План изучения нового материала:

1. Булыгинская дума.

2. Реформа исполнительной власти.

3. Реформа Государственного совета.

4. Избирательное законодательство 1905 г.

5. Начало формирования российской легальной многопартийности.

6. Формирование и деятельность Государственной думы.

Вопрос изучается самостоятельно учащимися (5 мин), затем учитель предлагает интерактивную игру по первой части содержания данного пункта.

Учебная деловая игра типа «диалог» по вопросу «Булыгинская дума»

Организационный момент: класс делится на 7 групп. Одна из них — группа экспертов, которые располагаются по одному в других группах и ведут экспертизу деятельности каждого члена и всей группы в целом. Три группы (из оставшихся шести) с помощью текста учебника и собственных знаний готовят краткое, но емкое сообщение о положительных результатах работы булыгинской думы. Следующие три группы отбирают свидетельства отрицательного характера из тех же источников и по тем же критериям. Учитель организует и поощряет обмен противоположной информацией в виде диалога. Диалог ведется представителями от трех противоположных групп на принципах очередности (положительное — отрицательное). Длительность игры не более 12 мин.

План учебной деловой игры:

1. Инструкция учителя.

2. Работа в группах.

3. Заслушивание устных выступлений.

Эксперты определяют наиболее активных ребят, наиболее активную группу, наиболее эффективный результат группы.

Важно обратить внимание учащихся на законосовещательный характер булыгинской думы, которая опиралась на крестьянство как общественную силу, преданную царю. Крестьяне имели в 1,5 раза больше голосов, чем дворяне, что активизировало царистские настроения. Это была попытка консервативных сил завладеть политической ситуацией в стране, что способствовало поискам компромисса и созданию блока революционерами и демократами. Их встречи происходили в аудиториях университетов, что вскоре привело к образованию Конституционно-демократической партии — кадетской партии (Партия народной свободы).

Продолжая изучение вопроса о проектах представительных органов в России, следует подчеркнуть, что проект булыгинской думы не был принят императором, который счел, что «лучше сразу решить проблему, чем постоянно идти на уступки оппозиции». Под влиянием ряда факторов, в том числе начавшейся Всероссийской Октябрьской политической стачки, 17 октября 1905 г. император подписывает Манифест, провозгласивший думскую монархию. Следует подметить, что в появлении Манифеста значительную роль сыграла активная позиция С. Ю. Витте, считавшего, что другого пути в условиях модернизации и радикализации политических сил для России нет. На основании Манифеста в апреле 1906 г. были утверждены «Основные Государственные Законы Российской империи» (оба документа будут подробно изучаться во время практической работы).

? — Что свидетельствует о том, что данный Манифест — очередная уступка радикально настроенной части населения?

— Докажите, что Манифест создавал основы для формирования гражданского общества, правового государства.

— Каково значение булыгинской думы в политической истории России?

В рамках пункта параграфа «Реформа исполнительной власти» учитель излагает учащимся изменения в деятельности правительства. Важно отметить перемены в функциях Совета министров, которые опять же связаны с деятельностью С. Ю. Витте. Между тем императору принадлежало право назначения министров, что позволяло не допустить однородного Совета министров с сильным председателем. В то же время это был сильный противовес парламенту, буфер для императора и предмет критики парламентариев и общества.

Целесообразно предложить одному из учащихся изобразить на доске схему полномочий Совета министров.

При изучении вопросов «Реформа Государственного совета» и «Избирательное законодательство 1905 г.» целесообразно их объединить. Главное, на что следует обратить внимание, — это образование российского парламента, верхней палатой которого являлся Государственный совет, а нижней — Государственная дума. Парламент имел законодательные функции. Реорганизуя Госсовет, власть пыталась сохранить традиционные рычаги контроля, что во многом удалось. Однако это был представительный орган, в котором преимущество получила аристократия, назначаемая императором, а затем торгово-промышленная буржуазия, духовенство, университетская интеллигенция.

Далее перечисляются полномочия Госсовета, определяется его значение, роль в формировании легальной российской многопартийности.

В продолжение изучения сути изменения структуры политического устройства России рассматриваются особенности формирования Государственной думы. Важно отметить, что, несмотря на сложность куриальных выборов, представительство в Думе оказалось в политическом плане сбалансированным. Поскольку на выборах в I Думу победили кадеты, ее первым Председателем стал кадет, профессор С. А. Муромцев. Однако в социальном плане большинство оказалось на стороне крестьянства, достаточно слабого для поиска решений политических и юридических вопросов. Ситуация вновь предполагала альтернативу: общество и власть должны были сделать правильный выбор.

Проблемные вопросы:

? — Почему либералы, настроенные на буржуазные преобразования, постоянно искали компромисса с самодержавием?

— Почему революционные партии опирались на утопизм идеалов русского традиционного сознания, манипулируя при этом идеями либерализма и демократии?

— Поясните, какие возможности были созданы для самодержавия и консерваторов в этих условиях.

Дискуссия по технике «микрофон»

Справка для учителя

Данный вид дискуссии организуется в рамках предоставления помощи учащимся: учитель предлагает выступить слабоактивным ученикам особым способом — он передает им микрофон. Поэтому начинает говорить тот ученик, у которого находится микрофон.

Вопросы для дискуссии (на выбор):

? — Можно ли считать революцию 1905—1907 гг. следствием завершающейся модернизации?

— Согласны ли вы с тем, что в начале XX в. в России были исчерпаны эволюционные возможности самодержавной монархии?

— Можно ли утверждать, что в начале XX в. общество осознало неизбежность революции в России?

Содержание пунктов параграфа «Начало формирования российской легальной многопартийности» и «Формирование и деятельность Государственной думы» следует также объединить в процессе их изучения. Информация, данная в этих пунктах, характеризует политический процесс, отражающий деятельность политических партий и объединений, их место и роль в событиях того времени.

Важно обратить внимание учащихся на то, что Манифест был воспринят как победа общества над самодержавием. Были созданы условия для легальной деятельности различных политических партий. Учащимся необходимо напомнить, что образование партий — это не единовременный акт, а процесс, развивающийся в течение определенных этапов.

1-й этап. Появление определенных идейно-политических настроений, проявляющихся в образовании кружков единомышленников.

2-й этап. Оформление направлений общественно-политической мысли, представители которых группируются вокруг определенных публичных изданий.

3-й этап. Организационное и политическое оформление, объединение непосредственно партийного коллектива на основе выработанных организационных, идейных и политических принципов для совместной работы по пропаганде среди больших групп населения своей программы и тактики.

Все политические партии России в зависимости от их классовой основы делились на пять больших групп: октябристы, кадеты, эсеры, социал-демократы, черносотенцы. Кроме того, в России все партии делились на всероссийские и национальные. Если первые выступали как представители всех национальностей, отражая их интересы в целом, то вторые выражали интересы определенной нации.

Многопартийность в России выражалась в широком спектре партий, отражающих три политических направления (лагеря):

 


 

По вопросу о формировании и деятельности Государственных дум учитель дает краткую информацию о периодах работы и председателях Государственных дум:

Думы

Период работы

Председатель

Состав Дум

I Дума

27.04.1906 г. — 9.07.1906 г.

С. А. Муромцев (кадет)

170 кадетов, 100 трудовиков, 15 социал-демократов, 70 «автономистов» (представители окраин), 30 умеренных и правых, около 100 беспартийных

II Дума

20.02.1907 г. — 3.06.1907 г.

Ф. А. Головин (кадет)

101 трудовик, 92 кадета, 65 социал-демократов, 34 социалиста-революционера, 22 правых, 14 народных социалистов

III Дума

3.06.1907 г. — 9.06.1912 г.

Н. А. Хомяков, А. И. Гучков, М. В. Родзянко (октябристы)

154 октябриста, 28 прогрессистов, 54 кадета, 13 трудовиков, 20 социал-демократов, 147 крайне правых

IV Дума

Декабрь 1912 г. — 26.02.1917 г.

М. В. Родзянко (октябрист)

65 правых, 88 националистов, 32 — «Центр», 98 октябристов, 48 прогрессистов, 59 кадетов, 15 социал-демократов

? — Проанализируйте политический состав Государственных дум, укажите причины его изменения.

— Прочтите текст пункта параграфа и укажите отличия в составах I и II Государственных дум.

— Почему общество оказывало наибольшую поддержку кадетам?

— В чем причины «долгожительства» III и IV Государственных дум?

— Объясните причины лидерства октябристов в III и IV Думах.

— Почему крестьяне не хотели идти на компромисс с помещиками по вопросу о земле? К чему это привело?

С учетом того, что учащиеся узнали в ходе урока, самостоятельного изучения пунктов 6—7 параграфа, предлагается провести учебную деловую игру «Круглый стол» на тему «Политические партии о будущем России».

Учебная деловая игра «Круглый стол» на тему «Политические партии о будущем России»

Справка для учителя

Это вид операционной игры. Деловая игра моделирует ситуацию более поздней эпохи по сравнению с изучаемой исторической ситуацией. Учащийся получает роль современника или потомка, исследующего историческое событие (археолог, писатель, журналист, ученый и т. д.).

В рамках другой классификации (первая была представлена ранее) учебных деловых игр существует два подвида такой игры:

• игра-обсуждение; основана на воссоздании воображаемой ситуации современниками в процессе спора, дискуссии (диспуты, симпозиумы и конференции ученых, «круглые столы», телемосты и т. д.). Подобная игра строится с помощью диалога, импровизации;

• игра-исследование; основана на воображаемой ситуации, связанной с изучением прошлого, но, в отличие от предыдущей формы, основана на индивидуальных действиях «героя», который пишет письмо, учебник, книгу, статью, доклад о том или ином историческом событии.

Организационный момент: класс делится на группы (6). Одна из групп — эксперты. В каждой группе свой эксперт, который оценивает работу каждого члена группы. Эксперты группы тянут жребий (конверты с названием политического направления: либеральное, консервативное, социал-демократическое), который определяет, какое из трех политических направлений будет представлять каждая из групп. Как правило, это представители трех основных политических направлений России. В то же время это могут быть и любые иные представители партий начала XX в. Каждая группа готовит сообщение о своей партии, ее политических идеалах, программных документах, подвергает критике некоторые установки других партий по определенному вопросу и т. п. Желательно заранее предложить ученикам изучить тексты уставов и программных материалов из любой хрестоматии. Наряду с этим выбирается ведущий — председатель, который отвечает за ход игры, активность ее участников, обобщает информацию и т. д. В группах выбирается ученик, который делает доклад (у него могут быть и содокладчики). Важно, чтобы это были учащиеся, способные формулировать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, вести диалог.

План учебной деловой игры:

1. Инструкция учителя.

2. Работа в группах.

3. «Заседание Круглого стола».

4. Подведение итогов работы председателем (ведущим).

1. Педагог нацеливает учащихся на деловую учебную игру по теме, ставит цель, объясняет ход игры, указывает регламент этапов. Отмечает, что каждый учащийся может продемонстрировать высокий уровень усвоения знаний.

2. Работа в группах: подготовка выступления, выбор докладчика. Группы не используют учебник, а опираются на собственные знания по теме. За использование учебника ведущий снимает с группы 3 балла.

3. «Заседание Круглого стола»: выступления на отмеченные в конвертах темы, их обсуждение, дополнение всеми участниками «Круглого стола».

4. Подведение итогов работы: выступление ведущего.

В конце урока предлагается ответить на вопрос:

? — Почему в начале XX в. преобладали монархические настроения, отразившиеся в появлении черносотенного движения?

Домашнее задание: § 4, вопросы и задания к нему. Подготовиться к семинару.

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика