. В современном понимании лекция — это развернутое теоретическое рассуждение, сочетающее элементы рассказа и объяснения.

Современная лекция должна носить проблемный характер, отражать актуальные вопросы теории и практики, способствовать углубленной самостоятельной работе. Предполагается, что для лекции особо важны: логичность ее структуры, глубокое раскрытие разносторонних причинно-следственных связей, присущих исследуемым событиям, явлениям и процессам; отбор иллюстративного материала с учетом интересов и особенностей конкретной аудитории; высокий уровень обобщения, доступность и полнота разъяснений. Таким образом, лекция выполняет не только информативную, но и воспитательную, развивающую функции. Определение цели лекции зависит от ее вида и аудитории слушателей. Например, установочная лекция, обзорная, тематическая, вводная, проблемная, лекция-дискуссия, лекция-консультация. Появились новые виды, такие, как программированная лекция-консультация, письменная программированная лекция, лекция с применением обратной связи. Лекции спецкурсов от лекций предметных дисциплин общепрофессионального цикла отличаются более углубленным изложением научных и профессионально-технологических аспектов, связанных с конкретным видом профессиональной деятельности.

В условиях профильного обучения лекция стала одной из актуальных форм работы со старшеклассниками. Тем не менее учителю следует освоить следующие локальные технологии:

• подготовка к лекции, семинару, зачету, дискуссии, консультации, коллоквиуму;

• организация учебной деятельности;

• управление учебной деятельностью учащихся;

• самоанализ результатов обучения и т. п.

Школьная лекция — это форма организации учебного процесса, который ориентирует учащихся на изучение конкретной темы, на усвоение основных событий, связей, закономерностей, главных идей (всех видов исторических знаний, которые будут перечислены позднее). Лекция предполагает широкую демонстрацию личностного отношения учителя и учеников к учебному материалу. Предусматривается крупноблочное, на обобщенном уровне, изложение педагогом учебного материала с необходимыми акцентами (для каждого класса — разными). В ходе лекции учитель акцентирует внимание учащихся на основных идеях темы (блока тем). Школьная лекция позволяет показать учащимся в более обобщенном виде те явления, в основе которых лежат конкретные события, подробно описанные в тексте учебника. Особенность школьной лекции заключается в использовании элементов беседы, проблемных и развивающих ситуаций; отработке понятий с целью активизации учащихся; вовлечении их в сотрудничество. После школьной лекции учителем планируется семинар или практическое занятие.

 

Вопросы и задания к тематической лекции

1. Что сдерживало российскую модернизацию в начале XX в.?

2. Какие условия были созданы для реализации идеи С. Ю. Витте об углублении модернизации во всех сферах жизни российского общества?

3. Какие личностные и деловые качества П. А. Столыпина, на ваш взгляд, были инструментом в реализации его широкомасштабной социально-экономической стратегии?

4. Какой путь развития сельского хозяйства преобладал в России?

5. Почему при проведении аграрной реформы власти ориентировались на хозяйственного крестьянина ведущих «хлебных» районов?

6. Объясните, почему 28% крестьян за сравнительно короткий срок (за 7 лет) порвали свою связь с общиной, которая до этого была для них образом жизни, их миром.

7. Каковы цели переселенческой политики П. А. Столыпина?

8. Почему переселенческая политика дала небывало высокие результаты: 60% вышедших из общины крестьян стали зажиточными?

9. В чем демократические основы кооперации? В чем ее новизна для России в целом?

10. Объясните, почему «столыпинские» деревни Сибири в большинстве своем стали благополучными.

11. В чем реакционный и одновременно демократический характер национальной политики П. А. Столыпина?

12. Почему, с точки зрения П. А. Столыпина, социальная политика, реформа местного самоуправления были основой успеха всей модернизации?

13. В чем противоречивость политики П. А. Столыпина?

В завершение лекции учитель перечисляет основные цели социально-экономических преобразований П. А. Столыпина и результаты их выполнения.

Домашнее задание: § 5 и вопросы к нему. Подготовиться к практической работе.

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика