Опережающее задание: 1) разработать проект на тему «От десталинизации к ресталинизации: кто виноват?»; 2) подготовить сообщение «Советское общество и «маятник надежды».

План изучения нового материала:

1. Экономика и общественно-политическая жизнь страны второй половины 60-х — начала 80-х гг.

2. СССР во второй половине 60-х гг.

3. Реформы 1965 г. и их свертывание.

4. Зарождение правозащитного движения.

5. Рост индустриального и научно-технического потенциала, развитие культуры.

6. Советская страна в конце 60-х — первой половине 70-х гг.

7. События в Чехословакии и новый этап диссидентского движения.

8. Экономика и социальная жизнь.

9. Новые социальные сдвиги в стране.

10. Характерные черты повседневной жизни, науки и культуры.

11. Нарастание кризисных явлений в конце 70-х — начале 80-х гг.

12. Противоречия в развитии экономики: достижения и провалы.

13. Осложнение внешнеполитического положения и усиление внутриполитической напряженности.

14. Повседневная жизнь. Непреходящие духовные и культурные ценности.

15. Приход к власти Ю. В. Андропова и последние попытки преодоления кризиса системы.

16. Политическое безвременье.

17. Советское общество накануне перемен.

Вопросы данного параграфа «Экономика и общественно-политическая жизнь страны второй половины 60-х — начала 80-х гг.», «СССР во второй половине 60-х гг.», «Реформы 1965 г. и их свертывание», «Зарождение правозащитного движения», «Рост индустриального и научно-технического потенциала, развитие культуры» изучаются в рамках одного урока.

В начале изучения нового материала следует выделить этапы перехода от реформ к застою:

I этап — вторая половина 60-х гг.;

II этап — конец 60-х — середина 70-х гг.;

III этап — вторая половина 70-х — середина 80-х гг.

Учебная деловая игра типа «диалог» по вопросу «Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 60-е гг.»

Организационный момент: класс делится на 7 групп. Одна из них— группа экспертов, которые располагаются по одному в других группах и ведут экспертизу деятельности каждого члена и всей группы в целом. Три группы (из оставшихся шести) с помощью текста учебника и собственных знаний по другим школьным дисциплинам подготавливают краткое, но емкое сообщение о положительных тенденциях социально-экономической и политической жизни советского общества в 60-е гг. Продолжительность работы с текстом 10 мин. Следующие три группы отбирают свидетельства отрицательного характера из тех же источников по тому же заданию. Учитель организует и поощряет обмен противоположной информацией в виде диалога. Диалог ведется представителями от трех противоположных групп по принципу очередности мнений (положительное/отрицательное). Длительность игры не более 15 мин.

План деловой игры:

1. Инструкция учителя.

2. Работа в группах.

3. Заслушивание устных выступлений.

Эксперты определяют наиболее активных ребят, наиболее активную группу, наиболее эффективный результат группы.

Дополнительный материал

Документ № 10 «Из доклада А. Н. Косыгина... о реформе управления промышленностью», тема VII. Документы и справочные материалы, с. 252.

Вариантом изучения вопросов является лекция с элементами беседы. В ходе лекции следует обратиться к тексту документа № 10. Вопросы к беседе:

1. Каковы особенности социально-экономического и политического развития страны в 60—80-е гг.?

2. Обоснуйте вашу версию предлагаемой авторами периодизации изучаемых в параграфе событий и явлений жизни советского общества.

3. Объясните, что отличает хрущевский период от ситуации во второй половине 60-х гг.?

4. Определите направления, характерные для косыгинской реформы, которые прежде не разрабатывались в СССР.

5. Выделите характерные черты жизни общества в 70-е гг.

6. Какие годы середины 60-х — начала 70-х гг. можно оценить как наиболее успешные для страны? Почему вы так считаете?

7. Перечислите факторы, которые способствовали успехам экономики.

8. Укажите, что различает диссидентское и правозащитное движения.

9. В чем проявился курс ресталинизации в отношении деятелей правозащитного движения?

10. Прокомментируйте призыв правозащитников «Уважайте Советскую Конституцию!» и причины его появления.

11. Какие достижения 8-й пятилетки прославили страну, стали ее гордостью?

Дискуссия по технике «микрофон»

? — Косыгинская реформа — это политический ответ экономическим проблемам или экономический способ либерализации власти?

Изучение вопросов «Советская страна в конце 60-х — первой половине 70-х гг.», «События в Чехословакии и новый этап диссидентского движения», «Экономика и социальная жизнь», «Новые социальные сдвиги в стране», «Характерные черты повседневной жизни, науки и культуры» организуется в рамках одного урока.

Учебная деловая игра «Конференция»

Цель: в процессе самостоятельней работы группам следует подготовить выступление, посвященное одному из вопросов урока, и принять активное участие в конференции на тему «Советское общество в конце 60-х — середине 70-х гг.».

Организационный момент: класс делится на 5 групп. В каждой группе определяется докладчик, а другие члены данной группы вместе с ним подготавливают материал выступления (каждый член группы готовит идеи, примеры, основные положения на отдельной карточке небольшого размера. Затем на карточках указывается их очередность, чтобы докладчику было удобно ими пользоваться). Следует учесть, что вопросы неравнозначны, поэтому возможно разделение материала доклада по вопросу «Демократический импульс в СССР и Чехословакии» для двух докладчиков, либо наряду с докладом можно подготовить выступления двух содокладчиков. Выбираются также председатель конференции (ведущий), рецензенты. Продолжительность подготовки выступления 7 мин. Регламент выступления 2—3 мин. Учитель знакомит учащихся с планом конференции.

План конференции:

I. Вводное слово учителя и инструкция по организации работы.

II. Самостоятельное изучение в группах.

III. Выступление докладчиков и рецензентов.

IV. Подведение итогов конференции.

Конференция на тему «Советское общество в конце 60-х — середине 70-х гг.»

I. Вводное слово учителя и инструкция по организации работы.

II. Самостоятельная работа учащихся в группах над формулированием основных идей, выделением ключевых понятий, особенностями и направлениями жизни советского общества в отмеченный период.

1-я группа:

Тема выступления первой группы: «Свертывание либерализации в конце 60-х гг.».

Задание для группы:

Укажите внешние и внутренние причины завершения периода либерализации в конце 60-х гг.

2-я группа:

Тема выступления второй группы: «Развитие диссидентского движения».

Литература

1. Документ № 11. «А. Д. Сахаров о письме Александра Солженицына «Вождям Советского Союза», тема VII. Документы и справочные материалы, с. 254.

2. Документ № 12. «А. И. Солженицын. «Жить не по лжи», тема VII. Документы и справочные материалы, с. 257.

Задание для группы:

Какие глубокие изменения произошли в сознании интеллигенции к концу 60-х гг.? Что этому способствовало? Докажите, что диссиденты использовали легитимные способы борьбы с властью.

3-я группа:

Тема выступления третьей группы: «Экономика и социальная жизнь».

Задание для группы:

Что определяло специфику изменений социально-экономической жизни в конце 60-х — начале 70-х гг.? Как сложившаяся ситуация в стране влияла на деформацию идеалов и ценности общества?

4-я группа:

Тема выступления четвертой группы: «Лавирование «брежневской системы» и поиск решений социальных проблем».

Задание для группы:

В чем проявление противоречий между советской системой и вызовом времени? С помощью семи ключевых понятий отразите главные черты социальной жизни.

5-я группа:

Тема выступления пятой группы: «Характерные черты повседневной жизни, науки и культуры».

Задание для группы:

Охарактеризуйте советский образ жизни, науку и культуру в исследуемый период. Определите главную тематику, объединявшую литературу, кино, театр, телевизионный эфир.

III. Выступления докладчиков (содокладчиков), рецензентов. Группы выбрали докладчиков и по необходимости содокладчиков и доверили им представление групповой работы. Один из членов каждой следующей группы берет на себя функции рецензента предыдущего выступления. Присутствующие на конференции активно участвуют в обсуждении вопросов, задавая их докладчику и членам его группы. Группы получают от учителя «Листок оценки», который они заполняют по ходу конференции. С помощью данного «Листка оценки» можно определить лучших докладчика, содокладчика, рецензента и самого активного участника конференции.

Листок оценки

 

 

Критерии оценки

Докладчики

Содокладчики

Рецензенты

Участники

№ группы: 
1   2   3   4

№ группы: 
1   2   3   4

№ группы: 
1   2   3   4

Ф.И.О. 
1   2   3   4

Отметка за краткость и логику (до 4 баллов)

 

 

 

 

Отметка за обобщение материала, выводы (до 4 баллов)

 

 

 

 

Отметка за убедительность

 

 

 

 

Общая сумма баллов

 

 

 

 

IV. Подведение итогов конференции. Итоги подводит председатель. Он высказывает личное мнение о значимости обсуждаемых на конференции вопросов, о результатах оценочного листа. (Общая картина выступлений на конференции с помощью «Листка оценки» выявляется председателем и двумя-тремя учащимися по завершении докладов и обсуждения. Данные сводятся вместе, по графам, чтобы определить лучших из лучших.)

Следующие вопросы данного параграфа — «Нарастание кризисных явлений в конце 70-х — начале 80-х гг.», «Противоречия в развитии экономики: достижения и провалы», «Осложнение внешнеполитического положения и усиление внутриполитической напряженности», «Повседневная жизнь. Непреходящие духовные и культурные ценности» также изучаются на отдельном уроке.

Организуется урок практической работы на основе текста учебника и документов. Класс для работы делится на 4 группы (каждая группа изучает отдельный вопрос), которые получают подготовленные учителем «Рабочие карты» с заданиями. Следует учесть, что тексты в параграфе по объему разные, и это нужно использовать при распределении заданий группам.

Задания и вопросы «Рабочей карты»

1-я группа:

1) Обобщите, в каких сферах жизни общества стали явными кризисные явления.

2) Объясните, чем, на ваш взгляд, отличалась идея построения в СССР развитого социализма Л. И. Брежнева и его окружения от идеи построения коммунизма за 20 лет Н. С. Хрущева.

2-я группа:

1) Объясните, каким образом Л. И. Брежнев пытался вдохнуть новую жизнь в систему плановой экономики, используя достижения НТР.

2) В чем, на ваш взгляд, причины неравноправной налоговой политики в СССР?

3) Заполните таблицу «Достижения, неудачи и противоречия развития экономики во второй половине 70-х гг.»:

 

Направления развития экономики

Достижения в экономике страны

Противоречия

Неудачи

Выводы

 

 

 

 

 

3-я группа:

1) Поясните, существует ли, на ваш взгляд, взаимосвязь между жесткостью «внешнеполитической доктрины Брежнева» и репрессиями против правозащитников. В чем суть этой связи?

2) Объясните, почему афганская война стала определенным рубежом в существовании Советского Союза.

4-я группа:

1) Проанализируйте, о чем свидетельствует тот факт, что в СССР во второй половине 70-х — начале 80-х гг. было проведено множество масштабных праздников.

2) Каковы были духовные ценности у советских граждан во второй половине 70-х — начале 80-х гг.?

3) За счет чего СССР во второй половине 70-х — начале 80-х гг. удалось достичь высокого международного статуса?

По завершении обсуждения результатов работы предлагается найти ответы на следующие вопросы и выполнить задания:

1. В чем причины того, что, несмотря на огромные капиталовложения в сельское хозяйство, оно работало в убыток?

2. В брежневский период значительно по сравнению с предыдущими вырос жизненный уровень населения, изменился общекультурный уровень. Как вы думаете, почему уровень жизни в СССР сравнивался только с западными странами, а не, допустим, со странами «третьего мира»?

3. Объясните, почему в этот период удовлетворение базовых, простых потребностей именовалось потребительством.

4. Докажите, что стремление к удовлетворению возрастающих потребностей является проявлением кризиса коммунистической идеологии.

5. Докажите, что культура освобождалась от влияния коммунистической идеологии.

6. Что, на ваш взгляд, способствовало признанию абстрактного искусства?

7. Укажите признаки застоя в экономике в брежневский период.

8. Перечислите причины кризиса в социально-экономической и политической жизни.

«Мозговой штурм» в группах

Обсудите, как связаны между собой развивающееся так называемое потребительство и убеждение, что победители должны жить не хуже, чем побежденные.

Вариантом изучения данной части параграфа может быть урок на основе защиты проекта на тему «От десталинизации к ресталинизации: кто виноват?», разработанный учащимися в сотрудничестве с учителем заранее.

Дополнительный материал к проекту

Суслов Михаил Андреевич

Суслов М. А. (1902—1982) — партийный деятель. Работал в Ставрополье, Литве. В 1931—1936 гг. — в ЦК РКИ, Комиссии советского контроля. С 1939 г. — первый секретарь Ставропольского крайкома партии. С 1944 г. — председатель Бюро партии по Литовской ССР; с 1947 г. — секретарь ЦК КПСС; с 1952— 1953 гг. — член Политбюро (Президиума) ЦК КПСС и с 1955 г. — дважды Герой Социалистического Труда.

Это был человек неприметный, неяркий, скромный, принципиальный, очень ответственный, верный слову. Он никогда не повышал голос, был аскетичным в быту, выдержанным, ничего не повторял дважды. Не преследуя, казалось бы, цели карьерного роста, М. А. Суслов несколько раз отказывался от престижных должностей, считая, что главное — быть принципиальным ленинцем. При Н. С. Хрущеве Суслов постепенно приобретает авторитет «верного и непоколебимого ленинца». Однако, несмотря на доверие Хрущева, оказывается в рядах его оппозиции — консерваторов и даже возглавляет эту оппозицию. Между тем, несмотря на его верность принципам, в 1962 г. при Суслове смогли выйти в свет поэма Е. Евтушенко с вызывающим названием «Сталинские наследники» (21 октября, «Правда») и большая повесть «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына (ноябрь, «Новый мир»).

С приходом к власти Л. И. Брежнева авторитет М. А. Суслова возрастает, что позволяет ему ужесточить идеологический контроль над всеми сферами жизни советского общества. Он и Л. Брежнев противостояли новым «технократическим» тенденциям, подчеркивая ведущую роль партийности — первого условия для получения ответственного поста. Их жесткая, консервативная позиция ослабила позиции в аппарате и привела к отставке А. Н. Косыгина, Н. В. Подгорного, А. Н. Шелепина, П. Е. Шелеста и др. Постепенно Суслов становится «кадровым распорядителем». В этот период объединяют свои интересы аппарат ЦК, номенклатура и военная верхушка. Армии было позволено контролировать тяжелую промышленность, военно-промышленный комплекс и оборонные отрасли, а партия получила возможность контролировать армию (правда, контроль большей частью был лишь идеологическим). При активном участии Л. И. Брежнева и М. А. Суслова произошли события «Пражской весны» 1968 г. и началась афганская война. На XXIII съезде КПСС Суслов заявил, что «время жертв» еще не прошло, поскольку реальность требует соблюдения приоритетности оборонного комплекса. К тому времени партия становится все более замкнутой структурой, как религиозный орден средневековых времен. Не случайно М. А. Суслова называли «серым кардиналом». С 1966 г. усиливается роль военных в аппарате, увеличены ассигнования в ВПК, генерал Д. Ф. Устинов был введен в Секретариат и Политбюро ЦК (правда, в качестве кандидата). Его же как самого послушного из военных прочили на должность министра обороны, но военные после смерти Р. Я. Малиновского в 1967 г. настояли на кандидатуре А. А. Гречко. Не без участия Суслова, только после смерти А. А. Гречко, министром обороны в апреле 1976 г. стал Д. Ф. Устинов, а 7 мая Л. И. Брежневу было присвоено звание Маршала Советского Союза. Было заявлено о совпадении коммунистических и военных интересов, при этом смешивались идеалы армии и социальные идеалы партии. Это был способ использовать престиж Вооруженных Сил. Последние 17 лет своей жизни М. А. Суслов считался главным идеологом партии и поэтому основным цензором произведений литературы и искусства тех лет (например, считал невозможным допустить концерты В. Высоцкого, пьесы Театра на Таганке, некоторые фильмы В. Шукшина, как, например, «Калина красная»; придерживал выход на большой экран фильмов Э. Рязанова «Гараж» и «Человек ниоткуда»; была задержана публикация воспоминаний Г. К. Жукова, А. И. Микояна). Незаметно, без громких заявлений, не ставя нигде подписей, этот человек осуществлял ресталинизацию. Правда, она прекратилась сразу же после его смерти, если не считать короткий период власти К. У. Черненко.

Вопросы «Приход к власти Ю. В. Андропова и последние попытки преодоления кризиса системы», «Политическое безвременье» и «Советское общество накануне перемен» рекомендуется изучать в рамках одного урока.

Целесообразно провести лекцию с последующей работой над заполнением следующей таблицы:

Политическая кампания по преодолению кризисных явлений в обществе.

 

Меры по преодолению коррупции в высших кругах

Меры по укреплению дисциплины

Меры по урегулированию международных отношений

Меры по расширению доступности информации о деятельности власти

 

 

 

 

      Вывод: 

Примерные вопросы для беседы в процессе лекции:

1. Обсудите в парах, почему, осведомленный о состоянии ситуации в стране, человек с высоким уровнем культуры, Ю. В. Андропов склонялся к тому, что причины назревающего кризиса просты: коррупция и падение дисциплины.

2. Стремился ли он к обновлению, усовершенствованию режима?

3. Почему общество поддерживало борьбу с коррупцией, но стало сопротивляться, когда началась кампания по борьбе с «тунеядством и нарушителями дисциплины»?

4. Объясните, почему эти меры не могли дать ожидаемого положительного результата.

5. В чем проявлялась деградация власти?

6. Почему, несмотря на неэффективность правления престарелых генеральных секретарей, их кандидатуры утверждались высшим руководством?

7. Что объединяет брежневский курс и политические меры К. У. Черненко?

8. Докажите, что в начале 80-х гг. общество перестало верить в лучшее будущее страны, наступили апатия и безразличие.

9. Раскройте смысл понятия «политическое безвременье».

Дебаты по вопросу:

Согласны ли вы с образной оценкой курса Ю. В. Андропова как «маятника надежды»?

Сообщение учащегося

Советское общество и «маятник надежды»

Юрий Владимирович Андропов (1914—1984) долго поднимался на олимп советской номенклатуры. С 1967 по 1982 г. он являлся Председателем КГБ СССР, что позволило ему быть самым осведомленным человеком в том, что происходит в Советском государстве. Он отлично понимал, что страна под руководством Л. И. Брежнева стремительно скатывается в болото застоя и приближается к кризису.

К концу 70-х гг., пока окружение Л. И. Брежнева наслаждалось жизнью, реальная власть стремительно перемещалась из здания на Старой площади, где размещался ЦК, в здание на площади Дзержинского. В мае 1982 г. Ю. В. Андропов занимает место М. А. Суслова в ЦК. Прихода Андропова к власти ждали как явления Мессии. В СССР многие надеялись, что придет новый Сталин и жесткой рукой восстановит порядок в стране и ее упавший престиж. За границей считали, что придет новый Хрущев и наступит новая «оттепель»: диссидентов выпустят из тюрем и из сумасшедших домов; выведут войска из Афганистана; проведут децентрализацию в экономике по венгерскому образцу (Андропов долгое время был послом в Венгрии и участвовал в подавлении венгерского восстания 1956 г.); начнется новый этап активных отношений с Западом. После смерти Л. И. Брежнева он стал Генеральным секретарем ЦК КПСС. К тому времени Ю. В. Андропову исполнилось 68 лет. «Сразу же после своей инаугурации Андропов взял жесткий курс управления страной. Ему приходилось бороться одновременно на два фронта — с нерадивыми и развращенными властью партийными вельможами и с не менее развращенным ленью, безответственностью и пьянством народом» (В. Соловьев, Е. Клепикова). Он начал борьбу с коррупцией, развернув громкие судебные процессы в отношении друзей и родственников Л. И. Брежнева. Было начато расследование в отношении Рашидова — руководителя Узбекистана, секретаря Краснодарского обкома Медунова. Был снят с должности министр внутренних дел Щелоков. Кроме этого, Андропов стремился восстановить дисциплину на производстве. Общество восприняло все эти меры с надеждой на быстрое искоренение взяточничества, корыстолюбия, пьянства, теневой экономики. Это обеспечило Генеральному секретарю некоторый авторитет и даже популярность. На предприятиях ввели строгий учет прихода на работу и ухода с нее. Административными методами Андропов пытался выправить сложную социально-экономическую и политическую ситуацию в стране. Эти меры были запоздалыми, недостаточными. В это время усиливаются репрессии в отношении правозащитников и диссидентов. Жесткие, неправовые меры разочаровали некоторую часть населения, Андропов потерял его поддержку. Короткий пятнадцатимесячный срок его правления сосредоточил в себе и периоды надежд, и периоды разочарований. Не случайно время его нахождения у власти назвали «маятником надежды». Маятник символизирует неоднозначность восприятия и поддержки советскими людьми курса и методов Ю. В. Андропова. Его политическим преемником стал К. У. Черненко, находившийся у власти 13 месяцев. Новый Генеральный секретарь решительно взял курс на изоляционизм и ресталинизацию. «Маятник» остановился.

В завершение изучения данного параграфа, продолжавшегося на протяжении четырех уроков, важно подчеркнуть, что уничтожение такой системы устрашения, как ГУЛАГ, разложение в среде партократии, ослабление диктата над обществом неминуемо вели к постепенному расширению свободы и прав населения, разрушению «железного занавеса». К началу 80-х гг. режим ослабел, изжил сам себя, но радикальные перемены не происходили, несмотря на ожидания общества.

Домашнее задание: § 28—30, вопросы и задания к ним (задания на дом обозначаются в соответствии с изучаемой на уроке частью параграфа). Написать эссе на темы: «Моя семья в период «хрущевской оттепели», «Повседневная жизнь моей семьи в конце 70-х — начале 80-х годов» (можно разделить задания к разным урокам по данному параграфу).

Темы проектов, рефератов к главе 7 «Послевоенная страна (1945—1985)»:

1. Противостояние демократической и тоталитарной тенденций в политике СССР с 1945 по 1985 г.

2. Социализм после смерти И. В. Сталина.

3. СССР — сверхдержава.

4. Идеологи партии А. А. Жданов и М. А. Суслов.

5. «Оттепель» в советском колхозе.

6. История правозащитного движения в лицах.

7. Советская интеллигенция и диссидентство.

8. Достижения мобилизационной экономики и культуры.

9. НТР в условиях застоя.

10. Общество в период стагнации экономики.

11. Афганская война и «афганский синдром».

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика