План изучения нового материала:

1. Коминтерн.

2. СССР и национально-освободительные движения.

3. Контакты с Западом.

4. Рапалло и «полоса признания».

Изучение данного материала важно для понимания феномена Советского государства, принципов и направлений его политики в довоенный период. При этом следует учитывать, что в формировании политической стратегии советской власти многое определяли исторически сложившиеся особенности российской культуры. Среди них наиболее значимые:

• Необходимость защиты и освоения огромного жизненного пространства, сложного для проживания, что способствовало развитию коллективных, общинных черт характера.

• Уверенность в наличии быстрых и простых путей решения сложных проблем.

• «В России жизнь ориентирована не на право, а на правду, не на формальные принципы, а на содержательные начала — ценности», — отмечали В. В. Ильин, А. С. Панарин, А. С. Ахиезер.

• Враждебность империалистических держав к СССР и необходимость использования их взаимных противоречий.

• Политика баланса сил.

• Недоверие к империалистическим странам.

• Стремление обеспечить национальную безопасность и стабильный торговый обмен.

Направления внешней политики:

• СССР и Коминтерн;

• советско-германское;

• западноевропейское;

• дальневосточное.

Ознакомив учащихся с общими положениями данной темы, следует организовать практическую работу в группах. Класс делится на 5 групп, одна из которых — эксперты (по одному в каждой группе). Остальные 4 группы получают задания в соответствии с названиями пунктов плана.

Практическая работа в группах

Задания для групп:

1. Укажите главные события и процессы, определившие внешнеполитический курс Советского государства.

2. Перечислите дипломатические приемы, которые использовал СССР во внешней политике.

3. Объясните, для чего СССР в 20—30-е гг. искал союзников среди капиталистических стран.

4. Каким образом противоречия между СССР и капиталистическими странами препятствовали сотрудничеству, стабилизации в Европе?

Следует обратить внимание на то, что по первому вопросу следует использовать текст извлечения из «Декларации об образовании СССР», с. 107 учебника; факты, относящиеся к западноевропейскому направлению, есть и в пункте 4. Каждая группа заполняет свой столбец таблицы. Желательно это делать и на школьной доске, чтобы результаты работы были видны в целом, а учащиеся могли ими воспользоваться.

Внешняя политика СССР в 20—30-е гг.

 

 

Годы

Коминтерн как центр международной борьбы

Отношения СССР с Западной Европой

Советско-германские отношения

Поддержка национально-освободительных движений

 

 

 

 

 

      Вывод: 
В процессе работы групп учащиеся отбирают факты, свидетельствующие о сохранении идеи «мировой революции» как стратегической линии внешней политики; несмотря на противоречивость отношений между СССР и партнерами после Октябрьской революции и Гражданской войны, наблюдалось расширение направлений внешней политики СССР; Советское государство было признано странами мира. Все это демонстрировало то, что положение СССР на международной арене достаточно прочное, а успехи советской дипломатии значительны.
Домашнее задание: § 19, вопросы и задания к нему. Проанализируйте действия Великобритании и других стран после заключения договора между СССР и Германией в Рапалло.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru