Опережающее задание: подготовить сообщение по вопросу дискуссии о причинах и характере «холодной войны».

План изучения нового материала:

1. Разногласия между союзниками.

2. Начало «холодной войны».

3. Первые послевоенные конфликты.

4. Корейская война.

Изучение нового материала рекомендуется организовать в форме лабораторно-практической работы в группах. Поскольку тема в общем виде знакома учащимся по курсу основной школы, незначительно — по содержанию главы VII учебника под редакцией А. О. Чубарьяна, будет рационально использовать это на уроке. Во вводной части учитель выясняет, что знают учащиеся о происхождении понятия «холодная война» и его значении. Ответы прояснят, насколько ученики знают данную тему. Организуется беседа с целью актуализации усвоенных знаний о совместных действиях держав в ходе Второй мировой войны:

? — Когда была создана антигитлеровская коалиция?

— Перечислите факторы, которые способствовали подписанию США советско-американского соглашения.

— Назовите меры, которые были предприняты со стороны США и СССР в рамках данного соглашения.

— Укажите наиболее острые моменты в деятельности антигитлеровской коалиции.

— Где были приняты наиболее важные решения антигитлеровской коалиции?

— Перечислите решения конференций, значимые для послевоенного устройства мира.

— Укажите главную причину утраты доверия друг к другу ведущих держав, их отказа от дальнейшего сотрудничества в послевоенный период.

— Что такое «железный занавес» и какие ассоциации возникают у вас при первом упоминании этого словосочетания?

— С помощью карты «Изменение границ» (учебник, с. 250—251) укажите изменения границ в Европе и их причины.

— С помощью карты раскройте смысл изменения геополитической ситуации в Европе к концу 1949 г.

Предлагается заслушивание и обсуждение сообщения «Дискуссия о причинах и характере «холодной войны».

Далее предлагается изучить материал параграфа в процессе сотрудничества в группах. Класс делится на 4 группы, по количеству вопросов в параграфе. Для ускорения (и упрощения) работы предлагается форма таблицы, для столбцов которой каждая группа отдельно отбирает и систематизирует сведения. Наиболее рационально — заносить (по мере готовности ответа) свои сведения в таблицу, изображенную на доске:

Противоречия сверхдержав в послевоенный период

(в начальный период «холодной войны»)

 

 

Год

Послевоенное устройство мира

Германский вопрос

Атомное соперничество

Военно-политические блоки

Дальневосточный вопрос

Итоги и последствия разногласий по вопросу

1945

 

 

 

 

 

 

1946

 

 

 

 

 

 

1947

 

 

 

 

 

 

1949

 

 

 

 

 

 

1950

 

 

 

 

 

 

Вывод:

В выводе следует отразить дискуссионность данного вопроса в современной историографии; причины столкновения интересов СССР и США в Европе и на Дальнем Востоке; подчеркнуть, что раскол Германии, Европы стал новой опасностью для мира.

По завершении лабораторно-практической работы организуется обсуждение результатов сотрудничества в группах, корректируются, оцениваются и отбираются наиболее правильные, качественные работы.

Для обсуждения классу предлагаются два документа, которые, возможно, уточнят некоторые представления одиннадцатиклассников об остроте ситуации в конце 40-х — начале 50-х гг.

Дополнительный материал

Американская внешняя политика

на начальном этапе «холодной войны»

Документ № 1. «Из директивы Совета национальной безопасности США № 20/1 «Цели США в отношении России», 18 августа 1948 г.

«Наши основные цели в отношении России:

А) свести мощь и влияние Москвы до пределов, в которых она не будет представлять угрозу миру и стабильности международных отношений;

Б) в корне изменить теорию и практику международных отношений, которых придерживается правительство, стоящее у власти в России... Речь идет прежде всего о том, чтобы Советский Союз был слабым в политическом, военном и психологическом отношениях по сравнению с внешними силами, находящимися вне пределов его контроля. В худшем случае, т. е. при сохранении Советской власти на всей или почти на всей нынешней советской территории, мы должны потребовать:

а) выполнения чисто военных условий (сдача оружия, эвакуация ключевых районов и т. д.) с тем, чтобы надолго обеспечить военную беспомощность;

б) выполнения условий с целью обеспечить значительную экономическую зависимость от внешнего мира... Все условия должны быть подчеркнуто тяжелыми и унизительными для коммунистического режима».

Документ № 2. «Оценка планов стратегического наступления в воздухе против СССР, подготовленная главнокомандующим американскими ВВС и представленная Объединенному комитету начальников штабов», 21 декабря 1948 г.

«Война начнется до 1 апреля 1949 г. Атомные бомбы будут применены в таком масштабе, в каком это будет возможно и желательно... очень важно наметить районы, где расположены наиболее значительные советские промышленные центры... Карты с обозначенными целями и маршрутами полетов для осуществления операций, затрагивающие первые 70 городов, будут готовы к 1 февраля 1949 г.»

Вопросы для обсуждения документов:

1. Перечислите события, которые, на ваш взгляд, можно считать предпосылкой для появления данных документов.

2. Сформулируйте кратко главную цель ведомства национальной безопасности США в отношении СССР.

3. Можно ли расценить борьбу США с ненавистным, несправедливым советским режимом как справедливые, отражающие интересы мирового сообщества действия?

4. Каковы по характеру цели планов США в отношении СССР? Как вы считаете, существует ли различие между германским и американским планами по отношению к СССР? Обоснуйте свой ответ.

5. Какие меры планировалось осуществить для того, чтобы облегчить предполагаемую победу в войне над СССР?

6. Как вы думаете, почему демократическое государство пусть в планах, но все же нарушает право советской нации определять свою судьбу?

7. Вспомните из курса Новейшей истории, осуществляют ли аналогичные действия США в отношении других государств в настоящее время.

В заключение изучения нового материала подчеркнуть двусторонний характер эскалации напряжения в отношениях между США и СССР.

Домашнее задание: § 31, вопросы и задания к нему. Подготовиться к семинару.

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика