План изучения нового материала:
1. Власть в условиях нового курса.
2. Внутрипартийная борьба. Приход к власти И. В. Сталина.
3. Образование СССР.
4. Слом нэпа и новая генеральная линия.
Данная тема достаточно сложна, так как предполагает освещение как политических, так и экономических процессов. Акцент делается на неоднозначность восприятия курса, способы лавирования в ходе поиска наиболее рациональных путей достижения экономической стабилизации, укрепления обороноспособности страны. Важно показать, что либерализация в сфере экономики не означала либерализации политики. Большевики сохраняли власть в своих руках, продолжали ее укреплять. Следует обратить внимание на условия, которые способствовали постепенному росту авторитета Сталина.
Первый урок этой темы следует провести в форме лекции.
Вопросы для беседы в ходе лекции:
? — Какие факторы способствовали отказу от нэпа?
— Поясните, почему большевики преследовали, высылали гуманитарную интеллигенцию и старались склонить к сотрудничеству техническую интеллигенцию.
— Назовите причины отсутствия единства в партийной верхушке.
— Объясните, какие рычаги влияния на партаппарат давали возможность Сталину занять должность генерального секретаря РКП(б), в ведении которого находилась картотека личных дел партийцев.
— Перечислите условия, которые обеспечили быструю карьеру Сталину.
— Почему Троцкий был для Сталина серьезным конкурентом в партии?
— Почему Троцкий и его сторонники оказались слабее Сталина, который еще недавно не имел политического веса?
— Обобщите, к чему сводится критика бюрократического режима К. Б. Радеком в документе на с. 83 (учебник).
— Проследите по карте в учебнике на с. 84—85, какие республики вошли в состав СССР в 1922 г.
— Что заставило большевиков пойти на восстановление некоторых дореволюционных границ России?
— Прокомментируйте выгоду и потери для республик, вошедших в состав СССР.
— Перечислите экономические и политические основы образования СССР.
— Перечислите причины отказа от нэпа.
— Что стало причиной обострения внутрипартийной борьбы в конце 20-х гг.? Как это повлияло на последующее политическое развитие страны?
— Выполните тестовое задание.
Выберите основные черты нэпа:
1. Введение параллельной твердой валюты.
2. Денационализация части предприятий.
3. Монополия внешней торговли.
4. Приватизация мелкой и средней промышленности.
5. Распространение аренды.
6. Приватизация крупной промышленности.
7. Распространение кооперации.
8. Распространение совместных предприятий.
9. Регламентирование рынка.
10. Хозяйственная самостоятельность предприятий.
Далее следует организовать самостоятельное изучение школьниками документов № 5—10 (Документы и справочные материалы, с. 112—122) и последующее их обсуждение на основе вопросов к ним. Важно остановиться на событиях и процессах, ставших причиной и следствием появления данных документов. Очевидно, что на это должен быть отведен отдельный урок, на котором в качестве главной формы работы целесообразна интерактивная, в группах.
Домашнее задание: § 14, вопросы и задания к нему. Составить схему политической власти в СССР на основе извлечения из Конституции СССР 1924 г.