Опережающее задание: подготовить рефераты о М. С. Горбачеве, Б. Н. Ельцине, доклады о А. Н. Яковлеве, Е. К. Лигачеве, Э. А. Шеварднадзе, Н. И. Рыжкове.

Урок строится на основе защиты рефератов, презентации докладов, фрагментов видеофильмов, обсуждения содержания домашних сочинений, обсуждения документов, дискуссии, итогового контроля в форме тестов и заданий преобразующего, проблемного и творческого типов.

Дополнительный материал для обсуждения в классе

1. Горбачев в целом действовал в рамках Конституции, хотя были и неконституционные действия. Он действительно предпринимал попытки реорганизовать СССР. По его инициативе был проведен референдум, и 3/4 голосовавших высказались за сохранение Союза. Но процесс выхода из Союза республик уже невозможно было остановить... (Из материалов к 15-летию перестройки.)

Задание к документу:

Объясните причины противоречия, заключенного в данном извлечении:

2. Именно ему (Сергею Шахраю) принадлежит следующий аргумент: СССР создавался в 1918—1921 годах четырьмя независимыми государствами — РСФСР, Украиной, Белоруссией и Закавказской Федерацией. Поскольку ЗСФСР перестала существовать, остались три субъекта, некогда образовавшие Союз, причем их право на самоопределение неизменно сохранялось и в вариантах союзных договоров, и в Конституции СССР. Таким образом, с чисто юридической точки зрения в Беловежской Пуще собрались полноправные руководители трех полноправных же субъектов объединения, называвшегося СССР. Поэтому они были вправе принять решение о расторжении связывавших их до сих пор уз. (Андрей Козырев, министр иностранных дел России, участник переговоров в Беловежской Пуще.)

Вопросы к документу:

1. Какие аргументы, на ваш взгляд, должны были быть предъявлены участниками совещания в Беловежской Пуще, чтобы аннулировать Союз?

2. Какие возникают у вас вопросы в связи с данным документом? Попробуйте найти на них ответы у одноклассников.

3. Судьба многонационального государства не может быть определена волей руководителей трех республик. Вопрос этот должен решаться только конституционным путем с участием всех суверенных государств и с учетом воли их народов. Неправомерно и опасно также заявление о прекращении действия общесоюзных правовых норм, что может лишь усилить хаос и анархию в обществе. Вызывает недоумение скоропалительность появления документа. Он не был обсужден ни населением, ни Верховными Советами республик, от имени которых подписан... (Из заявления М. С. Горбачева, Президента СССР, декабрь 1991 г.)

Вопросы к документу:

1. В чем вы согласны с М. С. Горбачевым, а что можете опровергнуть?

2. Вторая статья Конституции СССР 1977 г., действовавшей на тот период, гласила: «Вся власть в СССР принадлежит народу». Народ абсолютным, конституционным (больше чем 2/3) большинством проголосовал в марте 1991 г. за сохранение Союза. Почему было нарушено демократическое право народа?

Дискуссия (техника «аквариум»), вопросы на выбор:

1. Распад СССР — объективная реальность или роковое стечение обстоятельств?

2. Почему не начались «500 дней» Григория Явлинского?

3. Гласность — главная заслуга правления М. С. Горбачева?

4. Почему не сработало ускорение?

5. Какой Союз мы потеряли?

Домашнее задание: сопоставить причины образования и распада СССР.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И ИСТОРИЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЙ ПО ТЕМЕ «ПЕРЕСТРОЙКА В СССР И «НОВОЕ МЫШЛЕНИЕ»

1. Перестройка: объективная необходимость или козырная карта М. С. Горбачева?

2. М. С. Горбачев: политический портрет.

3. Внешняя политика — стезя М. С. Горбачева.

4. Кризис конца 1980 — начала 1990-х гг. — кризис системы или результат непродуманной политики команды М. С. Горбачева?

5. «Опьянение демократией» как одна из причин распада СССР.

6. Плюсы и минусы гласности.

7. «Новое политическое мышление» во внешней политике — трагедия народа-победителя?

8. Р. М. Горбачева: мифы и реальность.

9. Национальная политика в годы перестройки.

10. Мой край в годы перестройки.

11. Перестройка М. С. Горбачева глазами моих родных и близких.

12. Советская литература и искусство в годы перестройки.

13. Советская система в годы перестройки: ремонт на ходу.

14. Народ — высший источник власти в стране? (Почему не были учтены итоги референдума весны 1991 г.?)

15. Обновление Союза ССР: планы и реальность.

16. Форос-91: кремлевские тайны.

17. Альтернативный ход развития страны в результате победы ГКЧП.

18. М. С. Горбачев и Б. Н. Ельцин — кто кого?

19. Кому нужен СНГ?

20. Беловежская Пуща 1991 г.: предательство или подвиг трех?

21. Отставка М. С. Горбачева как акт гражданского мужества.

22. Развал СССР и образование СНГ.

23. Общественные движения и политические партии в современной России.

24. Россия и Запад: поиски новой концепции в нашей политике.

25. Поиски Россией своего места в мировой цивилизации.

26. Три России XX века.

27. Россия и мир в эпоху глобализации.

© 2023 Тетрадкин Град
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru