План изучения нового материала:

1. Причины Гражданской войны.

2. «Единый военный лагерь» и антибольшевистские выступления в 1918 г.

3. Террор. Жизнь в условиях насилия.

4. «Военный коммунизм».

5. Антибольшевистские силы в Гражданской войне.

6. Белое движение и интервенция.

7. Крестьянские движения.

8. Победа большевиков в Гражданской войне.

Приступая к изучению данной темы, учителю следует сразу оговориться, что Гражданская война начала XX в. не имеет четких хронологических рамок. Однако многие историки склоняются к тому, что она длилась с 1917 по 1922 г., имея в виду, что в этот отрезок времени были отмечены очаги противостояния. Вместе с тем существует наряду с другими следующая периодизация, охватывающая наиболее активный период военного противостояния в обществе, сочетавшегося с иностранной интервенцией:

I этап — октябрь 1917 г. — май 1918 г.

II этап — май — ноябрь 1918 г.

III этап — ноябрь 1918 г. — февраль 1919 г.

IV этап — март 1919 г. — весна 1920 г.

V этап — май 1920 г. — ноябрь 1920 г.

Учитель предлагает учащимся за 3 мин ознакомиться с текстом пункта параграфа и выделить причины Гражданской войны. Обобщая ответы, учитель называет следующие ее причины:

1. Насильственное смещение Временного правительства.

2. Отказ большевиков от идеи однородного социалистического правительства и принципов парламентаризма.

3. Экономическая политика большевиков.

4. Заключение сепаратного Брестского мира.

5. Недемократические меры большевиков (диктатура, репрессии, деятельность ВЧК, запрет оппозиционной печати).

? — Перечислите общественно-политические силы, которые были способны защищать свои идеалы.

— Объясните, почему сложно установить четкую периодизацию Гражданской войны.

— Почему большевики упорно продолжали свою политику, несмотря на недовольство различных социальных групп?

Пожалуй, целесообразно выделить следующие особенности Гражданской войны:

1) отсутствие четких хронологических рамок;

2) комбинированные атаки сил Антанты и внутренней оппозиции;

3) обоюдная жестокость.

Возможен и такой прием (на усмотрение учителя): сравнение лозунгов красных и белых. Например:

 

 

Красные

Белые

«Да здравствует мировая революция!»
«Смерть мировому капиталу!»
«Мир хижинам, война дворцам!»

«Умрем за Родину!»
«Отечество или смерть!»
«Лучше смерть, чем гибель России!»
«Единая и неделимая Россия!»

? — Укажите причину явных различий лозунгов.

— На основе данных лозунгов сформулируйте цели противоборствующих сторон.

— Объясните, какие категории населения и почему поддержали лозунги красных, а какие — белых.

Политический спектр не ограничивался только силами красных и белых, он делился на три лагеря:

1) антисоветский, который был представлен дворянством, буржуазией, чиновниками, возглавляемыми кадетами;

2) лагерь третьего пути — «демократической контрреволюции», в который вошли представители эсеров и меньшевиков, создававших самообъявленные правительства: Директория в Омске, Временное Сибирское правительство в Томске и др.;

3) бывшие союзники большевиков — анархисты и левые эсеры, оказавшиеся после заключения Брестского мира в оппозиции к большевикам.

Важно также подчеркнуть, что второй период Гражданской войны наиболее трудный, но короткий.

Здесь также важно обратить внимание на особенности экономической политики большевиков, особенно в деревне (апрель — май 1918 г.). Декретом ВЦИК от 13 мая 1918 г. в стране была введена продовольственная диктатура, подтверждалась хлебная монополия и твердые цены; 11 июня 1918 г. были организованы комбеды; летом 1918 г. были созданы коммуны и артели, в них вошли безземельные бедняки и бывшие батраки.

Тем не менее первоначально большевики продолжали политику Временного правительства, например товарообмен. Кроме непопулярных мер в деревне, положение новой власти ухудшило введение с 14 ноября 1917 г. рабочего контроля на заводах. В апреле — мае 1918 г. были предприняты попытки внедрить элементы так называемого государственного капитализма.

? — Поясните, почему большевики, заявлявшие о защите интересов беднейшего населения России, в деревне предпринимали меры, еще более ослаблявшие ее население.

— Почему исход Гражданской войны во многом был определен поведением «третьей силы» — крестьянства?

— Перечислите действия большевиков, подтолкнувшие страну к Гражданской войне.

— Каким образом восстание чехословацкого корпуса в мае 1918 г. активизировало силы, оппозиционные большевикам?

— На карте «Гражданская война» найдите основные очаги сопротивления советской власти в конце 1917 г. — к началу лета 1918 г. Попытайтесь объяснить причины локализации именно на этих территориях.

— Дайте определение понятия «гражданская война».

В процессе изучения вопросов «Единый военный лагерь» и антибольшевистские выступления в 1918 г.» и «Террор. Жизнь в условиях насилия» следует кратко раскрыть содержание этапов Гражданской войны, вспомнить с учащимися ключевые события этого времени. Обратить внимание, что на первом этапе вокруг генералов А. М. Каледина, П. Н. Краснова, М. В. Алексеева формируются оппозиционные силы; атаман А. И. Дутов также создает крупную группировку. Вооруженные столкновения на тот момент носили локальный характер. (Целесообразно поручить подготовить 2—3 учащимся краткие сообщения об основных лидерах антибольшевистских сил.)

Начало 1918 г. было для молодой Советской страны очень непростым. Прежде всего это было связано с ситуацией на фронте. В феврале Германия начала наступление на Восточном фронте. Разложение армии продолжалось. Попытка с января по апрель создать армию на добровольческой основе не принесла успехов: добровольцев было немного. Советская власть выдвинула лозунг: «Отечество в опасности!». В этот период были предприняты попытки создания новой, рабоче-крестьянской армии. В апреле 1918 г. было принято решение о создании регулярной Красной Армии с привлечением так называемых военспецов (военных, служивших бывшему, царскому режиму). С этой целью был издан декрет об обязательном военном обучении, отменена выборность командирского состава, утверждена присяга (предложенная Троцким), введена система заложничества и устрашения, введена должность комиссаров. На V съезде Советов в июне 1918 г. была принята Конституция РСФСР и установлена всеобщая воинская повинность.

Лозунгом «красного террора», объявленного 5 сентября 1918 г., стали слова: «Они убивают личности, мы убьем классы».

? — С помощью карты объясните, почему к лету 1918 г. Советская республика оказалась в огненном кольце и потеряла 3/4 своей территории.

— Спрогнозируйте возможные последствия для Советской страны утраты промышленных и хлебных районов, источников топлива.

— Какие меры предусматривались для того, чтобы превратить Советскую республику в единый военный лагерь?

— В чем проявился недемократичный характер первой Конституции Советской республики?

— Почему главной жертвой вооруженных столкновений стало мирное население?

— Перечислите политические события, которые привели к установлению однопартийной диктатуры большевиков в условиях Гражданской войны.

— Прокомментируйте мнение В. И. Ленина о том, что закон должен не заменять террор, а оправдывать его.

Вопросы для дискуссии:

1. Согласны ли вы с утверждением, что «красный террор» стал одним из инструментов победы большевиков в Гражданской войне?

2. Расширение географии, массовость антибольшевистских выступлений стали одной из причин перехода к политике «красного террора».

По вопросу «Военный коммунизм» целесообразно организовать короткое ознакомление с материалом с целью выделения учащимися основных идей и принципов данного социально-экономического курса большевиков.

Изучение вопросов «Антибольшевистские силы в Гражданской войне», «Белое движение и интервенция», «Крестьянские движения» целесообразно организовать в форме лабораторно-практической работы на основе текста учебника (соответствующих пунктов) и карты «Гражданская война».

Лабораторно-практическая работа

В процессе изучения школьники систематизируют сведения из обозначенных пунктов параграфа, дополнительного материала (см. ниже) с помощью представленной ниже таблицы. Важно обратить внимание учащихся на то, что в выводе следует отметить наиболее трудные годы для советской власти (на основе группировки); определить, какие силы были более многочисленны и действовали более организованно и целеустремленно в ходе Гражданской войны.

Политическое противостояние сил в Гражданской войне

 

 

Годы Гражданской войны

Силы контрреволюции

Белое
движение

Интервенция

Крестьянское движение

Лидеры

1917

 

 

 

 

 

1918

 

 

 

 

 

1919

 

 

 

 

 

1920

 

 

 

 

 

      Вывод:

Дополнительный материал

«Из воспоминаний У. Черчилля о роли Антанты

в организации интервенции против Советской власти»

По совету генерального штаба, начиная с июля месяца 1919 г., Англия оказывала ему (Деникину) главную помощь, и не менее 50 тыс. ружей, 200 пушек, 30 танков и громадные запасы оружия и снарядов были посланы через Дарданеллы и Черное море в Новороссийск. Несколько сотен британских армейских офицеров и добровольцев в качестве советников, инструкторов, хранителей складов и даже несколько авиаторов помогали организации деникинских армий.

Было бы ошибочно думать, что в течение всего этого года мы сражались на фронтах за дело враждебных большевикам русских. Напротив того, русские белогвардейцы сражались за наше дело. Эта истина станет понятно чувствительной с того момента, как белые армии будут уничтожены и большевики установят свое господство на всем протяжении необъятной Российской империи.

Вопросы к документу: 1. Чем была обусловлена пассивность сил Антанты на территории России? 2. Объясните, почему Англия стала оказывать военную помощь с 1919 г. 3. Какие цели преследовал У. Черчилль в интервенции?

По окончании лабораторно-практической работы учащимся предлагается обсудить следующие вопросы:

? — Прокомментируйте фразу Н. И. Бухарина: «Пролетарское принуждение во всех своих формах, начиная от расстрелов... является методом выработки коммунистического человека из человеческого материала капиталистической эпохи».

— Укажите основные центры антибольшевистской борьбы.

— Каковы причины поражения походов П. Н. Краснова?

— Вспомните из курса основной школы, почему в ноябре 1918 г. пало правительство Скоропадского, ориентированного на Германию.

— Что способствовало разворачиванию активных действий А. В. Колчака в Сибири, Предуралье?

— С помощью карты кратко опишите цели и действия А. В. Колчака и Н. Н. Юденича весной и осенью 1919 г.

— Обсудите, почему центр Белого движения перемещается летом 1919 г. на юг.

— Проследите по карте, какие действия предприняли А. И. Деникин и Добровольческая армия летом 1919 г. С какой целью он собрал колоссальную армию, что этому способствовало?

— Объясните, какую роль сыграла несогласованность действий А. В. Колчака и А. И. Деникина в 1919 г.

— Укажите причины побед Красной Армии с сентября по декабрь 1919 г. на юге и северо-западе России.

— Каковы причины поражения армии А. В. Колчака?

— Объясните, почему не удалось реализовать идею открытой интервенции, предложенную Черчиллем.

— Прокомментируйте связь между Гражданской войной и интервенцией в России.

— Охарактеризуйте позиции «зеленых» (Махно, Григорьев, северокавказские объединения и др.), характер их движения.

— Поясните, какие факты позволили большевикам объявить в 1920 г. о завершении Гражданской войны и победе над белой армией.

Изучение вопроса «Победа большевиков в Гражданской войне» следует организовать в форме групповой работы. Целесообразно рекомендовать занести сгруппированные сведения в таблицу («Политическое противостояние сил в Гражданской войне»).

Задания для групп

1-я группа:

Выделите источники победы большевиков в Гражданской войне.

2-я группа:

Определите результаты победы большевиков.

3-я группа:

Выявите причины поражения Белого движения.

4-я группа:

Перечислите итоги Гражданской войны.

Общее задание для групп:

— Выделите источники победы большевиков на втором, третьем и четвертом этапах Гражданской войны.

По окончании работы в группах — обмен мнениями и обсуждение результатов.

Дискуссия по технике «Дебаты»

Организационный момент: класс делится на две соперничающие команды, выбираются по три их представителя («спикеры»). Команды ведут дебаты вокруг четко сформулированного тезиса, который защищает одна команда и опровергает другая. Выбираются эксперты (3), отслеживающие работу участников дебатов начиная с этапа подготовки, оценивающие аргументацию, перекрестные вопросы оппонентов, само выступление участников дебатов и заполняющие «Лист оценки участника дебатов» (см. ниже). Поскольку диспут организуется впервые, учитель берет на себя роль ведущего и следит за соблюдением временнóго режима дискуссии. В последующих дебатах это нужно поручать определенному учащемуся.

Краткое описание: основное содержание данной техники диспута — конфликт мнений, приведенных фактов. Учитель предварительно предлагает провести дебаты, обозначая проблему. Командам отводится 2—3 мин для обдумывания, формулирования тезисов, аргументации позиции. Команда, которая формулирует утверждающий ответ по данной проблеме в форме тезиса, делает это совместно со «спикерами». Ответ излагает один из «спикеров». Второй «спикер» должен привести подтверждающие аргументы; третий — формулирует окончательный ответ соперникам, опровергая их доказательства. В свою очередь, три «спикера» опровергающей стороны (команды) формулируют отрицающие аргументы, усиливают отрицательный ответ; причем третий «спикер» представляет заключительный ответ соперникам, опровергает их доводы. В процессе дебатов участникам следует продемонстрировать убедительную, аргументированную речь и с помощью веских доводов опровергнуть своего оппонента, убедить соперников и экспертов в верности своей позиции.

План дебатов:

1. Изложение проблемы.

2. Дебаты.

3. Заключительное слово экспертам, лучшим участникам.

Лист оценки участника дебатов

Вопросы для обсуждения в ходе дебатов (на выбор):

 

Ф. И. О. спикера

Оценка аргументации

Оценка перекрестных вопросов

Оценка логики и связности речи

№ команды

 

 

 

 

 

      ? — Можно ли считать расстрел царской семьи одним из проявлений Гражданской войны?— Согласны ли вы с утверждением, что «военный коммунизм» — одно из условий победы большевиков в Гражданской войне?

 Домашнее задание: § 11, вопросы и задания к нему. Выполнить творческое задание: описать с позиции «зеленых» ключевые события Гражданской войны (по желанию). Подготовиться к семинару.

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика