Предлагаются вопросы для широкого выбора и интерпретации учителем и учащимися. Рекомендуется также проработать вопросы, адресованные непосредственно к документам.

План семинара:

1. Революционный кризис и его последствия.

2. Первый опыт российского парламентаризма.

3. Становление новой политической системы.

4. Думская монархия и общество.

Вопросы и задания

1. Каковы были предпосылки Первой революции в России?

2. Почему мирная манифестация рабочих Петербурга спровоцировала применение военной силы? Возможно ли было избежать этой ситуации?

3. Какие события повлекли перемены в системе государственного управления?

4. Составьте схему новой системы власти после Манифеста 17 октября 1905 г. в соответствии с Основными Законами.

5. Какие права и обязанности приобрели россияне? Каким стал их статус в рамках Основных Законов?

6. Докажите, что 17 октября стало барьером между двумя эпохами в истории России.

7. Докажите или опровергните, что декларируемые в Манифесте положения приобрели юридический статус в Основных Законах.

8. Какие политические партии, направления оформились в ходе революции? Каковы их политические идеалы, политическая основа?

9. Назовите исторические особенности формирования партий в России.

10. Какую роль играли лидеры партий в борьбе за электорат? Каким образом в этом проявляется российская ментальность? (Приведите примеры.)

11. Охарактеризуйте, как российская интеллигенция и международная общественность восприняли события 9 января 1905 г.

12. Как легитимная деятельность партий изменила жизнь общества?

13. Какие политические идеалы были востребованы обществом и какие партии умело воспользовались этим?

14. Объясните, почему, несмотря на разочарование, потерю веры в царя 9 января, монархические настроения оставались сильными. Какие партии их культивировали?

15. Охарактеризуйте деятельность Государственных дум, их лидеров и их состав, приоритетные направления деятельности.

16. Обсудите, какие проблемы оказались непреодолимыми для парламентариев. В чем трагизм первого опыта буржуазного парламентаризма?

17. Схематически изобразите действия правительства в период работы Дум. Дайте им соответствующую аргументированную оценку.

18. Поясните причины спада революционных настроений в обществе. Как этим воспользовались монархические силы?

19. Что отличает думскую монархию 1905 г. от третьеиюньской монархии 1907 г.?

20. П. Б. Струве в статье «Палач народа» (журнал «Освобождение», 1905, № 64) писал: «Народ шел к нему, народ ждал его. Царь встретил свой народ. Нагайками, саблями и пулями он отвечал на слова скорби и доверия. На улицах Петербурга пролилась кровь и разорвалась навсегда связь между народом и этим царем... Он сам себя уничтожил в наших глазах — возврата к прошлому нет... Возмездием мы освободимся, свободой мы отомстим». Что вы знаете об авторе этих строк? Чем объясняется резкость его слов? Прокомментируйте последнюю фразу отрывка из статьи.

21. Выполните тесты:

а) Определите приоритетные ценности для российских консерваторов, либералов и социалистов начала XX в.:

— Гармония с природой.

— Насилие как содержание истории.

— Приверженность традициям.

— Правовое государство.

— Права человека.

— Необходимость революционных потрясений.

— Разделение властей.

— Соборность.

— Уничтожение частной собственности.

— Классовый подход в истории.

б) Определите последовательность событий в революции 1905—1907 гг.:

1. Восстание на броненосце «Потемкин».

2. Деятельность II Государственной думы.

3. Декабрьское вооруженное восстание.

4. Кровавое воскресенье.

5. Подъем народного движения.

6. Октябрьская политическая стачка.

7. Созыв и роспуск I Государственной думы.

8. Третьеиюньский государственный переворот.

9. Создание первого Совета рабочих депутатов.

 

Литература

1. Документ № 9. «Из Петиции рабочих и жителей Петербурга для подачи царю Николаю II в день 9 января 1905 г.», тема I. Документы и справочные материалы.

2. Документ № 10. «Секретная телеграмма американского посланника в Петербурге Государственному секретарю в Вашингтон о событиях в городе 9 января», тема I. Документы и справочные материалы.

3. Документ № 11. «Из очерка М. Горького «9-е января», тема I. Документы и справочные материалы.

4. Документ № 12. «Манифест об усовершенствовании государственного порядка (17 октября 1905 г.)», учебник; тема I. Документы и справочные материалы.

5. Документ № 13. «Из Основных Государственных Законов Российской империи (1906 г.)» —  учебник; тема I. Документы и справочные материалы.

6. Документ № 14. «В. В. Водовозов о политических партиях (1905 г.)», тема I. Документы и справочные материалы.

7. Документ № 15. «Из Манифеста о роспуске Государственной думы, о времени созыва новой Думы и об изменении порядка выборов в Государственную думу», тема I. Документы и справочные материалы.

При подведении итогов необходимо, чтобы прозвучали краткие, обобщающие ответы по пунктам плана семинара.

Домашнее задание: подобрать с помощью дополнительной литературы отзывы о революции 1905 г., общественных, государственных деятелях.

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика