Опережающее задание: подготовить короткое сообщение о признаках тоталитаризма.

План изучения нового материала:

1. Внеэкономическое принуждение.

2. Индустриальный рывок.

3. Коллективизация.

4. Наука и техника.

5. Повседневная жизнь.

В рамках вопроса «Внеэкономическое принуждение» учителю следует сформировать и закрепить у учащихся содержание данного понятия, поскольку это важно для понимания ими сути социально-экономических и политических процессов в СССР.

Изучение вопроса «Индустриальный рывок» следует начать с краткой истории проблемы индустриализации России, убежденным сторонником которой был С. Ю. Витте. Необходимо отметить, что, едва страна поднялась из разрухи, в 1927 г. партия взяла курс на форсированную социалистическую индустриализацию.

Чем была вызвана индустриализация на этом этапе:

• Преодолением экономической отсталости страны как гарантией развития государства в капиталистическом окружении.

• Достижением экономической независимости СССР.

• Укреплением обороноспособности страны.

• Созданием материально-технической базы для развития сельского хозяйства.

Индустриализация — система мер, направленных на ускорение развития промышленности с целью переоснащения всего народного хозяйства и укрепления обороноспособности страны.

Трудности проведения социалистической индустриализации:

• Финансовые проблемы.

• Отсутствие инвестиций.

• Кадровая проблема.

• Несовершенство хозяйственного механизма.

• Неэффективность тарифной системы, уравниловка.

• Слабость решения социально-бытовых проблем.

• Наличие только идеологических стимулов.

Источники социалистической индустриализации:

• Свертывание нэпа и национализация производства.

• Сельское хозяйство.

• Вывоз природных ресурсов и зерна.

• Займы у населения.

• Идеология, направленная на мечту об обществе социальной справедливости.

• Социалистическое соревнование.

• Потребительский аскетизм.

• Использование на крупных объектах труда заключенных.

Далее учащимся следует предложить изучить текст и выбрать основные рубежи индустриализации (пятилетки), их достижения. Целесообразно сгруппировать результаты двух пятилеток в таблицу, форму которой школьникам следует составить самостоятельно.

Следует отметить, что социалистическая индустриализация носила вторичный характер, так как применялась зарубежная техника, технологии, инженеры черпали знания у иностранных специалистов.

? — Сравните индустриализацию в России на рубеже веков и в 20—30-е гг. XX в.

Вопрос «Коллективизация» рекомендуется изучить учащимся в процессе практической работы в группах.

Практическая работа

План работы:

1. Причины коллективизации.

2. Этапы коллективизации.

3. Методы и достижения этапов коллективизации.

4. Результаты коллективизации.

В процессе обсуждения следует совместно определить наиболее полный и убедительный ответ. В дополнение учителю следует кратко изложить суть статьи «Головокружение от успехов» от 2.03.1930 г., закона «о трех колосках»; дать информацию о введении с 1928 по 1935 г. продовольственных карточек. Очевидна важность вывода учителя о том, что складывание тоталитаризма в СССР как политического режима началось в период сталинского правления.

Сообщение учащегося

Признаки тоталитаризма:

• насильственное навязывание гражданам общественных порядков, утверждающих единую идеологию;

• тотальный контроль над всеми сферами общества;

• политическая монополия одной партии;

• идеологическая стерильность и устранение оппозиции;

• наличие идеологического вождя;

• наличие систем физического, социально-экономического и психологического устрашения;

• массовый террор;

• постановка заведомо недосягаемых целей и оправдание их невыполнения нарастанием внутренней борьбы за власть, поиск жертв для доказательства этой борьбы;

• власть не несет ответственности перед своим народом и пользуется неограниченными полномочиями;

• безоговорочное подчинение государству как основная гражданская добродетель;

• использование СМИ как средства пропаганды и агитации, цензура.

Тоталитаризм имеет разные идеологические основы, позволяющие классифицировать этот режим как религиозный, национально-расовый (фашизм), социально-классовый (коммунизм). Тоталитаризм — это не просто диктатура, уничтожающая права и свободы личности, это диктатура, вступающая в конфликт с потребностями общественного развития, т. е. с исторической эволюцией.

Условия развития тоталитаризма в России:

• большая территория, которой сложно управлять;

• сформированность у населения менталитета подчинения, становление которого началось со времен монголо-татарского ига;

• слабые региональные связи — отсутствие дорог;

• трудности складывания рынка;

• слабые рыночные регуляторы;

• низкий уровень жизни;

• длительная нестабильная обстановка в стране;

• низкий уровень самосознания у населения.

? — Как вы считаете, почему в России стало возможным установление такого политического режима? Кто олицетворял этот режим в СССР?

— Объясните, почему общество, на ваш взгляд, смирилось с таким устройством его жизни.

Дискуссионный вопрос:

? — Можно ли охарактеризовать время нахождения у власти В. И. Ленина как период тоталитаризма?

Изучение вопросов «Наука и техника» и «Повседневная жизнь» следует объединить идеей о том, что достижения советской науки в 20—30-е гг. мало улучшали быт населения, жизнь в СССР в целом.

Учащимся предлагается форма таблицы, которую они должны заполнить дома:

Наука и техника в 20—30-е гг.

Ф. И. О. ученого

Область науки и техники

Достижение

Вывод:

Далее следует предложить учащимся прочесть пункт параграфа «Повседневная жизнь».

Практическая работа

Вопросы и задания:

— На конкретных примерах раскройте значение понятия «потребительский аскетизм».

— В чем заключалась деформация мировоззрения российского человека?

— Объясните, что воодушевляло советских людей на то, чтобы терпеть невзгоды и лишения.

В конце урока следует подчеркнуть, что в результате политики «великого перелома» (статья И. В. Сталина от 7 ноября 1929 г. «Год «великого перелома») СССР смог существенно преодолеть разрыв в индустриальном развитии с капиталистическими державами по производству основных видов продукции. Страна стала индустриальной ценой огромного напряжения сил всего общества. Сталинская индустриализация представляла собой некапиталистический тип модернизации, она была подчинена задачам укрепления обороноспособности страны, обретения положения великой державы. На начальном этапе социалистической индустриализации были созданы основы командной экономики, произошло окончательное слияние партийного и государственного аппарата.

Домашнее задание: § 17, вопросы и задания к нему. Заполнить таблицу «Наука и техника в 20—30-е гг.». Подготовиться к семинару.

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика