План изучения нового материала:

1. Первая мировая война: реалии и перспективы для России.

2. Военные операции.

3. Экономика.

4. Власть.

5. Оппозиция.

6. Общество.

7. Последствия войны для России.

Изучение первого вопроса «Первая мировая война: реалии и перспективы для России» следовало бы начать с сообщения о том, что в 2004 г. к 90-й годовщине начала этой страшной войны в Москве был открыт первый мемориальный комплекс в память о ее героях. Он открыт на месте Братского кладбища, где были захоронены воины России, Сербии, Чехии, Словакии, стран Антанты, военнопленные Германии и Австро-Венгрии. Всего 17,5 тыс. человек.

Далее для выявления и понимания причин, целей и общего хода военных действий со стороны России предлагается организовать самостоятельную работу учащихся в группах на основе текстов вступительной статьи к теме II «Россия в Первой мировой войне 1914—1918 гг.», документа № 1 «Высочайший Манифест...», документа № 2 «Из дневника императора Николая II» («Документы и справочные материалы»).

Целесообразно разделить вопросы по группам. После изучения документов (7 мин) группы представляют свои ответы классу в контексте разрабатываемых вопросов. Причем вопросы непосредственно к документам уместно обсуждать со всем классом по завершении групповой работы.

Вопросы для самостоятельной работы с текстами статьи, документов:

1. Назовите главные причины и цели Первой мировой войны, а также повод к ее началу.

2. Укажите военно-политические блоки стран, участвовавших в войне.

3. Охарактеризуйте готовность российской армии накануне войны.

4. Прокомментируйте краткие ежегодные итоги военных действий российской армии на фронте.

5. Укажите причины неудач российской армии.

6. Назовите потери России в Первой мировой войне.

После того как группа закончит работу, учитель предлагает следующий вид работы по изучению нового материала. В рамках изучения курса отечественной истории за 9 класс у учащихся 11 класса уже были сформированы представления о ходе военных действий и их особенностях в разные годы и т. д. Учитывая это, следует предложить деловую учебную игру, в процессе которой будут интегрированы усвоенные и новые знания учащихся.

________________________________________ 

Учебная деловая игра «Заседание Круглого стола» на тему «Россия в Первой мировой войне»

Организация и ход игры: школьникам предлагается самостоятельно прочесть содержание параграфа и интерпретировать его в соответствии с теми ролями, которые они выберут. Для работы учащимся следует вновь разделиться на 7 групп (1 группа — эксперты), выбрать ведущего. Учитель предварительно подготавливает 6 конвертов, в которых находится название группы и соответственно ее функций. Названия групп следующие:

1) стратеги;

2) тактики;

3) окружение императора;

4) политическая оппозиция;

5) предприниматели;

6) общество.

Учебный материал исследуется с позиций данных социальных (военных, политических) групп. Очевидно, что единой схемы для сообщений нет, однако некоторые ключевые моменты, которые необходимо отразить в рассказах учащихся, безусловно, можно обозначить: цели, причины, повод, действия армии, отношение к ним и оценка представляемой категории населения. Следует порекомендовать группам использовать в подготовке сообщений результаты домашнего творческого задания.

Дополнительно для стратегов:

Цели, задачи фронтов, направления ударов и их результаты (на основе карты войны), командующие фронтов, действия России и стран Антанты, стран Четверного союза, особенности окопной войны.

Словарь:

Военная стратегия — стратегия войны, ее подготовка и ведение, использование в войне вооруженных сил в целом, способы и формы вооруженной борьбы.

Стратегическая оборона — вид военных действий, предпринимаемых в стратегическом масштабе для отражения агрессии, стратегического наступления или контрнаступления противника, удержания занимаемой территории с находящимися на ней административно-политическими, индустриальными объектами.

Стратегическая группировка войск (сил флота) — распределение вооруженных сил (войск, сил флота) по театрам военных действий, стратегическим направлениям и задачам, выполняемым объединениями различных видов вооруженных сил и родов войск, войск (сил флота), развернутых в определенных районах с соответствующим построением, исходя из замысла ведения войны.

Дополнительно для тактиков:

1. Средства и методы ведения боевых действий небольшими подразделениями.

2. Настроения в армии.

Словарь:

Тактика — составная область военного искусства, охватывающая теорию и практику подготовки и ведения боя подразделениями, частями (кораблями) и соединениями всех видов ВС, родов войск и специальных войск. Тактика включает деятельность командиров, штабов и войск (сил флота) по подготовке, ведению и обеспечению боя.

План учебной деловой игры:

1. Инструкция учителя.

2. Работа в группах.

3. «Заседание Круглого стола».

4. Подведение итогов работы председателем (ведущим).

1. Педагог нацеливает учащихся на деловую учебную игру по теме, ставит цель, объясняет ход игры, указывает регламент этапов. Здесь следует иметь в виду, что чем меньше вы отведете времени на работу на том или ином этапе, тем больше будут сосредоточены одиннадцатиклассники. Отмечается также, что каждый учащийся может проявить себя, продемонстрировать уровень усвоения знаний.

2. Работа в группах: подготовка выступления, выбор докладчика. Группы используют учебник, дополнительный текст и опираются на собственные знания по теме.

3. «Заседание Круглого стола»: выступления по согласованной теме, обсуждение, дополнение всеми участниками. Заслушивание экспертной оценки.

4. Подведение итогов работы: выступление ведущего.

По завершении игры учитель делает обобщение: начавшаяся война способствовала сплочению российского общества на некоторое время. Столица была переименована в Петроград, прекратились забастовки, Дума утвердила проекты правительства, создавались общественные организации в поддержку армии, усилились националистические настроения. Россия, не успевшая осуществить программы перевооружения армии и флота, в первые месяцы войны добилась некоторых успехов в Восточной Пруссии и на Юго-Западном фронте. Однако армия не сумела закрепить успех. В дальнейшем неэффективные действия военачальников, правительства привели к разочарованию общества. В 1915 г. Прогрессивный блок во главе с П. Н. Милюковым требует от царя создания министерства доверия. Чрезмерно частые смены председателей Совета министров, который называли «кувырк-коллегией» или «министерской чехардой» (Пуришкевич), и смена высшего военного командования никаких позитивных результатов не давали. Страна утратила единство, раскол в обществе усиливался. Разрастающийся всеобъемлющий кризис стал причиной приостановки Столыпинской реформы. Города, армия испытывали продовольственные трудности, поскольку крестьяне не хотели продавать зерно по ценам, отстававшим от инфляции. Народ не хотел жить по-старому, а власть не могла найти новые формы сотрудничества, пойти на компромисс. Почти все в стране жили в ожидании неминуемых перемен.

Домашнее задание: § 7, вопросы и задания к нему. Подготовиться к практической работе по данной теме.

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика