План изучения нового материала:

1. Начало войны.
2. Поражение немцев под Москвой
.
3. Сталинградская битва.
4. Курское сражение.
      

5. Выход Красной Армии на границу СССР.
6. Освобождение стран Восточной Европы.
7. Разгром Германии.

8. Разгром Японии.

9. Советские полководцы.
10. Героизм советских людей.

 

Вопросы плана, соединенные фигурной скобкой, обозначают, что их изучение проходит в рамках одного урока.

Вопросы «Начало войны», «Поражение немцев под Москвой» рекомендуется изучить со школьниками на основе лабораторной работы с материалом учебника, документами и картой «Великая Отечественная война».

Предлагается периодизация Великой Отечественной воины:

I период — 22 июня 1941 г. — 18 ноября 1942 г.

II период — 19 ноября 1942 г. — конец 1943 г.

III период — начало 1944 г. — 9 мая 1945 г.

IV период — 8 августа 1945 г. — 2 сентября 1945 г.

Наступление германских войск шло по трем главным направлениям: на Москву, группа армий «Центр» (генерал-фельдмаршал Ф. Бок), на Ленинград, группа армий «Север» (генерал-фельдмаршал В. Лееб), на Киев, группа армий «Юг» (генерал-фельдмаршал Г. Рунштед). Линией победы Гитлер считал линию Архангельск — Волга.

Целесообразно заслушать краткое сообщение учащегося «Трагедия Ленинграда».

Этапы наступлений вермахта под Москвой (операция «Тайфун»):

I — 30 сентября 1941 г.

II — 15 ноября 1941 г.

III — 5—6 декабря 1941 г. — 8 января 1942 г. — контрнаступление советских войск под Москвой.

Учителю важно подчеркнуть, что ценой героических усилий армии, партизан, тружеников оборонных предприятий операция «Тайфун» провалилась, как и разрушился миф о «блицкриге», непобедимости германской армии.

Немного статистики

До середины июля 1941 г. немцы теряли в среднем 4 тыс. человек в день, во второй половине июля — более 7 тыс., а к концу третьего месяца войны их общие потери превысили 500 тыс. солдат и офицеров. Для сравнения отметим, что за весь предшествующий период Второй мировой войны гитлеровская армия, завоевавшая почти всю Европу, потеряла около 300 тыс. человек.

Используются документы хрестоматии «Документы и справочные материалы»:

1) Документ № 10. «Из выступления по радио заместителя Председателя СНК, наркома иностранных дел СССР В. М. Молотова...», тема V, с. 157.

2) Документ № 11. «Обращение митрополита Московского и Коломенского главы Православной церкви в России Сергия...», тема V, с. 159.

3) Документ № 13. «Из выступления И. В. Сталина...», тема V, с. 163.

4) Документ № 14. «Из писем советских военнослужащих своим родным», тема V, с. 167.

5) Документ № 16. «Из приказа войскам Московского гарнизона о строительстве оборонительных рубежей...», тема V, с. 170.

Наряду с ответами на вопросы к документам в ходе совместной работы необходимо найти ответы на следующие вопросы и задания:

1. Сейчас развеян миф о неготовности Красной Армии к войне из-за слабой технической вооруженности. Назовите другие причины сокрушительного поражения Красной Армии в приграничной полосе.

2. Изучите карту и выявите особенности наступления вермахта в начале войны.

3. Как вы думаете, почему пограничники считали, что это только диверсия и необходимо продержаться до подхода главных сил?

4. На Южном направлении, на Киев, наступала меньшая по численности сил группировка немцев, чем две другие, наступавшие на Ленинград и Москву. Однако соединения Красной Армии численностью более полумиллиона человек были окружены и уничтожены. Почему эта катастрофа стала, на ваш взгляд, возможна?

5. Всего за войну было совершено 636 воздушных и 503 наземных тарана. Первые тараны были совершены 22 июня 1941 г.

Воздушные тараны:

Д. В. Кокорев, П. С. Рябцев, А. С. Данилов, С. М. Гудимов — Западный фронт; И. И. Иванов, Л. Г. Бутелин — Юго-Западный фронт; А. И. Мокляк — Южный фронт.

Наземные тараны:

22 июня — П. С. Чиркин;

24 июня — Г. А. Храпай, С. М. Айрапетов;

25 июня — А. Н. Авдеев;

26 июня — Н. Ф. Гастелло, С. Н. Кошелев. (Всего 20 героев.)

Найдите на карте расположения указанных фронтов. Сформулируйте свое понимание слов «подвиг», «самоотверженность».

6. Перечислите источники победы под Москвой.

7. Каково значение Московской битвы в истории Великой Отечественной войны?

8 сентября 1941 г. Красная Армия оставила Шлиссельбург, началась блокада Ленинграда; 19 сентября оставила Киев. Объясните, что произошло 30 сентября. Прокомментируйте, как эти даты связаны между собой.

Рассматривая вопросы «Сталинградская битва», «Курское сражение», учитель кратко поясняет, что, несмотря на трудность победы под Москвой, страна была воодушевлена первым военным успехом. Производство неуклонно набирало темпы. Армия постепенно снабжалась транспортом, меньше испытывала трудностей со снабжением боеприпасами. Это позволило сначала осуществлять крупные единичные наступательные операции (Сталинград), а затем одновременно разворачивать на нескольких направлениях масштабные стратегические военные операции. Армия стала мобильной, более боеспособной, получив на вооружение новые виды техники. Все это позволило переломить ход войны, покончить с отступлением и обороной и начать наступать на всех направлениях. Рубежом между периодом отступления и обороны, накапливания сил стала сначала Сталинградская битва, а затем ее успех закрепило Курское сражение. После этих битв ход войны резко изменился.

В ходе урока учитель сочетает работу с текстом учебника, беседой и сообщениями учащихся (подготовленными накануне).

Краткое сообщение учащегося

Особенности весенне-летней кампании 1942 г. Не дав войскам после Московской битвы передышки, возможности перегруппировать силы, Сталин потребовал развернуть серию наступательных операций. Стратегический просчет Главнокомандующего стоил огромных потерь и горечи поражений. Предполагая, что Гитлер возобновит наступление на Москву, Сталин удерживал на Центральном направлении большие силы. В это время германские войска предприняли наступление на Южном направлении. Заняв Харьков, Крым, немцы овладели стратегической инициативой, что позволило им в короткие сроки захватить Донбасс, Ростов-на-Дону, форсировать Дон, выйти к Северному Кавказу (25 июля началась битва за Кавказ), а затем к Волге. Так, 17 июля 1942 г. началась оборона Сталинграда. В начале войны советское руководство рассчитывало, что до города Сталина фронт не дойдет, поэтому, начиная с боев за Ленинград, Смоленск и другие крупные стратегические объекты, из них эвакуировали население в Сталинград. К лету город был переполнен, особенно детьми и женщинами, располагавшимися прямо под открытым небом, в садиках и дворах. Статистика прибывших в город не велась. Переправить за Волгу всех было невозможно. 25 августа 1942 г. Сталинград был объявлен на осадном положении, грань между фронтом и тылом исчезла. 12 сентября оборона Сталинграда была возложена на войска 62-й армии (В. И. Чуйков) и часть сил 64-й армии (М. С. Шумилов). 13 сентября 1942 г. армия Паулюса предприняла штурм города, который перерос в длительное уличное сражение, продолжавшееся 2 месяца.

Учителю необходимо дополнить, что к июню 1942 г. был достигнут довоенный уровень производства, началось планомерное наращивание темпов выпуска оружия, техники для фронта.

Этапы Сталинградской битвы:

I. 17 июля 1942 г. — 18 ноября 1942 г. — оборонительный.

II. 19 ноября 1942 г. — 2 февраля 1943 г. — контрнаступление Красной Армии.

Лабораторно-практическая работа с картой, текстом учебника:

1. С помощью карты объясните, почему для немцев Ростов-на-Дону оказался «ключ-городом».

2. Определите, что делало Сталинград стратегическим объектом, от которого зависели судьбы вооруженных сил на других направлениях фронта.

3. С помощью карты объясните, почему битвы за Кавказ и Сталинград начались почти одновременно.

4. Как вы думаете, почему Сталинградский фронт (им последовательно командовали С. К. Тимошенко, В. Н. Гордов и А. И. Еременко) был образован только 12 июля 1942 г.?

5. В военную историю сражение за Сталинград вошло как одно из крупнейших городских сражений. Предположите, какие могли быть трудности ведения боя в условиях города.

6. С помощью учебника, карты и хронологической таблицы сделайте вывод, что определило появление 28.07.1942 г. Приказа № 227.

7. Какую роль играл в Сталинграде Мамаев курган, за который шла непрерывная борьба с переменным успехом для обеих сторон?

8. Операция по контрнаступлению под Сталинградом получила название «Уран». Как вы думаете, почему только 19 ноября 1942 г. (а разработка шла с 13 сентября 1942 г.) началось наступление северо-западнее города силами Юго-Западного и Донского фронтов?

9. Рассмотрите карту Сталинградского сражения и поясните, какую роль сыграли в нем г. Калач-на-Дону, г. Котельниково.

10. После победы Красной Армии под Сталинградом германская армия вступила в полосу глубокого кризиса. В чем он проявился?

Учитель обобщает, что сталинградская победа ознаменовала начало перехода стратегической инициативы к СССР и начало коренного перелома в ходе войны. Увеличивается число военнопленных. Япония, Турция окончательно отказались от планов войны против СССР. В Италии, Румынии, Венгрии нарастало недовольство фашистским режимом.

С января 1943 г. наступление Красной Армии развернулось под Сталинградом, на Северном Кавказе и Верхнем Дону, под Ленинградом, в Донбассе, в районе Ржева и Демянска. Наступление под Демянском (С. К. Тимошенко) к 1 марта ликвидировало демянский плацдарм, который фашисты удерживали полтора года. К концу марта был освобожден от врага ржевсково-вяземский выступ, который гитлеровцы называли «пистолет, направленный в грудь Москвы». В одном из боев на данном направлении погиб Александр Матросов, закрыв телом амбразуру дзота у деревни Чернушки.

После поражения под Сталинградом вермахт уже не имел сил вести наступательные операции одновременно на нескольких направлениях. Германское командование решило подготовить мощное наступление — операцию «Цитадель» на курском участке фронта. Учитель, обращаясь к карте, рассказывает о ходе сражения на Курской дуге.

Этапы сражения:

I. 5.07.1943 г. — 12.07.1943 г. — оборонительный этап.

II. 15.07.1943 г. — 23.08.1943 г. — наступление Красной Армии.

Беседа по содержанию материала:

? — Рассмотрите карту и определите, в чем преимущество Курской дуги для разворачивания наступления с обеих сторон.

— С помощью карты объясните, почему наступление под Курском получило развитие на Южном направлении.

— Если Сталинградскую битву называют «памятником XX века», то сражение под Прохоровкой Гитлер назвал «битвой железа». Сравните Московскую битву с Курской. В чем их различие?

— Рассмотрите карту. По каким направлениям шли наступления в 1943 г.? Что сделало эти наступления возможными?

— На первом этапе сражения участвовали партизаны под руководством С. А. Ковпака, В. И. Козлова, М. И. Наумова, А. Н. Сабурова, А. Ф. Федорова и др., развернувшие «рельсовую войну». Найдите на карте районы их диверсий под Курском. Почему они проводились в таком порядке?

— Определите последовательность событий в решающий период Великой Отечественной войны (1942—1943):

1. Бои в излучине Дона.

2. Контрнаступление советских войск под Сталинградом.

3. Ликвидация группировки Паулюса.

4. Оборона Сталинграда.

5. Освобождение Северного Кавказа, неудача под Харьковом.

6. Окончание Курской битвы.

7. Операция «Цитадель».

8. Приказ № 227 «Ни шагу назад!».

9. Разгром группы армии «Дон».

10. Харьковская катастрофа.

Краткое сообщение учащегося

В воздушных боях над Курском прославились многие летчики. Среди них был гвардии старший лейтенант А. П. Маресьев, вернувшийся в строй после ампутации ступней обеих ног и ставший Героем Советского Союза. Посмертно удостоен звания Героя Советского Союза старший лейтенант А. К. Горобец, единственный в мире летчик, сумевший сбить в одном бою девять самолетов противника. В небе над Курском открыл свой счет сбитым самолетам мастер воздушного боя И. Н. Кожедуб.

Учитель сообщает, что в честь освобождения Орла и Белгорода 5 августа в Москве прогремел первый артиллерийский салют. Вскоре Красная Армия перешла в наступление и после Орла и Белгорода одержала крупную победу (и одну из самых тяжелых) на Днепре (Черниговско-Припятская, Донбасская, Киевская операции), сорвав план Гитлера по созданию неприступного «восточного вала» с целью перехода к затяжной позиционной войне. Одновременно на Центральном направлении с 7 августа по 25 сентября 1943 г. проходила операция «Суворов» по освобождению Смоленска. К 7 ноября 1943 г. был освобожден Киев.

Другим вариантом изучения вопросов «Сталинградская битва», «Курское сражение» может стать практическое занятие в рамках урока на основе документов и вопросов к ним.

Практическая работа

Документальные материалы

1. Документ № 17. «Приказ Наркомата обороны СССР о формировании Центрального и региональных штабов партизанского движения», тема V. Документы и справочные материалы, с. 172.

2. Документ № 18. «Из приказа народного комиссара обороны № 227 «Ни шагу назад!», тема V. Документы и справочные материалы, с. 173.

3. Документ № 19. «Ультиматум советского командования командующему 6-й немецкой армией генерал-полковнику Паулюсу», тема V. Документы и справочные материалы, с. 177.

4. Документ № 20. «Из приказа командующего войсками... о проведении операции «Искра», тема V. Документы и справочные материалы, с. 179.

5. Документ № 21. «Из воспоминаний А. М. Василевского о стратегическом планировании советским командованием Курской битвы», тема V. Документы и справочные материалы, с. 180.

Вопросы «Выход Советской армии на границу СССР», «Освобождение стран Восточной Европы», «Разгром Германии», «Разгром Японии» рассматриваются в процессе групповой работы с текстом, картой и документами. В качестве дополнительной информации может быть использован «Календарь событий 1944 г. в ходе Великой Отечественной войны» (см. ниже).

Лабораторно-практическая работа

Организационный момент: класс делится на 5 групп, 1 из них — эксперты (их должно быть 4). Каждая из 4 групп в результате жеребьевки получает задание. Все группы работают для того, чтобы совместными усилиями заполнить таблицу, в которой сгруппирована вся информация по данной части параграфа. Таким образом, каждая группа изучает, отбирает и группирует сведения для одной из граф таблицы. Название графы и есть само задание. Наряду с учебником используются источники:

1. Документ № 24. «Донесение маршала Г. К. Жукова И. В. Сталину о развитии боев за город Берлин...», тема V. Документы и справочные материалы, с. 187.

2. Документ № 27. «Выступление И. В. Сталина на приеме в Кремле в честь командующих войсками Красной Армии», тема V. Документы и справочные материалы, с. 191.

3. Документ № 28. «Из заявления Советского правительства о начале войны с милитаристской Японией», тема V. Документы и справочные материалы, с. 192.

Продолжительность работы групп 15—20 мин. В процессе обсуждения корректируются ответы и заносятся в таблицу. Эксперты оценивают работу партнеров по группе. В процессе совместного обсуждения (отдельно от всех) выбирают наиболее активного учащегося, предлагают ему изложить свою точку зрения по разрабатываемому вопросу.

Следует обратить внимание на карту «Вторая мировая война», где отражены действия армий восточноевропейских государств против Германии. Их следует проанализировать.

Красная Армия в 1944—1945 гг.

Год

На пути к границе

Освобождает народы Европы

Побеждает Германию

Побеждает Японию

1944

1945

Вывод:

В выводе следует обобщить, что, готовя агрессию против СССР, Гитлер руководствовался иллюзией о непрочности Советского многонационального государства. Однако советский народ и его Вооруженные Силы смогли одержать трудную победу над сильным противником.

Дополнительный материал

Календарь событий 1944 г. в ходе

Великой Отечественной войны

С января по октябрь — освобождение территории СССР

13 января — ликвидация ЦШПД (Центрального штаба партизанского движения);

14 января — 1 марта — Ленинградско-Новгородская операция;

24 января — 17 февраля — Корсунь-Шевченковская операция;

15 февраля — освобождение Луги (лужский рубеж), начало наступления на Нарву, но 1 марта это наступление остановилось;

26 марта — выход Красной Армии к государственной границе на р. Прут;

7 апреля — 12 мая — операция по освобождению Крыма: 10 апреля — освобождена Одесса; 11 апреля — освобождена Керчь;

25 апреля — 2-й Украинский фронт вышел к Карпатам;

17 мая — высылка в Казахстан и Среднюю Азию крымских татар;

23 июня — 29 августа — Белорусская операция (уничтожение котлов под Витебском, Минском, Бобруйском);

3—11 июля — освобождение Минска;

13 июля — освобождение Вильнюса;

29 июля — форсирование Вислы;

10 июня — 9 июля — Карельская операция;

17—23 июля — Псковско-Островская операция (выход в Прибалтику);

Прибалтийская операция (начало в июле 1944 г.) — 71 день. (На Курляндском полуострове немцы были до 9 мая 1945 г.)

13 июля — 29 августа — Львовско-Сандомирская операция: освобождение Львова;

1 августа — Варшавское антифашистское восстание;

20—29 августа — Ясско-Кишиневская операция (освобождена Румыния (Бухарест), уничтожена румынская армия, выход Румынии из войны и объявление войны Германии);

4 сентября — выход из войны Финляндии, разрыв ее отношений с Германией;

9 сентября — освобождение Болгарии. Выход из войны и объявление Болгарией войны Германии;

сентябрь — октябрь 1944 г. — Восточно-Карпатская операция. Освобождение Закарпатья;

28 сентября — 20 октября — Белгородская операция;

14 ноября — «Пражский манифест» генерала Власова, который попал в плен в 1942 г. и согласился сотрудничать с фашистами. (Этот манифест содержал призыв вступать в ряды РОА для борьбы со «сталинской тиранией».)

Операции по уничтожению главных фашистских группировок на территории Европы: Восточно-Прусская, Висло-Одерская, Будапештская, Венская, Берлинская операции (16 апреля — 8 мая 1945 г.), Пражская операция (6—11 мая 1945 г.).

По вопросам «Советские полководцы» и «Героизм советских людей» заслушиваются сообщения, подготовленные учащимися дома на основе разных источников информации с учетом материала учебника. По завершении сообщений — обсуждение.

Вопросы для проблемной беседы:

? — В книге «Воспоминания и размышления» Г. К. Жуков, в частности, пишет: «Из беседы в штабе Западного фронта (командующий И. С. Конев) и анализа обстановки у меня создалось впечатление, что катастрофу в районе Вязьмы можно было бы предотвратить. Для этого надо было своевременно определить направление главных ударов противника и сосредоточить против них основные силы и средства за счет пассивных участков». Однако дальше он примерно это же отмечает относительно других участков фронта вокруг Москвы. Объясните, почему в начале войны командиры не были инициативны, самостоятельны. Какое событие в истории армии резко повлияло на ее состояние?

— В указанной книге Г. К. Жуков, рассказывая о подготовке Берлинской операции, отмечает: «В ходе войны нам вообще не приходилось брать такие крупные, сильно укрепленные города, как Берлин. Его площадь почти 900 кв. км. Развитые подземные сооружения давали возможность войскам осуществлять маневр... Наша разведывательная авиация шесть раз произвела съемку Берлина... Инженерные части изготовили точный макет города...» Сравните действия армейского руководства в начале войны и на ее завершающем этапе. Что изменилось в работе армейских штабов? Почему это произошло?

— В своей книге «Сражение века» В. И. Чуйков задается вопросом, почему Гитлер вопреки военной тактике и стратегии стремился завоевать весь город (Сталинград), который уже был разрушен до основания. Он рассуждает: «Остановил его [Гитлера] у своих стен Ленинград, задержали Одесса, Киев, Севастополь. Москвы он не штурмовал, он был побит на ее ближайших подступах. Гитлер бросает на Сталинград воздушный флот и лучшую свою армию... Преимущества гитлеровской военной машины утрачены... штурм, уличные бои в городе лавров победителя ему не принесут, это будет пиррова победа. Потери невозместимы. Немецкие войска потеряли свою маневренность, танковые соединения — ударную силу. Октябрь был провалом немецкой тактики и стратегии». Изложите свое мнение по вопросу, который беспокоил В. И. Чуйкова.

— С. М. Штеменко в книге «Генеральный штаб в годы войны» подчеркивает: «Анализ положения, сложившегося к январю 1945 г., подтверждал вывод о необходимости безостановочного наступления, вплоть до овладения Берлином. В то же время нельзя было ставить знак равенства между падением Берлина и полной капитуляцией Германии». Прокомментируйте и объясните причины данной ситуации.

— Как вы думаете, что побуждало на подвиг солдат, командирский состав, партизан: идеология партии, репрессии против отступающих или любовь к Родине? Аргументируйте свою точку зрения.

Учитель предлагает учащимся сделать вывод по общей теме.

Домашнее задание: § 23, вопросы и задания к нему. Подготовьте сообщение о вкладе советских конструкторов в победу (по желанию).

      
      

     

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика