План изучения нового материала:

1. Власть и народ.

2. Жизнь на фронте.

3. Жизнь в тылу.

4. Жизнь в плену и оккупации.

5. Многонациональная страна в борьбе с фашизмом.

6. Советский коллаборационизм.

7. Сталинская национальная политика.

8. Цена Победы.

Вопрос «Власть и народ» излагается учителем с точки зрения перемен в отношениях власти и общества с четким их акцентированием. Очевидно, нужно дополнить сведения о возобновлении отношений между властью и церковью; об обращении к национальным святыням; изменении в воинских знаках отличия; о введении единоначалия в армии, «книжек красноармейца». Здесь можно добавить также, что во время замены личных солдатских жетонов на «книжки» в 1943 г. отмечается большое количество без вести пропавших (у погибших военнослужащих не было документов). Важно отметить, что наиболее значительные перемены произошли начиная с 1943 г.

? — Подумайте, почему именно 1943 год стал определенной гранью в существовавших в то время отношениях в армии.

Изучение вопросов «Жизнь на фронте», «Жизнь в тылу» и «Жизнь в плену и оккупации» целесообразно сочетать с демонстрацией фрагментов видеофильма «Великая Отечественная война» и соответствующих объектов мультимедийных программ «История России. XX век» (Клио Софт); «Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия. XIX—XX вв.» (Кирилл и Мефодий).

Эту часть урока уместно организовать на основе сочетания рассказов учителя и учащихся (с опорой на знания из курсов основной школы и других источников информации), видео- и мультимедиафрагментов и интерактивных приемов. В процессе изучения нового материала используется документ № 26 (и вопросы к нему) «Численность женщин — рабочих и служащих в процентах от общей численности рабочих и служащих по отраслям накануне и в период Великой Отечественной войны», тема V. Документы и справочные материалы, с. 190.

Здесь уместно заслушать доклад «Культура военных лет», подготовленный учащимся (либо двумя) накануне дома.

Двум-трем парам учащихся целесообразно предложить изучение материала данных трех пунктов с помощью таблицы. Определить продолжительность работы (10 мин) и условия представления ее результатов.

 

Практическая работа

Жизнь общества в годы войны

 

 

Критерии

На фронте

В тылу

В плену

В оккупации

Крестьяне

Рабочие

Блокадники

Цель

 

 

 

 

 

 

Жизнеобеспечение

 

 

 

 

 

 

Угроза жизни

 

 

 

 

 

 

Трудоустройство

 

 

 

 

 

 

Ценности

 

 

 

 

 

 

      Вывод: 

Очевидно, стоит дополнить, что 29 областей РСФСР, Прибалтика, Белоруссия, Украина, Молдавия оказались в зоне оккупации.

С остальной частью класса учитель работает по предложенной выше таблице.

Вопросы для обсуждения:

1. Что сплачивало военнослужащих на фронте, рабочих эвакуированных заводов?

2. Какая категория населения и почему, на ваш взгляд, была наиболее разобщена?

3. Что для всех людей было в большей степени тягостным и трудным?

4. Почему люди подчинялись жестким требованиям усилившегося сталинского режима?

5. Почему «Смерш» расценивался преимущественно как орган защиты интересов советских людей?

6. Подумайте, почему водителей машин, которые курсировали по «Дороге жизни» в Ленинград и обратно, часто меняли.

7. Как объяснить феномен, что в годы войны не было отмечено эпидемий, люди болели реже?

8. В чем сущность бесчеловечности фашизма? Почему фашисты превращали детей в узников концлагерей?

9. Что вам известно о Холокосте?

10. 30 мая 1942 г. при Ставке главнокомандования было решено создать штаб партизанского движения, а 13 января 1944 г. он был ликвидирован. Вспомните, какие события подтолкнули Сталина на признание уже существовавшего массового партизанского движения. Соотнесите факты и подумайте, почему штаб был ликвидирован.

11. Что было определяющим в обеспечении страны продовольствием?

— Интенсификация труда в колхозах;

— материальное стимулирование труда;

— поощрение товарно-денежных отношений.

Краткое сообщение учащегося

Во Франции 100 русских эмигрантов-антифашистов погибли в годы Второй мировой войны. Среди них — герои французского Сопротивления:

«Мать Мария» (Е. Ю. Кузьмина-Караваева, по мужу — Скобцова) погибла в лагере Равенсбрюк 31.03.1945 г.; А. Скрябина; И. А. Кривошеин — сын царского министра, хорошо оплачиваемый инженер во Франции; С. В. Насович — дочь бывшего сенатора; В. А. Оболенская; К. А. Раджаев (в 22 года замучен в гестапо) и др.

Организовали сбор средств в помощь СССР в годы Великой Отечественной войны: скульптор С. Коненков; композитор С. Рахманинов; писатели Яхонтов, Маклаков и др.

Вопросы «Многонациональная страна в борьбе с фашизмом», «Советский коллаборационизм», «Сталинская национальная политика» изучаются в процессе практической работы групп. Класс делится на 6 групп (над каждым вопросом параллельно работают две группы). Группы самостоятельно определяют, каким образом они будут представлять материал, а затем систематизировать его.

Практическая работа

(с текстом учебника и документами)

1. Документ № 22. «Из доклада начальника Отдела спецпоселений НКВД СССР М. Кузнецова...», тема V. Документы и справочные материалы, с. 183.

2. Документ № 15. «Указ Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья», тема V. Документы и справочные материалы, с. 169.

По окончании работы каждая отдельная группа презентует результат своего сотрудничества, все другие оценивают его оригинальность, полноту и качество.

Вопрос «Цена Победы» изучается в рамках содержания данного пункта. Привести слова У. Черчилля: «Ни одно государство не смогло бы выстоять в тех условиях войны, которую Гитлер навязал России».

? — В чем проявилось духовное, моральное превосходство советского народа во Второй мировой войне?

— Почему человечество никогда не сможет узнать точное число жертв за годы Великой Отечественной войны?

— Почему мы в настоящее время не имеем права судить, давать оценки поступкам людей, переживших весь кошмар той войны?

— Что для вас является символом, условным образом Великой Отечественной войны?

— Расскажите о том, как отразилась война на судьбе вашей семьи.

Дискуссионный вопрос:

— Сторонники Сталина считали: победа СССР показала миру, что сформирован новый человек, готовый отстаивать идеалы социализма-коммунизма. Согласны ли вы с данной оценкой? Аргументируйте свою точку зрения.

Краткое сообщение учащегося

Из 1418 суток существования советско-германского фронта активные боевые действия велись 1320 суток — 93% времени. На северо-африканском фронте из 1068 суток его существования 309 суток — 29% времени приходится на активные действия. Итальянский фронт существовал 663 дня, из них 492 дня — 74% времени велись активные боевые действия. Только на западноевропейском фронте в завершающий период войны из 338 суток активные действия велись 293 дня — 87% времени, но условия, в которых проходили эти действия, степень сопротивления противника резко отличались от борьбы на советско-германском фронте.

Итоги Великой Отечественной войны

• СССР спас человечество от фашизма.

• СССР отстоял свою независимость, идеологию.

• СССР продемонстрировал некоторые преимущества социалистической системы.

• СССР достиг военного превосходства.

• Произошел расцвет стратегического таланта Г. К. Жукова, К. К. Рокоссовского, А. М. Василевского, И. С. Конева.

• Возрос международный авторитет СССР: после войны 90 стран заключили дипломатические отношения с нашей страной. СССР вошел практически во все международные организации.

• В результате войны СССР укрепил свои границы.

Уроки Великой Отечественной войны

• Против войны нужно бороться еще до того, как она началась.

• Война — тягчайшее преступление против человечества.

• Для борьбы с угрозой войны необходимы сплоченность, организованность всех миролюбивых сил.

• Необходимо воспитывать подрастающее поколение, говоря ему правду о войне.

• Безопасность своей страны можно обеспечить только соблюдением норм международного права.

• Нельзя допускать возникновения диктаторских режимов ни в одной из стран.

• Необходимо избегать создания условий для реванша.

• Политики должны признавать приоритет политического начала над военно-силовым.

• Люди должны осознавать себя единым человеческим сообществом.

• Необходимо философское осмысление войны как тягчайшего преступления перед человечеством.

Учитель обобщает: победа досталась советскому народу благодаря неимоверно тяжелым усилиям. Эта победа смогла оправдать многие действия государства по отношению к своим гражданам, которые прежде вызывали горечь и непонимание. Европейским странам была открыта дорога для самостоятельного решения своей судьбы, для развития освободительного движения, в том числе и в странах «третьего мира». Совместными действиями лидеров антигитлеровской коалиции была создана ООН, объявленная гарантом мира и защиты прав человека на Земле.

Домашнее задание: § 25, вопросы и задания к нему. Напишите сочинение на тему «В память о героях моей «малой родины».

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика