План изучения нового материала:

1. Место Великой Отечественной войны в истории России.

2. Причины Второй мировой войны.

3. Начало Второй мировой войны.

4. Советско-финляндская война.

5. Присоединение стран Прибалтики и Бессарабии к СССР.

6. Рост советско-германских противоречий.

7. Меры по укреплению обороноспособности СССР.

Учитель организует учебную деловую игру по изучению вопросов «Место Великой Отечественной войны в истории России», «Причины Второй мировой войны», «Начало Второй мировой войны» на протяжении одного урока.

Учебная деловая игра «Заседание „Круглого стола"»

План деловой игры:

I. Инструкция учителя.

II. Деятельность учащихся в группах: подготовка выступлений.

III. «Заседание «Круглого стола»: выступления историков, политиков, представителей общественных групп.

IV. Подведение итогов деловой игры: выступление председателя «Круглого стола».

Организационный момент: класс делится на 7 групп. Выбирается председатель «Круглого стола» (желательно один из наиболее подготовленных учащихся). Каждая из групп получает свою табличку с названием группы: историки; политики; студенты исторических факультетов; работники сферы образования; ветераны Великой Отечественной войны. Продолжительность подготовки выступлений 5 мин. Столы в классе устанавливаются в форме каре или полукруга. Продолжительность «заседания «Круглого стола» 20 мин.

Участники деловой игры собрались для того, чтобы обсудить вопросы: какое место в истории России занимает Великая Отечественная война; каковы причины Второй мировой войны? Каждая группа участников должна излагать суть основных аспектов обсуждаемых вопросов со своих позиций.

Все группы готовят выступление по предложенному плану. Председатель открывает заседание, представляет участников.

Примерные вопросы к выступлению ученых-историков:

1. Почему до сих пор тема Великой Отечественной войны остается актуальной, а порой и дискуссионной?

2. В чем причины и последствия наличия «белых пятен» в истории Великой Отечественной войны?

3. Что является главной причиной отсутствия однозначной оценки причин, хода и последствий Второй мировой и Великой Отечественной войн?

Примерные вопросы и задания к выступлению политиков:

1. Проанализируйте документы: № 1 «Речь Уинстона Черчилля в палате общин», № 2 «Договор о ненападении...», тема V. Документы и справочные материалы, с. 146—147.

2. Почему политики некоторых стран упорно поддерживают различные версии, умаляющие роль СССР в победе над фашизмом, как, например, версия Суворова (Резуна)?

3. Почему западным политикам выгодна версия о «превентивном характере» войны против СССР, несмотря на то что ее полная несостоятельность была раскрыта в ходе Нюрнбергского процесса?

Примерные вопросы к выступлению ветеранов:

1. Неготовность СССР к войне — это правда или миф? Используйте документ № 3 «Из закона Верховного Совета Союза ССР «О всеобщей воинской обязанности», тема V. Документы и справочные материалы, с. 149.

2. Как отразились массовые репрессии на обороноспособности страны?

3. В каких военных кампаниях пришлось участвовать СССР после заключения договора с Германией?

Примерные вопросы к выступлению студентов исторических факультетов:

1. Какие события стали началом Второй мировой войны?

2. Как повлиял «Пакт Молотова — Риббентропа» на позицию СССР после начала Второй мировой войны?

3. В чем причины и следствия «странной войны»?

Примерные вопросы к выступлению работников сферы образования:

1. Стоит ли упоминать в школьных учебниках о неоднозначности оценок тех или иных событий Второй мировой и Великой Отечественной войн?

2. Как в настоящее время оцениваются события Великой Отечественной войны, вклад в победу советского народа?

3. Почему молодежь, общество в целом должны знать о трагических ошибках власти, как, например, о событиях под Катынью?

В конце заседания председатель обобщает высказанные суждения. Следует также определить положительные и противоречивые стороны вопросов. Председатель делает вывод о том, что, несмотря на неоднозначность оценок и суждений, Великая Отечественная война остается образцом героизма, мужества и отваги, подвига советского народа.

Данная игра проводится в рамках одного урока. Другие пункты параграфа изучаются на следующем уроке.

Вариант изучения первых трех вопросов параграфа

На уроке организуется практическая работа в группах по заданиям:

1. Поясните, что стало определяющим в названии Великой Отечественной войны.

2. Укажите, что из истории Второй мировой, Великой Отечественной войн является предметом современных дискуссий.

3. Назовите причины Второй мировой войны.

4. Каким было начало Второй мировой войны для Германии, СССР и Европы?

Выполните тестовое задание:

Установите последовательность событий 1938—1939 гг.:

1. Англо-франко-советские переговоры и их неудача.

2. Договор СССР и Германии о дружбе и границе.

3. Захват Германией Чехословакии.

4. Нападение Германии на СССР.

5. Мюнхенский кризис.

6. Окончание гражданской войны в Испании.

7. Присоединение к СССР Прибалтики и Бессарабии.

8. Пакт между СССР и Германией о ненападении.

9. Вторжение германских войск в Польшу, начало Второй мировой войны.

10. Советско-финляндская война.

По окончании работы организуется обмен мнениями, обсуждение результатов.

Следующий урок посвящен изучению событий, связанных непосредственно со Второй мировой войной.

Для изучения вопросов «Советско-финляндская война», «Присоединение стран Прибалтики и Бессарабии к СССР», «Рост советско-германских противоречий», «Меры по укреплению обороноспособности СССР» следует организовать практическую работу в четырех группах, согласно количеству вопросов. Рекомендуется использовать документ № 4 «Выступление И. В. Сталина по сбору опыта боевых действий против Финляндии», документ № 5 «Выписка из протокола решений Политбюро ЦК ВКП(б) № 18 «О переходе на восьмичасовой рабочий день...», а также документы № 6—9, тема V. Документы и справочные материалы, с. 150—156.

По завершении работы проводится координационное обсуждение и внесение результатов непосредственно в таблицу.

События Второй мировой войны

 

 

Характеристика вопроса

Советско-финляндская война

Присоединение Прибалтики и Бессарабии

Рост советско-германских противоречий

Меры по укреплению обороноспособности страны

Цели

 

 

 

 

Причины

 

 

 

 

Способы достижения цели

 

 

 

 

Результаты

 

 

 

 

      Вывод: 
В ходе работы учащиеся должны сделать вывод о том, что в результате недоверия между СССР, Англией и Францией 22 августа 1939 г. были прерваны переговоры. Одновременно СССР приступил к контактам с германской дипломатией по поводу возможного сближения двух стран. Подписанный договор предоставил СССР свободу действий по созданию зоны безопасности на западных границах. В соответствии с этим и секретными статьями советско-германского пакта советское правительство приступило к расширению границ за счет территории Польши с 17 сентября 1939 г., затем 30 ноября началась война с Финляндией, в июне 1940 г. был предъявлен ультиматум Литве, Латвии и Эстонии, которые вошли в состав СССР в августе 1940 г. Советское руководство, несмотря на трудности, предпринимало меры для усиления обороноспособности страны.
      ? — С какой целью СССР расширял границы в 1939 г.?
      — На основе изученного материала и статистических данных относительно сил, задействованных в советско-финляндской войне, предположите, в чем причины неудач Красной Армии.

Статистика

Государство

Численность армии (чел.)

Орудия и минометы (шт.)

Танки (шт.)

Самолеты (шт.)

СССР

960 000

11 226

2998

3253

Финляндия

300 000

2000

86

500

Домашнее задание: § 21, вопросы и задания к нему. Подготовить доклады о советских полководцах Великой Отечественной войны, примерах героизма народа с учетом материала учебника (по желанию).

Задания для размышления:

1. Финны связывали главные надежды с укреплениями «линии Маннергейма» на Карельском перешейке, возводимыми с конца 20-х гг. до 1939 г. Найдите на карте эти укрепления и объясните, с какой целью они возводились именно там.

2. Земли (197 000 км), отошедшие СССР в результате маневра на польскую территорию, по преимуществу были малонаселенными, слабо пригодными к хозяйственному употреблению (например, огромная площадь белорусских болот). Германия при этом присоединила несколько меньшую территорию, но со всей польской промышленностью. Обратитесь к карте «Вторая мировая война» и определите, в чем была выгода присоединения этих территорий для СССР.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru