Опережающее задание: подготовить сообщения, краткую биографическую справку (на выбор): Николай Второй, В. И. Ульянов, А. Ф. Керенский, Л. Г. Корнилов, А. В. Колчак, A. И. Деникин, Н. И. Махно, Л. Д. Троцкий, М. В. Фрунзе, B. И. Чапаев, М. Н. Тухачевский, М. С. Урицкий, А. И. Егоров, Л. Б. Каменев и др.

План урока:

1. Российская модернизация и Первая мировая война как предпосылки революции.

2. Роль личности в истории революции и Гражданской войны.

Материал урока следует распределить на два урока. Опыт учителя и специфика класса должны стать определяющими в отборе материала для каждого из уроков.

В ходе уроков следует проследить события, процессы, связанные с проблемами модернизации страны, трудностями Первой мировой войны, породившими политический кризис, революцию и Гражданскую войну. Проследить, как отразился политический, национальный раскол в стране на жизни людей различных социальных групп, какую позицию они заняли в этой ситуации, как их действия повлияли на ход исторического процесса в России.

Целесообразно построить урок в форме коротких репортажей о политических и военных деятелях эпохи революции и Гражданской войны. Главная проблематика презентации материала учащимися — благодаря чему эти люди вошли в историю, остались в памяти последующих поколений, в чем их поступки и действия свидетельствуют о политическом кризисе, утрате единства, расколе страны. Перечисленные позиции могут стать основой для обсуждения сообщений.

Сообщения о персоналиях по выбору учащихся

Николай Второй, В. И. Ульянов, А. Ф. Керенский, Л. Г. Корнилов, А. В. Колчак, А. И. Деникин, Н. И. Махно, Л. Д. Троцкий, М. В. Фрунзе, В. И. Чапаев, М. Н. Тухачевский, М. С. Урицкий, Л. Б. Каменев и др.

Примерные вопросы для обсуждения

? — Какое влияние оказали личностные и деловые качества императора, его представления о будущем России на события и их последствия для страны?

— Обсудите, как повлияла идея единой, неделимой России на ход революции, Гражданской войны.

— Почему церковь не смогла стать, как бывало прежде, ядром единения нации?

— Почему лидеры Белого движения, в свое время имевшие широкую популярность в обществе, не смогли объединить разрозненные антибольшевистские силы?

— Укажите качества конкретных лидеров Белого движения, которые стали препятствием в объединении антибольшевистских сил.

— В чем проявился, с вашей точки зрения, военный талант красных и белых военачальников?

— В чем проявилось различие в понимании ценностей красными, белыми, «зелеными»?

— Определите, где проходила «линия раскола» в представлениях участников противостояния.

— Что объединяло противников в Гражданской войне?

— В какой момент, на ваш взгляд, можно было предотвратить военно-политическое противостояние?

По окончании обсуждения целесообразно отметить последствия раскола нации для отдельных личностей, общества, страны.

Домашнее задание: подготовить сочинение на тему «Чья правда — правда?».

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика