План изучения нового материала:

1. Власть в условиях нового курса.

2. Внутрипартийная борьба. Приход к власти И. В. Сталина.

3. Образование СССР.

4. Слом нэпа и новая генеральная линия.

Данная тема достаточно сложна, так как предполагает освещение как политических, так и экономических процессов. Акцент делается на неоднозначность восприятия курса, способы лавирования в ходе поиска наиболее рациональных путей достижения экономической стабилизации, укрепления обороноспособности страны. Важно показать, что либерализация в сфере экономики не означала либерализации политики. Большевики сохраняли власть в своих руках, продолжали ее укреплять. Следует обратить внимание на условия, которые способствовали постепенному росту авторитета Сталина.

Первый урок этой темы следует провести в форме лекции.

Вопросы для беседы в ходе лекции:

? — Какие факторы способствовали отказу от нэпа?

— Поясните, почему большевики преследовали, высылали гуманитарную интеллигенцию и старались склонить к сотрудничеству техническую интеллигенцию.

— Назовите причины отсутствия единства в партийной верхушке.

— Объясните, какие рычаги влияния на партаппарат давали возможность Сталину занять должность генерального секретаря РКП(б), в ведении которого находилась картотека личных дел партийцев.

— Перечислите условия, которые обеспечили быструю карьеру Сталину.

— Почему Троцкий был для Сталина серьезным конкурентом в партии?

— Почему Троцкий и его сторонники оказались слабее Сталина, который еще недавно не имел политического веса?

— Обобщите, к чему сводится критика бюрократического режима К. Б. Радеком в документе на с. 83 (учебник).

— Проследите по карте в учебнике на с. 84—85, какие республики вошли в состав СССР в 1922 г.

— Что заставило большевиков пойти на восстановление некоторых дореволюционных границ России?

— Прокомментируйте выгоду и потери для республик, вошедших в состав СССР.

— Перечислите экономические и политические основы образования СССР.

— Перечислите причины отказа от нэпа.

— Что стало причиной обострения внутрипартийной борьбы в конце 20-х гг.? Как это повлияло на последующее политическое развитие страны?

— Выполните тестовое задание.

Выберите основные черты нэпа:

1. Введение параллельной твердой валюты.

2. Денационализация части предприятий.

3. Монополия внешней торговли.

4. Приватизация мелкой и средней промышленности.

5. Распространение аренды.

6. Приватизация крупной промышленности.

7. Распространение кооперации.

8. Распространение совместных предприятий.

9. Регламентирование рынка.

10. Хозяйственная самостоятельность предприятий.

Далее следует организовать самостоятельное изучение школьниками документов № 5—10 (Документы и справочные материалы, с. 112—122) и последующее их обсуждение на основе вопросов к ним. Важно остановиться на событиях и процессах, ставших причиной и следствием появления данных документов. Очевидно, что на это должен быть отведен отдельный урок, на котором в качестве главной формы работы целесообразна интерактивная, в группах.

Домашнее задание: § 14, вопросы и задания к нему. Составить схему политической власти в СССР на основе извлечения из Конституции СССР 1924 г.

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика