План занятия:

1. Групповая работа с документами.

2. Выполнение заданий.

3. Итоговая рефлексия.

Работа в группах

1-я группа:

— Изучите документ № 18 «Заседание Синода по поводу болезни Л. Н. Толстого». Документы и справочные материалы, с. 38. Сформулируйте ответы на вопросы к документу.

Дополнительные вопросы:

1. Предположите, почему П. А. Столыпин, Председатель Совета министров, был обеспокоен состоянием здоровья Л. Н. Толстого.

2. Подумайте, почему в 1910 г. власть и церковь придавали большое значение этической стороне отношений Толстого и церкви.

2-я группа:

— Изучите документ № 19 «Из речи П. А. Столыпина на заседании Государственной думы о проблемах в решении законодательных вопросов в стране». Документы и справочные материалы, с. 39. Сформулируйте ответы на вопросы к документу.

Дополнительные вопросы:

1. В связи с чем, на ваш взгляд, П. А. Столыпину приходилось убеждать парламентариев в необходимости работать согласованно, доверять правительству?

2. Порассуждайте на следующую тему: насколько широки были полномочия правительства в 1911 г. Вспомните, как складывались его взаимоотношения с Думой в то время.

3-я группа:

— Изучите документ № 21 «Переселение за Урал и водворение переселенцев. 1906—1914 гг.». Документы и справочные материалы, с. 42. Сформулируйте ответы на вопросы к документу.

Дополнительные вопросы:

1. Предположите, почему именно в 1911 г. процент возвратившихся переселенцев был наибольшим.

2. Подумайте, какие качества были необходимы крестьянину-переселенцу для того, чтобы укрепиться на неосвоенных землях. Почему, на ваш взгляд, это было по силам не каждому?

3. Как вы думаете, почему крестьян переселяли за Урал?

Работа в группах (прежнего состава, но лучше обменяться партнерами).

________________________________________     «Мозговой штурм»         ________________________________________

1. Почему основным принципом политики стало лавирование власти между общественными силами, готовыми идти на компромисс с думской монархией?

2. Обсудите, почему после смерти П. А. Столыпина в 1911 г. начался новый кризис власти.

3. Каким вам представляется политическое и социально-экономическое будущее России, если бы программы Столыпина были выполнены?

________________________________________     Справка для учителя         ________________________________________

________________________________________     Технология «мозгового штурма»         ________________________________________

Это локальная технология. Существуют разные формы: групповая прямая (совместный поиск возможных решений имеющейся задачи); групповая обратная (определение недостатков в имеющейся проблеме); индивидуальная (каждый участник за короткий промежуток времени должен сформулировать не менее одной оригинальной идеи).

Правила «мозгового штурма»:

1. Выбор ведущего при равноправном положении всех участников.

2. Свобода воображения. Авансированно-доброжелательный настрой на партнеров.

3. Возможны лишь уточняющие вопросы, поощрение и поддержка партнеров. Это не относится к экспертам.

4. Неприемлемость критических замечаний и промежуточных оценок в процессе «штурма» (например: «согласен, но можно и по-другому»). Возможны дополнения и комбинирование идей.

5. Четкость и обобщенность формулирования суждений, идей. Действие по принципу: чем больше идей, решительнее атака, тем ближе достижение цели «штурма».

6. Свобода от некоторых (их следует предварительно обозначить) педагогических стереотипов и традиций. Доброжелательный настрой и раскованность участников.

7. Активность всех участников команд оценивается баллами. Пассивные участники дают повод экспертам снимать баллы команде.

8. Оптимизм и уверенность всех участников «штурма».

Этапы и методика «мозгового штурма»:

I. Формулирование учебной проблемы, обоснование необходимости ее решения. Определение условий и правил коллективной работы. Указывается, что за нарушение правил с группы снимается от 2 до 4 баллов. Образование рабочих групп по 3—5 человек и экспертной группы, которая должна будет оценить и отобрать лучшие из идей в каждой группе. Весь класс распределяется по группам (не более 5). Эксперты занимают свои места в группах. (Эксперты либо выбираются, либо назначаются учителем, но в любом случае это должны быть хорошо подготовленные учащиеся, знающие проблему с разных сторон, способные аргументировать свою позицию.)

II. Экспресс-разминка. Быстрый поиск ответов на вопросы и задачи тренировочного характера, подготовленные ведущим (либо учителем), в рамках текущего контроля усвоения предыдущей темы. Это одновременно настройка и проверка работы групп: учащиеся в группах пробуют и проверяют свой интеллектуальный потенциал.

III. «Мозговой штурм» поставленной проблемы в группах. Правила в целом не повторяются, но напоминается о необходимости их соблюдения. Ведущим еще раз быстро уточняется задача. Генерирование идей в группах под наблюдением экспертов начинается по сигналу учителя одновременно во всех группах (звонок будильника начинает и заканчивает работу групп, поэтому необходимо его завести на определенное время). Участники (в группах) поочередно высказывают вслух свои идеи. Эксперты в своих группах фиксируют идеи, работу каждого ученика, соблюдение правил. «Мозговой штурм» проблемы в группах длится 3—5 мин.

IV. Обсуждение итогов работы групп.

V. Отбор экспертами наиболее интересных идей и их оценка.

VI. Сообщение о результатах «мозгового штурма» по очередности выполнения задания или по часовой стрелке (обговорить заранее).

VII. Публичная защита наиболее интересных идей, предложенных отдельными учащимися.

________________________________________     Индивидуальное творческое задание    ________________________________________

(Задание можно выполнять в автономном режиме на протяжении урока или за определенный отрезок времени на одном из его этапов. По окончании работы учащиеся представляют сформулированный ответ, который оценивается учителем, по необходимости корректируется. Возможно короткое обсуждение со всем классом.)

? — Составьте идеальный словесный портрет человека, который нужен был России в рассматриваемый период. Этот портрет должен отражать определенные качества личности такого человека.

— Продумайте, какую карикатуру на национальную политику П. А. Столыпина могли нарисовать его оппоненты. Особенно если учесть то, что III Дума приняла закон об ограничении законодательных прав финляндского сейма, о введении в западных губерниях земства с преобладанием русского населения и традиций, о выделении Холмской области в особую губернию («четвертый раздел Польши»), проводилась антисемитская кампания.

— Поясните, почему Столыпин, убежденный монархист, планировал в рамках реформы местного самоуправления ввести волостные земства, в которых бы расширилось представительство зажиточных крестьян с целью ограничения прав предводителей дворянства.

По завершении практического занятия следует предложить учащимся ответить на последний вопрос:

? — Что помешало Столыпину осуществить задуманную модернизацию, включавшую 49 проектов реформ (только 9 из них были реализованы)?

Домашнее задание: составить таблицу реформ П. А. Столыпина, самостоятельно выбрав основание для анализа.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru