Опережающее задание: подготовить реферат на тему «Экономические реформы: развитие самостоятельности предприятий и частной инициативы».
План изучения нового материала:
1. Истоки и причины перестройки.
2. Выбор стратегии реформ.
3. Экономические реформы.
4. Политическая борьба в 1987—1988 гг.
5. Неформальное движение и первые массовые выступления оппозиции.
6. Подъем национальных движений.
Содержание объединенных параграфов охватывает значительное количество событий и явлений, которым следует уделить существенное внимание в профильном классе. Поэтому материал рекомендуется разделить на четыре урока. Безусловно, с учетом профиля обучения, так как в гуманитарном отводится меньше часов, а в социально-гуманитарном и социально-экономическом профилях количество часов увеличивается. Подходы и принципы деления учебного материала параграфов на отдельные уроки остаются за учителем.
Изучение вопросов «Истоки и причины перестройки» и «Выбор стратегии реформ» рекомендуется начать с заслушивания и последующего анализа отрывка из книги «История Советского государства» Н. Верта, который представляет оценку иностранными обозревателями попыток проведения в СССР экономической реформы: «Изменения... в этом обществе могли бы носить лишь самый поверхностный характер; предположение же, что такое государство само способно выступить инициатором серьезных реформ, казалось немыслимым».
? — Объясните, почему зарубежные политологи, обозреватели-международники не верили в возможность радикальных реформ в СССР.
— Почему двадцатилетний период консерватизма (1965—1985), его определенные достижения не могли быть предметом гордости для СССР?
Важно подчеркнуть, что необходимость кардинальных реформ была обусловлена историческим ходом событий начиная с 60-х гг. Особенно ухудшилось социально-экономическое положение в стране за период болезни Л. И. Брежнева (последние три года его жизни) и во время «межцарствия» (определение Дж. Боффа).
Далее, в процессе совместной работы с текстом, беседы, следует выявить источники и причины начала перестройки и прокомментировать их комплекс:
• Кризис сверхдержавы.
• Кризис авторитарной политической системы.
• Кризис коммунистической идеологии и системы.
• Косность и инертность правящей бюрократии.
• Нарастание социально-экономических и внешнеполитических трудностей.
• Неудовлетворенность своим положением.
• Кризис системы потребления.
• Кризис массового производства.
• Кризис сельского хозяйства.
• Стремление к переменам приобрело массовый характер.
• Становление неформальных общественных течений, требовавших демократизации социализма.
Таким образом, общенациональный кризис имел все признаки, которые свидетельствовали о предпосылках революционных преобразований.
Необходимо подчеркнуть, что с избранием 11 марта 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачева открылась новая страница истории, к власти пришли те, кто называл себя «детьми XX съезда». Горбачев называл свое поколение поколением коммунистов-реформаторов. Понимание необходимости реформ не давало четкого ответа на вопросы: какие реформы нужны? С чего начинать?
«Горбачев, став 11 марта 1985 г. Генсеком, ничего конкретно «не замышлял», хотя и полагал, что «как раньше, так дальше жить нельзя». Идеи «что-то» улучшить, изменить, от чего-то освободиться приходили к Горбачеву постепенно, хотя и довольно быстро. Многие горбачевские выражения становились крылатыми, близкими людям. В его арсенале постепенно и последовательно появились три термина, которые стали фирменным знаком правления седьмого Генсека: ускорение, гласность, перестройка». (Д. А. Волкогонов.)
Далее учитель направляет поиск ответа на вопрос о том, как выбиралась стратегия реформ, с помощью текста (возможно, и в форме практической работы):
? — Почему ни в обществе, ни в руководстве не сформировалось общего представления о направлении реформ?
— В чем суть избранного курса на ускорение?
— В чем оказался неэффективен этот социально-экономический курс?
— Назовите факторы, которые сдерживали темп реформ.
— В связи с чем и когда были обнародованы идеи перестройки?
— Перечислите меры, которые должны были обеспечить успех перестройки.
— Как вы полагаете, почему в это время впервые стали говорить о застое?
— Перечислите факторы, которые в докладе М. С. Горбачева в апреле 1985 г. были обозначены как «механизм торможения».
— Объясните, что заставило пересмотреть концепцию ускорения и перейти к преобразованиям в экономике и политике.
— Как объяснить, что власти пытались скрыть последствия взрыва на Чернобыльской АЭС, в 130 км севернее Киева, несмотря на серьезную опасность радиоактивного заражения, хотя в то время речь шла о преобразованиях либерального характера?
Предлагается выделить этапы в реформах Горбачева (для учителя):
I этап: апрель 1985 г. — июнь 1987 г. — политика ускорения экономического и социального развития СССР.
II этап: лето 1987 г. — 1990 г.
Краткий календарь дат и событий 1985—1988 гг.
Апрель 1985 г. — курс на ускорение экономического и социального развития СССР.
Октябрь 1985 г. — Пленум ЦК КПСС о проекте новой редакции Программы КПСС, изменениях в Уставе.
Февраль — март 1986 г. — XXVII съезд КПСС — курс на совершенствование социализма.
Март 1986 г. — политика гласности.
Декабрь 1986 г. — М. С. Горбачев лично сообщает академику А. Д. Сахарову о возможности возвращения из ссылки в Москву.
Ноябрь 1986 г. — Закон об индивидуальной трудовой деятельности (вступил в силу с 1.05.1987 г.).
Январь 1987 г. — поставлена задача демократизации общественной жизни. Февраль 1987 г. — разрешение на создание кооперативов в сфере производства товаров народного потребления, общественного питания и услуг.
Июнь 1987 г. — первая за годы перестройки экономическая реформа (переход к экономическим методам руководства). Постановление о разрешении совместных предприятий.
1988 г. — общество разделилось на консерваторов и реформаторов.
Лето 1988 г. — XIX партконференция — решение о реформе политической системы в СССР. Курс на создание правового государства. Плюрализм.
В газете «Советская Россия» 13 марта 1988 г. было опубликовано письмо ленинградского учителя химии Н. Андреевой, озаглавленное «Не могу поступиться принципами». В письме защищался Сталин, осуждались «некие слои» интеллигенции — «духовные наследники» Дана и Мартова, «духовные ученики Троцкого и Ягоды». Считается, что указание о публикации было дано Е. Лигачевым, членом Политбюро, секретарем ЦК КПСС.
«Мозговой штурм» (вопросы на выбор)
? — В чем причина сложного выбора стратегии реформ в СССР?
— В чем, на ваш взгляд, состоял реальный «механизм торможения» в отличие от предлагаемого Горбачевым?
— В чем причина неэффективности политики ускорения?
— Предположите, могли ли радикальные экономические реформы в СССР изменить политическую систему.
Вопрос «Экономические реформы» целесообразно изучить в процессе краткого обобщенного изложения учителем основных идей и положений по данному вопросу.
Защита реферата: «Экономические реформы: развитие самостоятельности предприятий и частной инициативы».
Вопросы для дискуссии (техника «микрофон»)
? — Придя к власти, Горбачев привлек к сотрудничеству по разработке реформ экономистов, социологов, политологов (А. Аганбегян, Л. Абалкин, Т. Заславская, Ф. Бурлацкий и др.), чего раньше не бывало. Однако результаты преобразований не оправдали надежд, что постепенно породило разочарование, потерю веры в лучшие времена. Кто в данном случае прав, а кто — виноват?
— Почему экономические реформы (реформа цен, кредит и снабжение предприятий и др.) как результат политического компромисса не принесли ожидаемых результатов, но обострили болезни социальной сферы жизни общества?
— Объясните, почему в России во все времена, когда предпринимались экономические реформы, речь шла о достижении максимальных результатов в кратчайшие сроки.
Предлагается ознакомиться с документом и обсудить его содержание.
Дополнительный материал
Экономические реформы первых лет перестройки
Поначалу был выдвинут курс на ускорение. Он означал, что нужно убрать помехи на пути успешного строительства социализма, преодолеть спад производства, повысить качественные показатели отечественной экономики, а главное — ускорить научно-технический прогресс. При этом сохранялись в незыблемости командно-административная система и социалистический выбор.
Однако первые конкретные шаги нового руководства свидетельствовали, что у него нет четкой и долговременной программы преобразований. Так, была начата кампания по борьбе с пьянством и алкоголизмом, которая привела к существенному снижению доходной части бюджета, к росту подпольного производства алкогольных изделий и, наконец, к дефициту сахара. Потребление же алкоголя в стране уменьшилось незначительно.
Уже в 1986 г. стало ясно, что никакого ускорения не получается, и был выдвинут курс на перестройку. Он включал в себя определенные структурные и организационные изменения в хозяйственных, социальных, политических механизмах, а также в идеологии с целью достижения все того же ускорения общественного развития. Был принят ряд законов, предусматривавших повышение роли трудовых коллективов в жизни предприятий, внедрение аренды в сельском хозяйстве, сфере услуг, перенесение центра тяжести с нового строительства на техническое перевооружение, модернизацию действующих предприятий, приоритетное развитие машиностроения. Но и курс на перестройку не выходил за рамки существовавшей системы, исходил из возможности на основе социализма быстро решить стоящие перед страной проблемы и вывести Советский Союз на уровень развития передовых государств. Ни о каком кризисе системы в целом речь не велась. (А. И. Аврус, Ю. И. Голуб.)
Вопросы к документу:
1. Чем отличается курс на ускорение от перестройки?
2. В чем был общий главный просчет в процессе проведения реформ?
3. Возможно ли было за 15 лет достичь тех целей, которые выдвигала перестройка?
Практическое занятие
Учащимся в парах (соседи по парте) предлагается заполнить таблицу:
Экономическая реформа 1987 г.
Содержание |
Значение |
Расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования |
|
Возрождение частного сектора через кооперацию |
|
Отказ от монополии внешней торговли |
|
Более глубокая интеграция в мировой рынок |
|
Сокращение числа отраслевых министерств |
|
Признание равноправия колхозов, совхозов и новых форм хозяйств на селе — фермерских хозяйств, агрокомбинатов, кооперативов |
|
(Составлена В. Г. Петровичем.)
Вопросы «Политическая борьба в 1987—1988 гг.», «Неформальное движение и первые массовые выступления оппозиции» и «Подъем национальных движений» изучаются в ходе практической работы. Целесообразно предварительно подчеркнуть, что неудавшиеся экономические реформы, от которых ожидали быстрых изменений (что, безусловно, невозможно), политика гласности привели к формированию оппозиции, политической активизации общественности, к появлению течений в партийном руководстве.
Практическая работа
Класс делится на 6 групп, каждая из которых получает задание. По завершении работы (12—14 мин) организуется обмен ответами, их обсуждение. При необходимости учитель задает уточняющие вопросы, корректирует представления учащихся о событиях и явлениях.
1-я группа:
1. Сформулируйте значение понятия «гласность».
2. Охарактеризуйте смысл разногласий в партийном руководстве.
3. Составьте хронологическую таблицу событий, связанных со становлением неформальных движений.
2-я группа:
1. Перечислите события, явления, отражающие действие политики гласности.
2. Почему реформаторы не использовали диалог в отстаивании собственной позиции, а использовали авторитарные методы?
3. Составьте хронологическую таблицу массовых выступлений оппозиции и национальных движений.
3-я группа:
1. Выделите особенности политики гласности.
2. Прокомментируйте неординарность позиции Б. Н. Ельцина и ее значение для последующих событий.
3. Выделите этапы поддержки реформ советскими людьми.
4-я группа:
1. Укажите причины возникновения раскола в обществе, партийном руководстве.
2. В чем проявился авторитаризм в ходе разногласий между консерваторами и реформаторами?
3. Выделите особенности формирования движений и партий. Сравните их с особенностями формирования партий рубежа XIX—XX вв.
5-я группа:
1. Охарактеризуйте способы борьбы консерваторов и реформаторов.
2. Докажите, что в политике реформаторов использовались популистские приемы.
3. Что и почему объединяло разноликие движения и партии?
6-я группа:
1. Проанализируйте, какие ресурсы использовали реформаторы для достижения победы над консерваторами.
2. Поясните, какую роль сыграла гласность в разрушении коммунистической системы.
3. Почему национальные движения охватили практически все окраины Союза?
«Мозговой штурм» (по выбору, фронтально либо в группах)
? — Докажите, что Горбачев не хотел связывать себя с прошлым, компрометирующим ЦК КПСС и его самого.
— Почему руководство страны уже не могло скрывать застойные явления в экономике?
— Почему широкая антиалкогольная кампания считается одной из неудачных реформ, предпринятых Горбачевым? В чем она схожа с андроповской кампанией?
— Объясните, почему Чернобыль многое высветил в системе, которую Горбачев стремился перестроить.
Дискуссия (техника «аквариум») по вопросу
? — «Может быть, Чернобыль был толчком, приблизившим Горбачева к «новому мышлению»?» (Д. А. Волкогонов.)
Домашнее задание: § 33—34, вопросы и задания к ним. Подготовиться к семинару.