План изучения нового материала:

1. Политические представления элиты.

2. Феномен однопартийной системы.

3. Партия и Советы.

4. Массовые репрессии.

5. Общественные организации.

Выпускной класс в общем виде имеет некоторые представления о становлении политической системы в Советской России, СССР. Необходимо активизировать знания школьников, расширить их, провести необходимую коррекцию. Наиболее эффективна для решения этой задачи учебная игра. Поэтому в рамках изучения нового материала целесообразно организовать учебную деловую игру по типу «Круглый стол» на тему «Становление политической основы советской власти». Такая учебная игра выстраивается на основе содержания пунктов 1—3 данного параграфа.

Учебная деловая игра по типу «Круглый стол» на тему «Становление политической основы советской власти»

Организационный момент: из состава класса по желанию выбираются 4 учащихся — участников заседания. Дополнительно выбираются 2 независимых эксперта. На роль ведущего назначается наиболее подготовленный учащийся. Далее класс делится на группы, которые будут помогать докладчику разрабатывать сообщение. Затем 4 учащихся (участники заседания) получают запечатанную в конверте карточку с заданием (и ролью очевидца тех событий или нашего современника) и знакомят свою группу с его содержанием. В группах совместно продумывается план сообщения на основе материала учебника. По окончании подготовки члены групп превращаются в слушателей, независимых наблюдателей, которые комментируют и по необходимости дополняют выступающих.

Краткое описание хода игры: учащимся сообщается, что в заседании «Круглого стола» примут участие свидетели изучаемых событий и наши современники — историки и политики, которые должны обсудить особенности складывания советской политической системы со своих позиций. Для подготовки докладчикам отводится 7 мин. Заседание «Круглого стола» длится 15 мин. По собственному усмотрению ведущий периодически обращается к независимым экспертам (двум учащимся), которые поясняют ту или иную ситуацию на основе собственных представлений о ней, аргументируют примерами, дают оценку позициям участников «Круглого стола».

План и этапы деловой ретроспективной игры:

I. Вступительное слово учителя.

II. Работа в группах.

III. Заседание «Круглого стола».

IV. Подведение итогов работы: выступление ведущего.

Задания для групп

1-я группа:

Новая политическая стратегия партии (очевидец событий, В. М. Молотов).

2-я группа:

Феномен однопартийной системы (наш современник, историк).

3-я группа:

Структура ВКП(б) и ее политическая основа (очевидец событий, И. В. Сталин).

4-я группа:

Советы — орган народной власти в Советской стране (наш современник, политик).

По завершении игры ее участники оценивают свой вклад в общее дело, их дополняют партнеры по группе.

Изучение другой части параграфа — пунктов 4—5 («Массовые репрессии», «Общественные организации») осуществляется в процессе фронтальной практической работы с текстом учебника. Следует использовать также документы:

• № 17 «Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», тема IV. Документы и справочные материалы, с. 135.

• № 20 «Из письма академика И. П. Павлова в Совет Народных Комиссаров СССР с критикой...», тема IV. Документы и справочные материалы, с. 139.

Продолжительность практической работы 7—8 мин. Учащимся предлагается следующая схема для работы:

1. Условия, источники и методы формирования репрессивного аппарата.

2. Цели создания системы устрашения в государстве рабочих и крестьян.

3. Диктатура партии в формировании нового мировоззрения, нового советского человека.

4. Мобилизационный характер общественных советских организаций.

5. Результаты репрессивно-идеологической работы с населением страны.

По завершении работы — обсуждение, обмен мнениями, оценка работы и при необходимости коррекция мнений. Учителю следует добавить, что в результате репрессий в армии с 1938 по 1939 г. был практически уничтожен высший командный состав: из 827 высших чинов были расстреляны 720, например, из 5 маршалов убито 3 — А. И. Егоров, М. Н. Тухачевский, В. К. Блюхер.

В заключение следовало бы подчеркнуть, что оставались еще организации, созданные без участия партии, но они были под ее жестким контролем.

Домашнее задание: § 16, вопросы и задания к нему.

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика