Опережающее задание: подготовить доклад об образовании суверенной России.
План изучения нового материала:
1. Подъем гражданских движений.
2. Многопартийность.
3. Кризис межнациональных отношений и ослабление СССР.
4. Распад СССР.
5. «Новое мышление» во внешней политике.
Содержание темы учитель делит самостоятельно на три занятия.
Изучение вопросов «Подъем гражданских движений» и «Многопартийность» целесообразно начать с короткого вводного слова учителя.
Политическая реформа 1985—1990 гг., направленная на обновление политической системы, характеризовалась политологами, историками по-разному. Однако она не была ни радикальной, ни подлинно демократической. Тем не менее сопротивление перестроечным процессам оказалось достаточно сильным. Популярность Горбачева резко ослабла из-за антиалкогольной кампании и уже после не достигала своего первоначального уровня. Массовые митинги и демонстрации стали обычным явлением жизни общества в конце 80-х гг. Первой задачей власти, по мнению М. С. Горбачева, было восстановление роли Советов и возвращение общественным организациям их изначальных функций. Второй задачей было перераспределение власти при сохранении доминирующей роли КПСС. На XIX партконференции (июнь — июль 1988 г.) был предложен проект конституционной реформы. Она привела к установлению двухуровневой представительной системы в СССР: Съезд народных депутатов и Верховный Совет СССР, избираемый из депутатов съезда. В рамках проекта — учреждение института президентства. Верховный Совет состоял из 544 членов, избранных на Съезде народных депутатов. В работе съезда принимали участие 2250 депутатов. Конституционная реформа не привела к единству радикалов, сторонников перестройки и консерваторов. Предлагаемая система не была истинно демократичной, поскольку не обеспечивала прямых и равных выборов, позволяла сосредоточить в руках Президента огромные полномочия. Съезды народных депутатов стали ареной нарастающей политической борьбы, создали условия для становления политических движений и партий. Взгляды на будущее СССР были различными, но постепенно оформилось несколько движений.
Организуется работа (10—12 мин) в группах (4) с текстом пунктов параграфа «Подъем гражданских движений» и «Многопартийность» по вопросам:
1. Причины подъема гражданских движений.
2. Особенности формирования гражданских движений (не более 4).
3. Хронология разрыва между гражданскими объединениями и властью.
4. Факторы, обусловившие развитие политической реформы.
5. Условия формирования российской многопартийности.
6. Особенности российской многопартийности.
7. Объясните, почему демократические идеи были наиболее востребованы.
8. Какие партии образовались раньше других? Прокомментируйте свое понимание данного факта.
Целесообразно разделить список вопросов на две части и продублировать их для двух групп, с тем чтобы в процессе последующего обсуждения произошло столкновение мнений двух групп, которое потребует дополнительной аргументации своей позиции.
Предлагаются для обсуждения различные мнения о М. С. Горбачеве как инициаторе, «архитекторе» перестройки.
Дополнительный материал
Из мемуарных и литературно-художественных
источников. Горбачев — «архитектор» перестройки
• «...Нужно обладать очень сильным характером, чтобы пересмотреть свои взгляды и попытаться отойти от социалистической ориентации. По инициативе Горбачева была отменена ст. 6 Конституции о руководящей роли КПСС и был взят курс на многопартийность».
• «М. С. Горбачев — великий политик XX в. Сближение двух миров — главная его заслуга, и она затмевает те просчеты, которые, несомненно, были. Горбачеву была присуждена Нобелевская премия мира за 1990 г. Негативное отношение к нему некоторой части людей обусловлено психологией общества: у нас реформаторов не любят в принципе. Вспомним Петра I, Хрущева, какой критике они подвергались. Я считаю Горбачева самым сильным реформатором XX столетия, так как разрушить складывавшуюся десятилетиями систему — это под силу только сильной личности. С его мнением считались в мировой политике». (По материалам периодической печати к 15-летию перестройки.)
Зарубежные историки о значимости реформ Горбачева
• «За короткий промежуток времени грандиозные идеологические, политические, экономические, социальные перемены потрясли самую большую страну мира, не только снизу донизу перетряхнув совокупность утвердившихся после октября 1917 г. государственных и экономических структур, но и коренным образом изменив европейский и даже всемирный порядок, поддерживавшийся с конца Второй мировой войны и изуродованный непримиримым антагонизмом капиталистического Запада и социалистического Востока» (Н. Верт).
• «Чтобы понять причины поражения Горбачева, достаточно вспомнить одно из лучших высказываний Макиавелли: «Нет ничего труднее, ничего вызывающего больше сомнений в успехе, ничего опаснее в осуществлении, нежели возглавить введение новых порядков» (Дж. Боффа).
Вопросы к дополнительному материалу для обсуждения:
1. Почему понимание значимости, оценки политики М. С. Горбачева различны? Почему в российском обществе эти оценки зачастую негативные?
2. В чем величие осуществленного Горбачевым и его трагизм?
3. Обоснуйте свое отношение к высказыванию Макиавелли.
4. Докажите, что по складу характера Горбачев был реформатором, а не революционером.
Изучение вопросов «Кризис межнациональных отношений и ослабление СССР» и «Распад СССР» целесообразно начать с общей характеристики данных процессов. Отметить, что демократизация привела к массовому недовольству политикой, ухудшению положения в стране. Это повлекло обострение межнациональных конфликтов, заложенных еще во времена образования СССР, что обусловило феномен «парада суверенитетов». Внутренние и межнациональные противоречия привели к распаду СССР.
Изучение данных вопросов рекомендуется распределить на две части. По пункту 3 предложить изучить текст и на основе этого сгруппировать сведения в таблицу с соответствующим названием. Форму таблицы учащиеся разрабатывают самостоятельно.
Таблица (для учителя):
Кризис межнациональных отношений и ослабление СССР
Год |
Республика |
События |
Действия власти |
Итоги |
1989 |
|
|
|
|
1990 |
|
|
|
|
1991 |
|
|
|
|
Вывод:
Вопрос «Распад СССР» изучается школьниками на основе таблицы, предложенной учителем.
Таблица (для учащихся):
Распад СССР
Причины распада СССР |
Основные события |
Реакция власти |
Действия оппозиции |
Позиции национальных республик |
Лидеры и участники событий |
|
|
|
|
|
|
Вывод:
Учителю уместно отметить, что Содружество Независимых Государств (СНГ) в настоящее время охватывает 12 членов — бывших союзных республик.
Дополнительный материал
О распаде СССР
Удивительная находка ожидала лидеров национальных движений в тексте не любимой ими Конституции СССР 1977 г. — чеканная формула: «Советский Союз состоит из суверенных государств». Формула, которой никто и никогда не придавал значения, вдруг оказалась выигрышной. Раз союз суверенных государств, то, следовательно, не федерация, а конфедерация. Первоначально массовые национальные движения в республиках были готовы удовольствоваться идеей конфедерации: республики делегируют определенные полномочия центру. Причем Москва не имеет иных полномочий, кроме переданных ей республиками.
...1 декабря (1991 г.) на Украине состоялся референдум. 90 процентов опрошенных высказались за независимость Украины. Это был удар по Советскому Союзу. На следующий день российское правительство заявило, что признает независимость Украины (Л. М. Млечин).
По завершении работы организуется обсуждение ее результатов, выявляются наиболее правильные и полные ответы, оценивается вклад учащихся.
Организуется заслушивание доклада об образовании суверенной России.
Для проверки, уточнения и коррекции представлений и знаний учащихся предлагается провести дискуссию.
Дискуссия (техника «карусель»), вопросы на выбор:
1. Возможно ли было сохранить единый СССР?
2. Необходимо ли было сохранить СССР?
3. Правомерным ли было для С. Шушкевича, Б. Ельцина, Л. Кравчука решение о создании Содружества Независимых Государств на основе распавшегося, но формально существующего СССР?
4. Для чего России нужна была независимость от Советского Союза?
5. Россия создала Советский Союз и она же его «развалила»?
Вопрос «Новое мышление» во внешней политике» довольно прост на первый взгляд, поскольку изучается достаточно подробно в курсе всеобщей истории. Тем не менее важно четко показать, в чем новизна политики «нового политического мышления», сформулироваУРОК ИСТОРИИ " РАСПАД КОММУНИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И СОВЕТСКОГО СОЮЗА. ВНть значение данного понятия, определить причины востребованности этой политики, в чем она выражалась, какие принесла результаты. Таким образом, учащимися выявляются в тексте (данные показатели можно также оформить в виде таблицы):
1) новизна политики «нового мышления»;
2) причины ее возникновения;
3) основные события, связанные с ее проявлением;
4) значение.
В процессе изучения текста предлагаются дополнительные материалы, расширяющие содержание учебника.
Дополнительный материал
Историк Г. М. Корниенко о внешней политике эпохи
М. С. Горбачева
...Провозглашенное М. С. Горбачевым «новое мышление» во внешних делах скоро стало превращаться в концептуальном плане в нечто лишенное логики. Увлекшись велеречивыми рассуждениями о примате общечеловеческих ценностей и интересов, руководители Советского государства перестали видеть и принимать в расчет все другие интересы — национальные, классовые и т. д. Выдавая желаемое за действительное, они повели себя так, будто весь мир, за исключением нас, живет уже по общечеловеческим заповедям. В практическом плане это проявилось в том, как решались вопросы разоружения, как произошло объединение Германии и какой карт-бланш был дан Соединенным Штатам для действия в «третьем мире». (Корниенко Г. М. «Холодная война»: истоки, причины и последствия. — М., 1996.)
Из воспоминаний А. С. Черняева — советника по внешней
политике при М. С. Горбачеве
...Ему, Горбачеву, мы обязаны тем, что окружающий мир начал видеть в нас нормальных людей, «как все». И это потому, прежде всего, что лидер сверхдержавы — объявившейся, заметьте, из нашего советского зазеркалья и вопреки, казалось бы, забетонированной традиции — не побоялся предстать перед внешним миром таким, как он есть, обычным человеком, открытым всему земному и способным по-человечески воспринимать собеседника «с другого берега». И будучи в общем-то хорошим человеком, он постепенно стал выжимать двоемыслие и обман из нашей внешней политики, тоже насыщать ее простым здравым смыслом. И это «потрясло» Запад больше, чем сонм наших, в том числе его собственных, инициатив и деклараций. (Черняев А. С. Шесть лет с Горбачевым. — М., 1993.)
Вопросы к документам:
1. Укажите, чья из представленных авторами документов оценок внешней политики М. С. Горбачева для вас наиболее приемлема.
2. В чем политика «нового мышления» была прогрессивна, стала ответом на вызовы времени?
3. Объясните причины неоднозначности оценок политики «нового мышления».
Индивидуальное задание:
Прокомментируйте следующие высказывания и выразите свое мнение по их поводу (из материалов периодической печати к 15-летию перестройки):
1) «Горбачев сумел сделать очень важный шаг во внешней политике: отрегулировать отношения с другими государствами. Отпала угроза войны. Мы вывели войска из Восточной Европы».
2) «С тоталитарным государством очень трудно строить отношения. Взяв курс на демократизацию, наша страна укрепила свои позиции в глазах мировой общественности».
Проблемный вопрос:
? — В чем состояла необходимость для СССР появления концепции «нового политического мышления»?
Домашнее задание: § 35—36, вопросы и задания к ним. Написать сочинения на темы: «Гласность и плюрализм как основа демократизации советского общества», «Либеральные идеи и ценности российской интеллигенции начала и конца XX века».