План изучения нового материала:

1. Создание антигитлеровской коалиции.

2. Тегеран, Ялта, Потсдам.

3. Эвакуация промышленности.

4. Возрождение военно-экономической мощи.

5. Советские дипломаты.

6. Руководители оборонной промышленности.

Обращается внимание учителя на изменение структуры параграфа при его изучении.

По вопросу «Создание антигитлеровской коалиции» учитель организует деятельность учащихся с целью:

• выявления причин создания коалиции;

• определения особенностей взаимодействия в рамках коалиции;

• оценки отношений между лидерами ведущих стран коалиции.

Выбирается наиболее краткий, но в то же время емкий ответ.

Несмотря на непонимание, разногласия и трудности, коалиция состоялась, и это было серьезной поддержкой для СССР. В то же время 20 мая 1944 г. в американском конгрессе президент США Ф. Рузвельт подчеркнул: «Советский Союз пользуется вооружением со своих собственных заводов».

Изучение вопроса «Тегеран, Ялта, Потсдам» организуется в форме практической фронтальной работы учащихся по заполнению предложенной таблицы. Наряду с текстом учебника используется документальный материал хрестоматии «Документы и справочные материалы»: документ № 23 «Из решений Ялтинской (Крымской) конференции».

Как обычно, отводится достаточное количество времени (10 мин), по окончании которого происходит обмен полученной информацией, коррекция и определение качественного результата.

Практическая работа

Конференции антигитлеровской коалиции

 

 

Основные вопросы

Тегеранская конференция

Ялтинская конференция

Потсдамская конференция

Открытие второго фронта

 

 

 

Послевоенное устройство мира

 

 

 

Судьба стран Восточной Европы

 

 

 

Польский вопрос

 

 

 

Репарации

 

 

 

Вопрос о Японии

 

 

 

Судьба Германии

 

 

 

      Вывод: 

В выводе следует отразить, что антигитлеровская коалиция сыграла существенную роль в достижении победы над фашизмом. Главным разногласием был вопрос об открытии второго фронта в Европе (т. е. о непосредственном участии Великобритании и США в боевых операциях против Германии на центральном европейском направлении). В ходе личных встреч лидеров Большой тройки по основным вопросам был найден компромисс. Союзнические поставки по ленд-лизу составляли 4% советского промышленного производства. По танкам и самолетам они соответственно составляли 10 и 12%. Автомобилей по ленд-лизу поступило в пять раз больше, чем было выпущено отечественными заводами. Однако основная тяжесть войны лежала на Советском государстве.

Вопросы «Эвакуация промышленности» и «Возрождение военно-экономической мощи» отражают экономическое состояние страны в годы Великой Отечественной войны. Учитель сообщает, что 23 июня 1941 г. был создан Совет по эвакуации, а 29 июня и 18 июля 1941 г. вышли Постановления «Об организации борьбы в тылу», которые во многом определяли экономическую жизнь страны.

В процессе самостоятельного изучения материала предлагается выявить, какие меры были направлены на сохранение экономико-производственного потенциала, а какие — на его развитие в годы войны. Каковы результаты форсированной перестройки и индустриализации? В процессе работы используется документ № 25 «Эвакуация крупных промышленных предприятий из отдельных районов», тема V. Документы и справочные материалы, с. 188.

Выполните тестовые задания:

Отметьте правильный ответ.

1. Что позволило СССР быстро восстановить экономику в ходе войны?

— Развитие товарно-денежных отношений;

— жесткая централизация;

— децентрализация управления.

2. Чем закончилась эвакуация промышленных предприятий?

— Большая часть осталась неэвакуированной;

— полной неудачей;

— созданием новой индустриальной базы на востоке.

Изучение вопросов «Советские дипломаты» и «Руководители оборонной промышленности» организуется в форме деловой учебной игры.

Учебная деловая игра «Радиопередача» на тему «Вклад советских дипломатов и руководителей оборонной промышленности в Победу»

Организационный момент: учащимся предоставляется от 3 до 5 мин (в зависимости от класса) на изучение учебных текстов. После этого предлагается выбрать ведущего радиопередачи и 2—3 репортеров. Остальные учащиеся выступают в роли дипломатов (4), руководителей оборонной промышленности и ведущих конструкторов (8), у которых репортеры берут интервью. Учащиеся, исполняющие роли конкретных личностей, должны заблаговременно изучить текст; знать характеристику, специфику и достижения в деятельности конкретного человека и в контексте этого отвечать на вопросы репортеров.

Справка для учителя: безусловно, учитель вправе сократить либо расширить число активных участников игры, изменить вопросы, их количество.

Текст ведущего

Наша радиопередача посвящена вопросу о роли видных представителей дипломатического корпуса, оборонной промышленности Советского Союза, без труда которых страна не смогла бы решить жизненно важную задачу победы над фашизмом в Великой Отечественной войне. Каждый из них по-разному вносил свой вклад в общее дело победы, но их объединяет верность социалистическому Отечеству, советскому народу, самоотверженность и высокое чувство долга. Наши репортеры взяли интервью у некоторых из них.

Примерные вопросы репортеров

К дипломатам:

— Представьтесь, пожалуйста (к В. М. Молотову).

— Какую должность Вы занимали накануне и в годы войны?

— Расскажите, пожалуйста, слушателям нашей передачи, в каких событиях Вы участвовали.

— Как Вы оцениваете роль антигитлеровской коалиции в доведении Второй мировой войны до победы?

У нас в гостях коллега В. М. Молотова М. М. Литвинов.

— Представьтесь, пожалуйста (к М. М. Литвинову).

— Что отличает Вашу деятельность от деятельности Вашего коллеги?

— Как Вы считаете, можно ли было предотвратить Вторую мировую войну средствами дипломатии?

Нами приглашены другие видные дипломаты, внесшие значительный вклад во внешнюю политику Советского Союза.

— Представьтесь, пожалуйста (к И. М. Майскому и А. М. Коллонтай).

— Расскажите, пожалуйста, о своей деятельности накануне и в годы войны.

— Что Вам, на Ваш взгляд, удалось достичь на своем поприще? А чем Вы не удовлетворены?

— Как Вы оцениваете вклад своих коллег, которые у нас в гостях, в дело Победы?

К руководителям «оборонки»:

— У нас в гостях видные деятели оборонной промышленности.

— Представьтесь, пожалуйста (к Б. Л. Ванникову, И. Ф. Тевосяну, И. М. Зальцману).

— Расскажите, пожалуйста, какие задачи стояли перед оборонной промышленностью перед войной и во время войны.

— Почему в СССР перед войной, в условиях нарастания ее угрозы, не был создан Совет по эвакуации?

— Какие трудности в начале войны вызвало отсутствие Координационного совета по эвакуации на случай войны?

К конструкторам:

Без развития науки, привлечения ее для решения стратегических и тактических задач совершенствования военно-технического производства сложно было бы, пожалуй, говорить о победе в технической войне. Напомним нашим слушателям о некоторых конструкторах Великой Отечественной войны, техника которых служит и по сей день:

И. И. Поликарпов (1892—1944), авиаконструктор: истребители И-15-Бис, И-153, И-16, У-2 (учебный), Р-5 (разведчик).

А. Н. Туполев (1888—1972): бомбардировщик Ту-2, торпедные катера Г-4, Г-5, гражданские самолеты.

С. А. Лавочкин (1900—1960): истребитель ЛАГГ-3 (с Гурковым), Ла-5, Ла-7. После войны — реактивные летательные аппараты.

A. И. Микоян (1905—1970): МиГ-1, МиГ-3 (с Гуревичем). После войны — МиГи — реактивные истребители.

B. М. Петляков (1891—1942): пикирующие бомбардировщики Пе-2, Пе-8.

У нас в студии почетные гости — видные ученые, имена которых из-за секретности их деятельности малоизвестны.

— Представьтесь, пожалуйста (к А. Ф. Иоффе, И. В. Курчатову, А. С. Яковлеву, С. В. Ильюшину, А. Н. Туполеву).

— Слушатели хотели бы знать, какие области науки стали предметом Ваших научных интересов. Расскажите нам, пожалуйста.

— Расскажите нам о тех научных проблемах, которые Вам пришлось решать в рамках стратегической государственной задачи.

— В чем, на Ваш взгляд, в годы войны наша наука оказалась на высоте по сравнению с германской, западноевропейской?

Текст ведущего (заключительный)

Как Вы слышали, дорогие радиослушатели, наши гости внесли неоценимый вклад в победу над «коричневой чумой XX века». Советское производство смогло превзойти германское только благодаря самоотверженному трудовому подвигу людей, стремившихся быть независимыми и свободными.

По завершении игры — обсуждение и оценка исполнения ролей.

Домашнее задание: § 24, вопросы и задания к нему. Подготовить доклад на тему «Культура военных лет» (по желанию).

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика