План изучения нового материала:
1. Социальная политика властей.
2. Рабочий класс.
3. Крестьянство.
4. Интеллигенция.
5. «Бывшие».
6. Советский человек.
Изучение данного параграфа целесообразно организовать в традиционной форме, сочетая рассказ учителя, беседу, преобразующие и проблемные вопросы, обращение к тексту, автономную работу в парах или малых группах. В дополнение к содержанию учебника можно сообщить, что преобразования в промышленности к 1939 г. увеличили долю рабочих в составе населения до 1/3. К 1932 г. была ликвидирована безработица, что повысило занятость граждан; рабочие получили социальные блага: отпуска, оплату временной нетрудоспособности, пенсии, отпуск по беременности. Вместе с тем остаточный принцип в решении вопросов социальной сферы не позволял осуществить декларированные социальные права. Государственная собственность превратилась в собственность ведомств, которые сосредоточили материальные, финансовые и трудовые ресурсы. С 30-х гг. постепенно внедряется система мер государственного принуждения, юридически подкрепленная уголовными санкциями за прогулы, опоздания, незанятость. Стахановское движение привело к пересмотру тарифных ставок, заработной платы и норм выработки продукции. Получение социальных благ ставилось в зависимость от трудового стажа. С 1932 г. были введены внутренние паспорта (трудовые книжки), в которых фиксировалось место работы. Подчеркнем, что колхозники не имели всех тех благ, которые получали рабочие, в частности, не имели они и паспортов до 60-х гг.
Отдельно следует остановиться на вопросах образования и подготовки кадров, внешкольного просвещения «в условиях социалистического строительства», на задачах и сути «культурной революции».
Другим вариантом урока может быть деловая игра «Заседание редакции журнала». Примерное название журнала — «Жизнь советского общества в 30-е годы».
Содержание журнала: 1. Социальная политика властей. 2. Рабочий класс и крестьянство в период форсированной индустриализации. 3. Формирование советской интеллигенции. 4. Рождение нового идеала россиянина — советского человека.
Домашнее задание: § 18, вопросы и задания к нему. Отобрать главные показатели жизни в дореволюционной и Советской России крестьян, рабочих, интеллигенции, аристократии и чиновничества. Наиболее рационально оформить работу в виде таблицы, самостоятельно выбрав основания для сравнения.