Опережающее задание: выбрать (по желанию) темы для подготовки рефератов к последнему уроку главы III «Россия в изгнании».

Темы рефератов:

1. Судьбы российской эмиграции.

2. Русское зарубежье в судьбах деятелей науки и искусства.

3. Военная и казачья эмиграция.

4. История, трагедия и слава русского зарубежья.

План изучения нового материала:

1. Причины перехода к нэпу.

2. Нэп в сельском хозяйстве.

3. Нэп в промышленности.

4. Развитие товарно-денежных отношений.

5. «Кризисы нэпа» и их последствия. Оценка нэпа.

Для более эффективного понимания и усвоения учебного материала данного параграфа рекомендуется организовать лабораторно-практическое занятие, предполагающее самостоятельное изучение школьниками текста с последующим анализом и группировкой сведений, на основе которых составляется таблица «Мероприятия нэпа». Важно подчеркнуть, что необходимо соотносить в таблице информацию столбика и строки, кратко формулировать сведения. С целью рациональной организации учебной деятельности следует разделить класс на группы по 5 человек (каждый учащийся группы изучает определенную часть задания, отбирает и формулирует информацию, не забывая о подготовке выводов по данной проблематике).

По окончании работы группы представляют свои варианты и обмениваются ими, выбирают наиболее полный и правильный вариант.

Мероприятия нэпа

Меры

Нэп в сельском хозяйстве

Нэп в промышленности

Товарно-денежные отношения

«Кризисы нэпа» и их главная причина

1

В сфере управления

2

В сфере экономики

3

В социальной сфере

Вывод:

Важно обратить внимание на противоречия нэпа (диктатура пролетариата, курс на полную победу социализма в одной стране, однопартийность и преследование инакомыслия в партии, сохранение недемократической системы, приоритет промышленности над сельским хозяйством).

Дискуссия по технике «карусель»

Вопрос: исследователи по-разному определяют причины краха нэпа. Одни считают, что главные из них политические, другие — что это результат нерешенности проблем модернизации. Какую позицию и почему поддерживаете вы?

Управление дискуссией. Учителю следует настраивать класс на то, чтобы свою точку зрения высказывали разные учащиеся, а не одни и те же.

Конец дискуссии. Учитель предлагает завершить дискуссию (или лучше это сделать с помощью колокольчика, будильника). Он в общем виде формулирует мысли, идеи, которые были высказаны учащимися. Благодарит учеников, оценивает и подчеркивает важность отдельных заявлений, позиций, подобного общения.

? — Укажите, какие факторы свидетельствовали о необходимости углубления нэпа.

— Докажите невозможность углубления нэпа в условиях диктатуры большевиков.

— Какая другая альтернатива могла обеспечить сохранение власти большевиками? Каковы в связи с этим могли бы быть перспективы для общества?

Следующей частью урока может быть деловая учебная игра «Мини-конференция». Она организуется на основе изучения дополнительных источников и последующего их обсуждения и осмысления учащимися. Для этого предлагается самостоятельно изучить документы 1—4 (тема IV. Документы и справочные материалы, с. 105—112).

Деловая игра «Мини-конференция»

Цель: развитие самостоятельности, умений и способностей у учащихся. Организационный момент: класс делится на 4 группы, выбираются председатель, докладчики. Председатель ведет мини-конференцию и представляет ее участников. Продолжительность подготовки 7 мин. Регламент выступлений 2—3 мин. Представители групп выбирают темы, для объективности их лучше предложить в конвертах. Темы также записываются на доске.

План и этапы работы «мини-конференции»:

1. Вступительное слово учителя и инструкция о деятельности групп.

2. Самостоятельная творческая работа учащихся в группах.

3. Выступление докладчиков (содокладчиков).

4. Подведение итогов конференции и вынесение решения.

Учитель подчеркивает, что события 1918—1920-х гг. заставили большевиков на некоторое время отложить идею мировой пролетарской революции и заняться вопросами хозяйственного значения, дабы сохранить завоевания предыдущих лет. Политика «военного коммунизма» исчерпала свой потенциал, необходимо было найти иные экономические механизмы, которые смогли бы помочь в короткие сроки восстановить разрушенную экономику страны. В. И. Ленин предложил собственное видение решения проблемы и назвал модель экономической политики новой.

Инструкция по организации деятельности учащихся

В процессе самостоятельной творческой деятельности за 7 мин в группах готовятся короткие выступления об особенностях становления идеи правового государства. Учащиеся могут принять участие в мини-конференции на тему «Социально-экономическое развитие в период нэпа». Каждая группа в соответствии с темой готовит план (вопросы к документу) своего выступления на основе документа и усвоенных знаний по истории. Затем сообща выбирается докладчик от группы и, возможно, содокладчик.

Темы для выступлений докладчиков, разработанные в группах:

1-я группа:

Мероприятия нэпа в сельском хозяйстве.

2-я группа:

Мероприятия нэпа в системе товарно-денежных отношений.

3-я группа:

Положение художественной интеллигенции в условиях нэпа.

4-я группа:

Правовое регулирование в условиях нэпа.

По истечении времени, отведенного на подготовку, заслушиваются доклады, задаются вопросы, высказываются суждения.

Председатель подводит итоги, предлагает проект решения (обобщающий вывод) по теме мини-конференции на утверждение его участниками.

Примерный текст решения конференции:

Новая экономическая политика была направлена на вовлечение крестьянства в восстановление страны после разрухи. В послевоенный период она показала свою эффективность, наряду с этим обнаружились многие внутренние социально-экономические проблемы. Нэп переживал циклические кризисы, что повлекло свертывание рыночных отношений и усиление централизации экономики и управления страной. Советская власть оказалась вновь перед выбором: либо углубление нэпа, либо «полная и окончательная победа» социалистических отношений.

Домашнее задание: § 13, вопросы и задания к нему.

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика