План изучения нового материала:

1. Стратегии революции.

2. Рост влияния большевиков.

3. Политические кризисы.

4. Политизированное общество.

В начале изучения нового материала следует организовать заслушивание и обсуждение программ кадетов, меньшевиков, большевиков и эсеров. Информацию целесообразно сгруппировать в таблицу по основным вопросам: социальная основа, решение аграрного, политического, рабочего, национального вопросов и отношение к войне.

Изучение нового учебного материала целесообразно организовать в форме групповой работы. Для этого класс делится на 5 групп (по 4 человека, не более). Опыт работы в группах позволяет одиннадцатиклассникам самостоятельно оценивать собственный вклад в общее дело и давать адекватную оценку работы одноклассников. Каждая группа получает «Рабочую карту» с заданиями трех уровней сложности. Продолжительность работы 15 мин (если учитель предоставит больше времени, то это ослабит внимание учащихся, они начнут отвлекаться).

Задания «Рабочих карт» для групп

1-я группа:

1. Сформулируйте содержание понятия «двоевластие».

2. Дайте характеристику понятий «большевизм», «демократический социализм», «Учредительное собрание».

3. Докажите, что оба органа власти отражали разные идеалы и представления о революции.

2-я группа:

1. Перечислите условия, способствовавшие росту влияния большевиков.

2. Охарактеризуйте политические силы, которые оказались у власти в результате революции (цели, идеалы, социальная основа).

3. На основе текста параграфа охарактеризуйте политический курс Временного правительства.

3-я группа:

1. В чем состояла главная причина политических кризисов?

2. Какова роль В. И. Ленина в радикализации общества?

3. Объясните, почему российское общество резко политизировалось после Февральской революции.

4-я группа:

1. Охарактеризуйте личностные и деловые качества А. Ф. Керенского с позиции соответствия должности председателя Временного правительства.

2. Объясните, почему меньшевики, эсеры, имея рычаги власти, поддержку рабочих, не пошли на установление полной власти в своих интересах.

3. Сравните Советы 1905 г. и 1917 г.

5-я группа:

1. Почему правительство называлось Временным?

2. Перечислите политические кризисы и способы их преодоления. Поясните, как связаны между собой проблема войны и апрельский кризис.

3. В чем проявилась в ходе политических кризисов слабость и незрелость либеральных идей, ценностей в российском обществе?

По истечении 15 мин начинается обсуждение. Высоко оцениваются полные, четкие ответы на вопросы; умение представлять и отстаивать групповой интерес (если отвечающего перебивают члены его группы, то это во многом свидетельствует о несформированности коммуникативных умений. Следует научить школьников корректно поправлять, вносить существенные дополнения в ответы своих одноклассников).

Для наглядности можно предложить учащимся ознакомиться с диаграммой (схемой) сути двоевластия, изображенной в виде «человечка». «Голова» — ВРП (Временное революционное правительство), «шея» — ПС (Петросовет рабочих и солдатских депутатов), «туловище» — общество. Иначе говоря, между «туловищем» и «головой» находится «шея», которая является связующим звеном между ними, она подвижна, но связь с ВРП очень хрупка. Другими словами, если общество недовольно действиями правительства, то Петросовет не поддерживает ВРП. В этом случае под ним «падает опора» — «шея», что означает либо поиск компромисса, либо политический кризис.

 


 

Необходимо также организовать практическую работу с документами № 14—16 (Документы и справочные материалы). Совместно с учащимися обсудить их содержание на основе имеющихся к ним вопросов.

? — Объясните фразу: «Двоевластие в центре и многовластие на местах».

— Поясните, каково значение Декларации от 19 марта о временном характере власти, о подготовке созыва Учредительного собрания, на котором будут разрешены все основные вопросы для развития общества в условиях политических кризисов.

Учителю необходимо уделить внимание следующим вопросам: образование буржуазной республики в России и неустойчивость власти Временного правительства. Однако пришедшая к власти буржуазия оказалась не способной решить острые проблемы страны. За период существования буржуазной республики (о которой было заявлено только 1 сентября 1917 г., хотя форму государственного устройства должно было определить Учредительное собрание, не созванное до того времени) Временное правительство пережило ряд кризисов, ставших причиной смены его четырех составов. Вместе с тем двоевластие отражало две альтернативы для России: либеральную и революционную.

Временное правительство со 2 марта по 25 октября 1917 г.

 

 

Правительство и его лидер

Продолжительность деятельности

Период правительственного кризиса

1

Политически однородное, князь Львов

2 марта — 2 мая 1917 г.

3—4 мая 1917 г.

2

I коалиционное правительство, князь Львов

5 мая — 2 июля 1917 г.

3—23 июля 1917 г.

3

II коалиционное правительство, А. Ф. Керенский

24 июля — 26 августа 1917 г.


26 августа — 24 сентября 1917 г.

 

4

III коалиционное правительство, А. Ф. Керенский

25 сентября — 25 октября 1917 г.

При этом следует обратить внимание на то, что наряду с новыми органами власти, общественно-политическими организациями существовали и прежние высшие органы власти (Правительствующий сенат, Верховная следственная комиссия, Главный экономический комитет, Священный синод, Церковный собор и др.).

Далее учителю рекомендуется сообщить о важном факте, во многом изменившем ход событий в Петрограде. Это возвращение В. И. Ленина в Россию из швейцарской эмиграции, где он находился около 16 лет. Здесь необходимо объяснить позицию лидера большевиков в его стремлении взять курс на социалистическую революцию. Он считал, что в тех условиях это можно было осуществить мирным путем, вытесняя из Советов меньшевиков и эсеров. Он ставит задачу завоевания масс, активной критики Временного правительства. Учитель предлагает заслушать сообщение о содержании работы В. И. Ленина «О задачах пролетариата в данной революции» («Апрельские тезисы»).

Учителю следует рассмотреть причины правительственных кризисов и последующие маневры. Обратить внимание на то, что обострение комплекса проблем, активизация общества к 3—5 июля 1917 г. спровоцировали правительство на применение оружия против демонстрантов. В. И. Ленин был объявлен вне закона и нелегально перебрался в Финляндию. Некоторые историки считают, что с образованием нового коалиционного правительства (II) во главе с А. Ф. Керенским (эсеро-меньшевистским по составу) закончился период двоевластия. Следует также рассмотреть организационно-политические основы корниловского мятежа и его последствия. Важно рассмотреть значение решений правительства от 1, 14 и 21 сентября 1917 г. С этой целью следует организовать обсуждение документа № 8 «Единственным исходом считаю установление диктатуры» темы III пособия к учебнику «Документы и справочные материалы». Далее изучаются документ № 9 «Из постановления Временного правительства о провозглашении России республикой», тема III. Документы и справочные материалы; документ № 11 «Из приказа начальника 3-й пехотной дивизии В. А. Музеуса командирам 11-го и 12-го пехотных полков о переброске в Петроград на подавление вооруженного восстания», тема III. Документы и справочные материалы.

Завершая изучение нового материала, учитель еще раз акцентирует внимание учащихся на новую расстановку политических сил после Февральской революции, уточняет факторы, способствовавшие этому.

По окончании работы школьники заполняют «Лист самоконтроля учащегося».

 

Лист самоконтроля учащегося

 

Тема урока

Какие ключевые понятия и процессы усвоил?

Что вызвало трудности и каковы вероятные причины этого?

Личная оценка качества усвоения материала

Личная оценка активности, вклада в работу группы

Конструктивные предложения по уроку

 

 

 

 

 

 

 Домашнее задание: § 9, вопросы и задания к нему. Подготовить сообщение о левых эсерах и их лидере — Марии Спиридоновой (по желанию).

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика