Опережающее задание: 1) дома подготовить (по желанию) доклады: «ГУЛАГ как средство устрашения, подчинения властью советского общества», «ГУЛАГ как экономический механизм социалистической системы»; 2) на уроке подготовить сообщение: «Шарашки» как часть ГУЛАГа».

План изучения нового материала:

1. Последствия войны и восстановление разрушенной экономики.

2. СССР становится сверхдержавой.

3. Народ-победитель и правящая элита.

4. Послевоенный ГУЛАГ и его обитатели.

5. Смерть Сталина.

Рекомендуется изучать вопрос «Последствия войны и восстановление разрушенной экономики», сочетая обобщение сведений, представляемых учителем, и конкретизацию их учащимися на основе самостоятельного изучения текста данного пункта параграфа. Учитель обозначает особенности противоречивого состояния общества после войны:

• радость победы;

• поиск врагов;

• нарастание жестокости к окружающим;

• ожидание, надежда на ослабление политического режима.

В парах учащиеся ищут ответы на вопросы:

? — Как вы думаете, почему Сталин указывал столь малые цифры потерь СССР в войне?

— Что, на ваш взгляд, было главной причиной очередной «охоты на ведьм», выявления врагов в столь благоприятное для СССР время?

— В чем причины развития и укоренения жестокости в послевоенном советском обществе?

Учитель перечисляет последствия войны для общества:

• демографические;

• психологические;

• социальные;

• материально-бытовые;

• экономические.

Предлагается установить перечень последствий с аргументированным обоснованием их. Затем необходимо сделать вывод к данной части параграфа. Необходимо отметить, что, несмотря на трудности и противоречия, общество с энтузиазмом приступило к восстановлению хозяйства страны, масштабы разрушения которого не имели аналогов в истории. Энтузиазм, трудовой подвиг сделали великое чудо: Советская страна достаточно быстро стала преображаться и восстанавливаться.

Очевидно, что здесь нужно отметить признаки сложившейся административно-командной, плановой экономики СССР.

Признаки командной экономики:

• господство государственной (общественной) собственности во всех сферах;

• сверхцентрализованное государственное управление и планирование экономики;

• концентрация экономических ресурсов, необходимых для осуществления глобальных преобразований;

• ограничение частной инициативы;

• приоритет государственных интересов в экономике вопреки частным, общественным;

• тотальный контроль сверху донизу над производством;

• огромный чиновничий аппарат, средние звенья которого могут «сортировать» директивы высших чиновников; создание благоприятных условий для коррупции;

• высокие издержки производства;

• нерациональность использования экономических ресурсов;

• слабая гибкость производства в смысле реагирования на спрос населения;

• низкий уровень развития и применения передовых производственных технологий;

• неразвитость системы стимулирования труда работников;

• неэффективность некоторых отраслей, компенсирующаяся переброской финансовых ресурсов из более преуспевающих;

• существование так называемой подсистемы страха — мощных рычагов внеэкономического принуждения (на рубеже 1932—1933 гг. вводится паспортный режим, отделивший деревню от города и прикрепивший крестьян к месту их проживания, к колхозу; в 1940 г. была установлена судебная ответственность для рабочих и служащих за самовольное увольнение с работы; в 30—50-е гг. это преимущественно ГУЛАГ, в 70—80-е гг. — психиатрические лечебницы).

Преимущества командной экономики:

Концентрация политических, экономических, административных и общественных сил способствовала в короткие сроки:

• индустриализации страны, усилению ее обороноспособности;

• ликвидации безграмотности населения и созданию массовой системы образования;

• созданию новой культуры на основе широкой просветительской работы;

• обеспечению доступности здравоохранения.

Изучение вопросов «СССР становится сверхдержавой» и «Народ-победитель и правящая элита» организуется в рамках групповой работы по заданиям «Рабочей карты», которая предполагает также использование источников и ответы на вопросы к ним.

Для групп 1—2:

1) документ № 1. «Из Постановления ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград», тема VI. Документы и справочные материалы, с. 195;

2) документ № 4. «Из книги Л. И. Брежнева «Возрождение», тема VI. Документы и справочные материалы, с. 203;

3) документ № 5. «Испытание первой советской атомной бомбы...», тема VI. Документы и справочные материалы, с. 206.

________________________________________        Краткое сообщение учащегося для 1-й и 2-й групп

Пропаганда культа личности Сталина стала причиной появления постановления по проблемам литературы. Наряду с постановлениями о журналах «Звезда» и «Ленинград» были приняты постановления о журнале «Крокодил» (1948), «Огонек» (1948), «Знамя» (1949). Итогом борьбы с космополитизмом стало закрытие многих литературных изданий. Были лишены возможности работать выдающиеся деятели культуры: литераторы А. А. Ахматова, М. Зощенко (за «аполитичность и безыдейность»), художники Р. Фальк, А. Шевченко, М. Сарьян и др. Первый съезд советских композиторов (1948) обвинил Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна и др. в антинародности и формализме. Активная деятельность по преследованию деятелей культуры во многом определялась позицией, отношением А. А. Жданова, все эти действия повлекли кризис культуры.

Для групп 3—4:

1) документ № 2. «Из постановления Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) о проведении денежной реформы...», тема VI. Документы и справочные материалы, с. 197;

2) документ № 3. «Анонимное письмо председателю Совета по делам колхозов... о положении в деревне», тема VI. Документы и справочные материалы, с. 199;

3) документ № 6. «Из сообщения ТАСС об аресте группы врачей-вредителей», тема VI. Документы и справочные материалы, с. 208.

Класс делится на 4 группы: 2 группы изучают один вопрос, но в разном контексте и с разной степенью сложности. Задания получают представители групп. По окончании работы (15 мин) происходит обмен результатами исследования текстов, обсуждение их.

Задания «Рабочей карты»

1-я группа, пункт 2:

— Выделите факторы, определившие СССР как сверхдержаву.

— Укажите, какие надежды связывало советское общество с этим статусом своей Родины.

2-я группа, пункт 2:

— Объясните, чем было вызвано, с вашей точки зрения, то, что СССР как сверхдержава утверждался не только на международной арене, но и внутри страны.

— Проанализируйте, почему материалы по истории Великой Отечественной войны, воспоминания о ней не появлялись в конце 1940-х гг.

3-я группа, пункт 3:

— Объясните причины новой волны чисток в сфере гуманитарных наук и знаний. Какие исторические факты способствовали разрастанию этого явления?

— Проанализируйте крупные репрессии и определите, какой метод восстановления страны избрала власть в годы 4-й пятилетки (1946—1950).

4-я группа, пункт 3:

— Докажите (либо опровергните), что власть опасалась консолидации общества, организуя борьбу с космополитизмом.

— Как вы считаете, могут ли широкомасштабные репрессивные методы борьбы с обществом обеспечить перспективу для власти, которая применяет эти методы? Аргументируйте свой ответ.

________________________________________     «Мозговой штурм» (на выбор, в группах, см. урок)      ________________________________________

— Почему общество воспринимало репрессии как заботу, защиту собственных интересов властью?

— Почему Советскому государству оказались не нужны генетика, объявленная лженаукой, философия, психология, социология?

— Докажите, что власть шла по пути укрепления тоталитаризма.

Учитель дополняет, что по окончании войны страна оказалась перед выбором: либо использовать демократический импульс войны как средство восстановления хозяйства, либо вернуться к уже испытанным методам «закручивания гаек». Первый путь требует много времени и не гарантирует скорых результатов. Поскольку большевики были прагматиками, они пошли по второму пути ускоренного восстановления страны, не считаясь с настроениями общества и жертвами. Всякое инакомыслие, начиная с высших эшелонов власти, пресекалось. Так появилось «ленинградское дело», в результате которого были репрессированы экономисты и партийцы (Вознесенский, Родионов, Попков и др.), развившие дискуссию о сути и методах восстановления хозяйства. Еще раньше оказался в опале Г. К. Жуков, обвиненный в сколачивании группы недовольных из высшего и среднего офицерского состава, выражавших неуважение к Сталину.

Вопросы «Послевоенный ГУЛАГ и его обитатели» и «Смерть Сталина» по своей идейной основе близки, поскольку Сталин — идеолог и создатель тоталитарного режима, а ГУЛАГ — главное средство устрашения, репрессирования общества, экономический источник сталинской социалистической индустриализации.

Предлагается заслушать доклады «ГУЛАГ как средство устрашения, подчинения властью советского общества», «ГУЛАГ как экономический механизм социалистической системы».

________________________________________     Сообщение учащегося         ________________________________________

________________________________________     «Шарашки» как часть ГУЛАГа         ________________________________________

Наращивание военно-промышленного комплекса в условиях угрозы войны еще более усугубляло противоречивость политики властей. В результате репрессий 1937—1939 гг. в лагерных «шарашках» оказались видные конструкторы, руководители оборонной промышленности. Среди них — Б. Л. Ванников, разработавший конвейерную сборку авиадвигателей, не имеющую аналогов в мире, В. П. Баландин (по оценке наркома авиационной промышленности Шахурина А. И., «эталонный» директор авиазавода). В лагере оказался и конструктор вертолетов А. М. Изаксон, и в СССР, на родине вертолетов (И. И. Сикорский), их производство практически остановилось. Н. Н. Поликарпов, друг И. И. Сикорского, убедил его в свое время перебраться в Америку. Сам Н. Н. Поликарпов этого не сделал, и за «протаскивание вредительских самолетов» советская власть приговорила его к расстрелу, который, к счастью, был заменен на «шарашку», где Н. Н. Поликарпову вместе с Д. П. Григоровичем дали возможность «искупить свою вину», что они и сделали, создав истребитель И-5. Арест мог произойти по, казалось бы, нелепой анонимке (например, один из коллег авиаконструктора Алексеева написал на него донос о том, что он иностранный шпион, так как у него есть иностранный карандаш). К счастью, эта история не имела продолжения. В лагерях оказался цвет советского авиастроения: авиаконструкторы А. Н. Туполев, В. М. Петляков, начальник конструкторской бригады экспериментальных самолетов в КБ Туполева В. М. Мясищев (будущий разработчик стратегических самолетов), Р. Л. Бартини, практически создавший Ер-2, автор многих нововведений в авиации, И. Г. Неман, В. А.Чижевский (создавший самолеты БОК), главный конструктор завода им. Осавиахима Д. С. Марков, начальник конструкторского бюро по постройке самолета «Максим Горький» Б. А. Саукке, главный конструктор Остехбюро А. Р. Бонин, конструктор авиационных вооружений А. В. Надашкевич, изобретатель знаменитого «авиазвена» Б. С. Вахмисторов, конструктор автожиров А. М. Черемухин. Была арестована группа работников ЦАГИ во главе с Н. М. Харламовым. В туполевской «шарашке» (в поселке Болшево под Москвой) оказалось 15 профессоров и докторов наук. К моменту ареста А. Н. Туполева весь цвет авиационной промышленности (около 200 человек) был уже за решеткой. В том числе были арестованы В. М. Петляков, Л. Л. Кербер, создававший радиооборудование для туполевских самолетов, и др. Таким образом, Сталин нанес арестами серьезный удар по авиапромышленности. Создание «шарашек» было делом вынужденным, так как на воле специалистов почти не осталось. За год до начала Второй мировой войны опытное производство самолетов полностью остановилось (см.: Помогайбо А. А. Псевдоисторик Суворов и загадки Второй мировой войны. — М., 2003). Все наиболее тяжелые вспомогательные работы выполняли заключенные. В распространившихся «шарашках», использовавших труд узников ГУЛАГа, ученые, технический персонал оборонной промышленности составляли значительную часть заключенных.

Репрессии привели к колоссальной деформации морали и нравственности. Лагеря и спецпоселения формировали новый тип человека: надломленного, привыкшего жить тяжелым, нелюбимым трудом, молчаливого и покорного перед государственным насилием.

Рекомендуется ознакомиться с содержанием документа № 13 «Из воспоминаний академика Ю. А. Полякова о похоронах И. В. Сталина», тема VI. Документы и справочные материалы, с. 222.

Работа в группах

(4 группы по 2 вопроса)

1. Перед войной в рамках развития ВПК открывались новые предприятия «оборонки». На них хлынули массы крестьян из ближайших деревень. Очевидно следующее: для того чтобы самые толковые из них превратились в квалифицированных рабочих и техников, не говоря уже об инженерах, способных осваивать и создавать новую технику, требовалось много времени. Проанализируйте эту ситуацию и предположите: к каким последствиям для укрепления обороноспособности страны накануне войны это привело?

2. Почему власть держала в секрете от своего народа информацию о ВПК, создании новых его отраслей?

3. Как вы думаете, почему для партократии было более выгодно использовать в ВПК труд заключенных?

4. Каким образом репрессии накануне войны и в ее начале повлияли на темпы создания новой техники, в том числе авиационной, бронетехники?

5. Как вы считаете, почему в конце 30-х гг. в среде вновь прибывших на заводы начали появляться наговоры и доносы на инженерный состав, на руководителей предприятий?

6. Почему в годы войны лагерные «шарашки» стали основной структурной научно-технической единицей оборонного комплекса страны?

7. Выделите этапы создания массового стратегического оружия.

8. Почему режим личной власти И. В. Сталина в послевоенные годы достиг своей высшей точки?

Рассказ учителя о смерти «великого вождя всех народов» желательно сочетать с видеофильмом «И. В. Сталин», объектами обучающих мультимедийных программ «История России. XX век» (Клио Софт); «Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия. XIX—XX вв.» (Кирилл и Мефодий).

Подчеркивается: достижения военных лет, победа в войне и установление послевоенного стратегического паритета привели к тому, что сталинский режим полностью отождествлялся с социалистическим строем. Окончательно сформировался культ личной власти великого вождя. Перед смертью Сталина, в том числе и из-за его плохого самочувствия, в партаппарате постоянно происходили перестановки. Функции Политбюро подменялись работой «троек», «шестерок», «пятерок» (перед смертью Сталина в такую «пятерку» входили: он сам, Л. П. Берия, Г. М. Маленков, Н. А. Булганин, Н. С. Хрущев).

? — В чем заключался особый дар И. В. Сталина?

— Перечислите достижения страны в период его нахождения у власти.

— За счет чего ему удалось достичь таких невероятных результатов, которых в свое время пытались добиться С. Ю. Витте, П. А. Столыпин?

— Предположите, дистанцируясь от своих фактических знаний, какие трудности могли быть у преемника Сталина.

________________________________________        Дискуссия по технике «Аквариум» (вопросы на выбор)

Эта форма дискуссии обычно применяется при изучении неоднозначной, противоречивой информации.

Организационный момент: педагог называет проблему, предлагает классу разделиться на группы, которые располагаются по кругу — «аквариуму», освобождая центр. В группах избирается ведущий, которому предстоит излагать позицию своей группы перед классом. Продолжительность работы в группах 3—5 мин. По истечении времени (по сигналу) ведущие групп выходят в центр круга («аквариума») и защищают позицию своей группы. Члены групп не могут оказывать помощь, однако можно воспользоваться правом написать записку; ведущему взять тайм-аут для консультаций. Время обсуждения темы не должно превышать 10—12 мин. Оценивание совместной работы групп и ведущих может осуществляться всем классом, учителем или специально выбранной (назначенной) экспертной группой.

Проблемные вопросы для дискуссии:

? — И. В. Сталина помнят за то, что ему удалось вернуть России статус мировой державы, или за массовые репрессии, многочисленные жертвы?

— Если в ответ на усиление репрессий, увеличение числа исчезнувших людей народ молчит, значит, важны не сами жертвы, а то, ради чего они принесены?

Учащимся предлагается проанализировать, что было самым интересным и запоминающимся на уроке.

Домашнее задание: § 26, вопросы и задания к нему. Продумать ответ на вопрос: почему система ГУЛАГа в послевоенный период не только сохранилась, но и значительно укрепилась?

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика