План изучения нового материала:

1. Модернизация целей и задач внешней политики.

2. Гаагские конференции.

3. Русско-японская война.

4. Выбор союзников в Европе.

5. Подготовка к большой войне.

Приступая с учащимися к изучению внешней политики в начале XX в., учителю следовало бы подчеркнуть, что для России жизненно важным было завершение модернизации. Однако внешнеполитические условия в Европе осложнялись, постепенно образовывались узлы противоречий. В этой новой ситуации России необходимо было сделать выбор: что выгоднее и перспективнее, где преимущества? В рамках этой проблематики педагог раскрывает суть вопросов «Модернизация целей и задач внешней политики», «Гаагские конференции», обосновывает причины действий России. Важно подчеркнуть, что Россия вновь обращает свои стратегические национальные интересы в сторону Востока.

? — Используя сведения из рассказа учителя и текста учебника, укажите два главных фактора такого поворота во внешней политике России.

— Как вы думаете, почему идеи созыва мирных конференций (1899, 1907 гг.) были положительно восприняты многими странами?

— Подумайте, о каких новых серьезных переменах в жизни человечества свидетельствуют факт созыва мирных конференций, их решения.

— Почему Россия стала активным проводником мирных инициатив на рубеже веков?

Изучение вопроса «Русско-японская война» целесообразно организовать в интересной и необычной форме, поскольку информация о военных действиях трудно воспринимается и запоминается школьниками в любом возрасте.

С этой целью можно предложить нижеприведенные варианты организации учебной работы. Каждый вариант имеет свою специфику, и это один из важных критериев оценки качества его выполнения. Уместно использовать иллюстрации на с. 33 учебника. Наиболее эффективно использовать оба варианта представления учебного материала.

I. Учитель заранее предлагает учащемуся подготовить репортаж военного журналиста о русско-японской войне как о свершившемся событии. При этом педагог совместно с учащимся выстраивает логику сообщения, отбирает факты и события, демонстрационные материалы, в том числе и событийную карту, короткие интервью с участниками событий, отражающие различные точки зрения на отдельные события и войну в целом с учетом специфики сообщения.

II. В начале урока учитель предлагает учащемуся представить данный материал с позиций начальника штаба военного ведомства (назвать имя), представить общий отчет (допустим, Государственному совету) о причинах, этапах военных действий, о действиях (в том числе и ошибочных) отдельных воинских соединений и флота, военачальников на разных этапах и в отдельных сражениях (с опорой на карту русско-японской войны).

Отчет должен быть четким, коротким, доступным для понимания, соответствовать специфике доклада военного чиновника. В развитие игровой ситуации можно проанализировать различные точки зрения, поддерживавшиеся членами Государственного совета.

Вопросы для закрепления изученного материала:

— Почему В. К. Плеве считал, что «маленькая победоносная война» нужна была России в тот момент?

— Назовите причины поражений армии под Ляояном, на реке Шахэ, под Мукденом.

— Каковы причины поражения российского флота?

— В чем трагизм событий, связанных с защитой Порт-Артура?

— Прокомментируйте фразу министра иностранных дел А. П. Извольского: русско-японская война «пошатнула все здание европейской политики».

— Какова роль С. Ю. Витте в подписании Портсмутского мирного договора?

— Как повлияла на жизнь страны русско-японская война?

Вопросы «Выбор союзников в Европе» и «Подготовка к большой войне» следовало бы предложить для самостоятельного изучения учащимися на основе сравнительной таблицы.

Рекомендуется отметить, что в начале XX в. европейский капитализм во многом исчерпал свои возможности развития вширь. Возникла проблема новых рынков сбыта и дешевой рабочей силы (это показал кризис начала века). Эскалация гонки вооружений привела к кризису гуманитарных ценностей. В России под влиянием поражения в русско-японской войне постепенно начинают нарастать националистические настроения.

Самостоятельная работа

Учитель предлагает учащимся самостоятельно изучить вопросы «Выбор союзников в Европе» и «Подготовка к большой войне» и сгруппировать в таблицу сведения об обострении, эскалации милитаристских настроений в Европе и мире с целью их анализа, формулирования выводов. Продолжительность работы 7 мин.

Целесообразнее, чтобы учащиеся индивидуально определили оптимальную форму таблицы и основания для группировки сведений. Возможна следующая форма таблицы (в данном случае она заполнена для учителя):

Обострение ситуации в Европе и мире

 

 

Страна

Цели стран

Поиск союзников

Препятствия для союза

Образование союза

Милитаризация стран Европы

1

Россия

 

 

 

 

 

2

Германия

 

 

 

 

 

3

Англия и Франция

 

 

 

 

 

      Выводы:
По окончании самостоятельной работы учащихся проводится проверка и обсуждение правильности и качества ее выполнения; заслушиваются выводы, определяется наиболее полный и правильный вариант.
Завершая урок, учитель подчеркивает, что модернизация целей и задач внешней политики, обусловленная в первую очередь необходимостью обеспечения безопасности страны, создания благоприятных условий для реализации задач завершающего этапа индустриальной модернизации, не смогла все же предотвратить втягивания России в мировую войну.
Домашнее задание: § 6, вопросы и задания к нему. Подготовить сообщения о героях русско-японской войны (по желанию). Подготовиться к семинару.

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика