Опережающее задание: подготовить краткое сообщение по теме «Политическая модернизация 90-х гг.».

Тема изучается в рамках двух уроков, учитель самостоятельно делит материал на две части.

План изучения нового материала:

1. Обострение политической борьбы и Конституция 1993 г.

2. Президент, правительство и парламент в середине и второй половине 90-х гг.

3. Война в Чечне.

Изучение вопроса «Обострение политической борьбы и Конституция 1993 г.» рекомендуется начать с краткого напоминания о социально-экономической ситуации (в сильном классе это следует предложить сделать учащимся). «Активное заимствование и внедрение западных форм жизни, как и прежде, вызвало реакцию отторжения у значительной части общества. Самая большая слабость сторонников западного пути модернизации в России после 1991 г., как и в начале века, заключалась и заключается в фактическом игнорировании ключевого значения задачи творческого синтеза ценностей модернизации с собственной цивилизационной традицией. Предпринятая попытка «с ходу», в кратчайший исторический срок внедрить в России комплекс западных ценностей и институтов, во многом игнорируя при этом ее цивилизационную специфику, не удалась», — обобщает Я. Г. Шемякин в своей книге «История мировых цивилизаций. XX век».

Далее отмечается, что при подготовке реформ их инициаторы верили, что после падения доходов населения на непродолжительное время экономику удастся быстро перестроить за счет высоких технологий, создания среднего класса как основы гражданского общества и это откроет дорогу на мировой рынок. Таким образом, торопились, как всегда, добиться быстрого успеха, невзирая на потери и жертвы. Подчеркивается, что предпринятая радикальная экономическая реформа, не подкрепленная социальными мерами, стала причиной дестабилизации в обществе.

Сообщение учащегося

Политическая модернизация России

12 июня 1990 г. на I Съезде народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете России, тогда же была запрещена цензура. Б. Н. Ельцин был избран первым Президентом РФ, его заместителем по Верховному Совету стал Р. И. Хасбулатов. Политическое реформирование государственной системы СССР жестко разделило население на две части: радикалов и консерваторов. 12 июля 1990 г. Б. Н. Ельцин объявляет о выходе из КПСС, его примеру вскоре следуют мэр Москвы Г. Попов и мэр Ленинграда А. Собчак. Однако основные преобразования политической системы Российской Федерации начались после распада СССР.

Власть в Российской Федерации была представлена тремя ветвями: законодательной, исполнительной и судебной. Первоначально в Российской Федерации существовала двойственная структура законодательной власти: Съезд народных депутатов и Верховный Совет. Верховный Совет был органом законодательной власти, и ему одновременно принадлежали функции контрольного и распорядительного органа. Такой статус позволял ему вмешиваться в полномочия исполнительной власти. Исполнительная власть персонифицировалась в лице Президента РФ, который контролировал деятельность назначенного им правительства. Судебная власть была представлена Конституционным судом, Верховным судом РФ. Органом надзора за соблюдением законов была Генеральная прокуратура РФ, а институт судей не имел решающей силы. Прокуратура и адвокатура, призванные в цивилизованных странах обслуживать судебную систему, которая и осуществляет правосудие, не имели сбалансированных функций. Все оставалось, как в тоталитарном государстве: прокуратура, к сожалению, подминала под себя и ослабевшую власть, и адвокатуру. За 1992—1993 гг. не удалось реализовать принцип разделения властей. В этот период для Российской Федерации характерны черты президентской и парламентской республики. Продолжала действовать система Советов, которые сохраняли контроль за исполнительной властью.

Президент и правительство стали центром притяжения сил, заинтересованных в продолжении реформ. Съезд народных депутатов и Верховный Совет РФ все более отражали позиции тех слоев населения, которые пострадали от реформ. Ситуация постепенно стала приобретать характер политического кризиса. В июне В. Черномырдин становится вице-премьером Правительства, А. Чубайс — заместителем Председателя Правительства. Несколькими днями позже Ю. Лужков был назначен мэром Москвы. На VII Съезде народных депутатов РФ в декабре 1992 г. оппозиция выступила против курса Правительства, что повлекло отставку Гайдара и назначение В. С. Черномырдина главой Правительства. Съезд тем самым попытался ограничить полномочия исполнительной власти. С трибуны съезда Б. Ельцин обратился к гражданам России, оценив действия законодательной власти как «ползучий переворот» с целью отказа от реформ. Дальнейшее противостояние ветвей власти привело к драматическим событиям. Подготовка новой Конституции, затем референдум по ее принятию не были поддержаны VIII Внеочередным съездом народных депутатов. Ельцин оценил действия съезда как «реванш партноменклатуры». 26—29 марта IX Внеочередной съезд попытался вынести импичмент (недоверие) президенту. Массовые демонстрации в поддержку Б. Ельцина, затем референдум о доверии показали, что акция съезда сорвалась. Однако ситуация между парламентом и Президентом не улучшилась. 21 сентября Б. Ельцин обнародовал Указ «О поэтапной конституционной реформе и роспуске Верховного Совета» (Указ № 1400). Р. Хасбулатов выразил протест, на экстренном заседании Президиума был решен вопрос о прекращении полномочий Президента. Исполнение полномочий Президента было поручено А. Руцкому: 22 сентября 1993 г. он принял присягу. Вся оппозиция и небольшое количество военных сосредоточились в Белом доме. 22 сентября 1993 г. Ельцин и Лужков обратились с ультиматумом сдать оружие. Белый дом был оцеплен милицией, все коммуникации были отключены. 3—4 октября начались массовые беспорядки в Москве («второй путч»). В город были введены танки. Штурм Белого дома закончился арестом Руцкого, Хасбулатова и др. Выборы в новые органы власти: Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания — прошли 12 декабря 1993 г., одновременно с референдумом по Конституции. Российская Федерация провозглашалась президентской республикой. Система Советов на местах ликвидировалась. 58,4% населения проголосовали за ельцинский вариант Конституции.

С целью более глубокого понимания ситуации предлагается изучить:

1) документ № 17. «Из речи М. С. Горбачева в Фултоне «Река времени и величие действия» о новом этапе развития мировой цивилизации», тема VIII. Документы и справочные материалы, с. 303;

2) документ. «Из Указа Президента Российской Федерации № 1400», с. 242, учебник; с. 304, документ № 18, тема VIII. Документы и справочные материалы, с. 304.

В ходе обсуждения найти ответы на вопросы и задания:

1. Поясните, в чем главная суть противостояния в верхах власти.

2. Объясните, почему Верховный Совет не мог одобрить проект новой Конституции.

3. Какой Основной закон существовал в Российской Федерации до принятия новой Конституции? Почему нельзя было дальше откладывать принятие Конституции в РФ?

4. Докажите, что экономическая реформа спровоцировала политическую активность консерваторов.

5. Объясните, в чем была опасность оттягивания факта принятия Конституции.

6. Какие надежды связывали с новой Конституцией?

7. Выделите этапы в противостоянии исполнительной и законодательной ветвей власти.

Организуется учебная игра, учитель знакомит с ее методикой учащихся или дает письменное описание. Предварительно предлагается ознакомиться с текстом данной части параграфа.

Учебная деловая игра «Парламентские дебаты»

Организационный момент: согласно условиям игры в ней принимают участие две команды (по четыре человека) под условными названиями «Правительство» и «Оппозиция». От каждой команды выступают два человека. Остальные учащиеся — группы поддержки команд. «Правительство» выдвигает идею и защищает ее, «Оппозиция» же ее опровергает. Выбирается спорная тема дебатов и формулируется так, чтобы ее можно было как защитить, так и опровергнуть. Она может быть известна соревнующимся заранее, а может быть определена непосредственно перед игрой. В первом случае дебаты получаются намного интереснее, так как участники имеют время для подготовки. Как правило, «Правительство» должно выставить в своих выступлениях «кейс» — некую программу действий или законопроект, а также механизмы ее реализации; попытаться убедить воображаемый парламент в своей правоте. Задача «Оппозиции» — опровергнуть доводы «Правительства» и попытаться дискредитировать предлагаемый «кейс» в глазах того же воображаемого парламента. Каждый участник дебатов 1—2 раза выступает в течение раунда (в игре 2 раунда) с речами продолжительностью 2—3 мин, отстаивая позицию своей команды. Оценивает результаты игры судья или коллегия судей, основываясь на простом критерии: какая из сторон убедительнее представила свои аргументы и четче отвечала оппонентам. Подобный ход игры направлен на развитие гибкости мышления; выработку умения строить системы аргументации, противоположные по своей сути; умения работать и моделировать концепции в группе, учитывая не только свои собственные идеи и идеи партнеров по группе, но и аргументы оппонента.

Примерные темы для дебатов:

— Обществу необходима (не нужна) новая Конституция и политическая система, которую она закрепляет.

— Верховный Совет — барьер на пути реформ.

— Отсутствие общественного диалога и механизма выработки общего мнения, непонимание населением окраин и деревни, для чего были разрушены СССР и старая экономическая система, стали основой для массовой оппозиции. Какие меры следует предпринять, чтобы изменить ситуацию?

По завершении дебатов выбирается наиболее убедительная команда, самое яркое выступление.

Изучение вопроса «Президент, правительство и парламент в середине и во второй половине 90-х гг.» рекомендуется организовать на основе сочетания самостоятельного изучения материала, заслушивания сообщения по теме, краткой беседы и учебной игры «Форум» (разновидность технологии дискуссии). Затем следует подведение итогов. В соответствии с предложенной схемой моделируется изучение вопроса.

Сообщение учащегося (продолжение)

Выборы в Государственную Думу принесли успех партиям ЛДПР и «Выбор России» (Е. Гайдар, А. Козырев, Г. Бурбулис). Таким образом, в результате выборов 1993 г. в России появились новые политические лидеры: Геннадий Зюганов, Григорий Явлинский, Владимир Жириновский, которые по настоящее время оказывают влияние на политику страны в целом. В январе 1994 г. начало свою работу Федеральное Собрание. Государственная Дума объявила амнистию всем участникам августовского путча 1991 г. и событий октября 1993 г. В декабре 1995 г., в сложнейших социально-экономических условиях, при обострении событий в Чечне, состоялись очередные парламентские выборы. Эта ситуация способствовала победе коммунистов. Летом 1996 г. прошли выборы Президента РФ. Реальным противником Б. Ельцина был Г. Зюганов — 35% : 32%. Третье место по количеству голосов получил А. И. Лебедь (15%). В новое правительство, сформированное Ельциным, вошли «молодые реформаторы»: нижегородский губернатор Б. Немцов, самарский мэр О. Сысуев. Это повлекло волну противостояния правительства и Думы, продолжавшегося до ухода в отставку Б. Ельцина. Отсутствие морально-политического единства общества и власти можно рассматривать как один из важнейших факторов, препятствующих целостной модернизации России, построению правового государства. В полной мере этот негативный комплекс и привел к кризису чеченской кампании. Однако значительная часть россиян ощущала потребность в становлении сильного государства, обеспечении государственной целостности. Новые тенденции особенно проявились в связи с отставкой первого Президента РФ Б. Ельцина 31 декабря 1999 г. Обязанности Президента стал исполнять премьер-министр В. В. Путин. Выборы 26 марта 2000 г. принесли ему победу, и он стал законным Президентом (Путин — 52,94% голосов, Зюганов — 29,1%, Явлинский — 5,8%). Президенту было необходимо решить целый комплекс внутренних и внешнеполитических проблем, среди которых: укрепление вертикали государственной власти; упорядочение комплекса федеративных отношений; реформа правительства; экономическое преобразование страны; преодоление социально-экономического кризиса; реформирование системы образования.

Вопросы для краткой беседы:

1. Объясните, почему Б. Н. Ельцин в начале 1998 г. обновляет состав своей команды «молодыми реформаторами».

2. Как вы думаете, какие политические оппоненты могли связывать финансовый кризис с приходом «молодых реформаторов»?

3. Обсудите достижения «молодых реформаторов» во время их нахождения у власти.

4. Охарактеризуйте деятельность Б. Н. Ельцина на посту первого Президента РФ с позиций изначальной социально-политической ситуации, государственных задач.

5. В публицистике среди политиков существует мнение, что уход в отставку Б. Н. Ельцина — «достойный, гражданский» поступок. Что, с вашей точки зрения, подразумевается в данном случае?

6. Поразмышляйте, мог ли стать героем, народным любимцем находящийся у власти политик, который берет на себя ответственность разрушить устаревший, неэффективный государственный механизм.

7. Обсудите, в чем сходство и что отличает П. А. Столыпина и Б. Н. Ельцина.

8. В чем произошла корректировка курса реформ при В. С. Черномырдине?

9. Назовите отличия курсов С. В. Кириенко и Е. М. Примакова.

С целью закрепления и усвоения знаний рекомендуется использовать интерактивное общение в игровой ситуации. Учебная деловая игра «Форум» предполагает обсуждение 5—7 человек с разными позициями (представители от соперничающих партий, ученые, профсоюзные деятели) одного вопроса и последующий обмен мнениями с аудиторией (остальными учащимися из класса).

Организационный момент: из класса выбираются 5—7 учащихся, хорошо знающих тему, участвовавших в ее обсуждении, обозначивших свою позицию. Выбирается председатель (ведущий форума с обычными в таких случаях обязанностями). Остальная часть класса подготавливает вопросы уточняющего характера для участников форума, опровергающие их позицию.

Учебная деловая игра «Форум» на тему «Итоги референдума (25 апреля 1993 г.) — поддержка реформ!»

План игры:

I. Инструкция и вводное слово учителя.

II. Представление участников форума ведущим.

III. Обсуждение и обмен мнениями в рамках темы гостями форума и его участниками.

IV. Подведение итогов ведущим. Представление предварительно подготовленных выводов по теме. Целесообразно отметить наиболее интересные, актуальные вопросы участников форума.

Обсуждение вопроса «Война в Чечне» рекомендуется начать с сообщения о том, что «парад суверенитетов» в 1990 г. разжег националистические настроения во многих республиках СССР. Федеративный договор 1992 г., подписанный большинством субъектов РФ, Татарстан и Чечня не подписали. Башкирия добилась для себя значительных уступок со стороны федерального Центра. Главным содержанием договора было разграничение полномочий между федеральными органами (судебная система, органы ФСБ, МВД, внешнеполитическое ведомство) и органами власти субъектов. Особенно напряженная обстановка сложилась на Северном Кавказе. В 1991 г. Чечня в одностороннем порядке провозгласила свою полную независимость от России.

Далее целесообразно организовать практическую работу учащихся с текстом учебника и документом по плану:

1. Причины чеченской войны.

2. Политические условия самопровозглашения независимой Чеченской Республики.

3. Этапы чеченской войны и их содержание (в форме таблицы).

4. Характер военных действий, отношение населения к ним.

5. Вывод.

Дополнительный материал

Документ № 20. «Начало боевых действий на территории Чечни», тема VIII. Документы и справочные материалы, с. 308.

По завершении работы происходит обмен ответами, выявляется наиболее правильный и четкий ответ.

Предлагается дать самооценку своей работы на уроке:

«Лист самоконтроля учащегося»

 


Тема урока

Усвоил ключевые понятия и процессы

Трудности и их вероятные причины

Личная оценка качества усвоения материала

Личная оценка активности, вклада в ход урока

Конструктивные предложения по уроку

 

 

 

 

 

 

      Домашнее задание: § 42, вопросы и задания к нему.

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика