План изучения нового материала:

1. Радикальная экономическая реформа: «шок» и «терапия».

2. Социально-экономическое положение в середине 90-х гг.

Изучение материала параграфа планируется на два урока, согласно его основным пунктам.

Вопрос «Радикальная экономическая реформа: «шок» и «терапия» целесообразно изучать в процессе сочетания объяснений учителя и практической работы учащихся с текстом параграфа.

Учителю целесообразно предварительно ознакомиться со статьей «Либеральные реформы в России в 90-е гг.» (с. 176) из пособия для учителя, «История России XX века» под редакцией А. О. Чубарьяна (издательство «Просвещение»).

Приступая к изучению данного вопроса, следует подчеркнуть, что с крахом СССР и коммунистического режима в России начался новый этап модернизации. Реформы 1992—1997 гг. привели к слому основных структурных элементов отжившей административной системы и переходу к рыночным методам регулирования. Вместе с тем сложная экономическая ситуация привела к падению темпов производства, тотальному дефициту товаров повышенного спроса, усугубила положение основной массы населения. Ожидание быстрых и эффективных действий от правительства подталкивало его на непродуманные, популистские меры. Необходимо было решить три взаимосвязанные между собой задачи:

1) разрушение прежней бюрократической системы;

2) разгосударствление собственности;

3) создание свободного саморегулируемого рынка.

Проекты их решения:

Разногласия по вопросу выбора пути решения задач.

Возможные пути решения обозначенных задач:

I. Разгосударствление основной части предприятий с последующим созданием условий для рыночной конкуренции.

II. Немедленное введение свободных рыночных отношений с целью создания условий для разгосударствления.

Второй путь был поддержан, его разработка (проведение реформ) поручена Е. Т. Гайдару и его команде.

Ваучер — ценная бумага на право приобретения акций и имущества государственных предприятий в ходе приватизации.

Организуется практическая работа в группах на основе заданий «Рабочей карты». Класс делится на 4 группы. Задания «Рабочей карты» неравнозначные: наиболее сложные задания для 3-й и 4-й групп. Это следует учесть при распределении заданий и последующей оценке (тем не менее эффективнее, если группы самостоятельно определяют, с какой «Рабочей картой» будут работать). В ответах следует использовать сведения из документов. Учитель использует вопросы к документу как дополнительные.

Практическая работа

Задания «Рабочей карты»

1-я группа:

1) Какой политический курс был принят и почему?

2) Какие меры были предприняты по решению социально-экономических проблем?

2-я группа:

1) В чем особенности избранного политического курса?

2) Какие результаты предполагались и какова была реальность нового социально-экономического курса?

Дополнительный материал для 1-й и 2-й групп:

Документ № 12. «Из выступления Б. Н. Ельцина на III Съезде народных депутатов РСФСР», тема VIII. Документы и справочные материалы, с. 297.

3-я группа:

1) Почему ожидания общества не оправдались в ходе экономической реформы Е. Гайдара?

2) Обсудите, как проявилось в ходе приватизации мировоззрение советского человека.

4-я группа:

1) Объясните, могла ли радикальная социально-экономическая реформа в России незамедлительно принести качественные результаты.

2) В чем проявилась неготовность общества к «шоковой терапии», несмотря на осознание обществом необходимости радикальных реформ?

Дополнительный материал для 3-й и 4-й групп:

Документ № 19. «Ваучерная приватизация», тема VIII. Документы и справочные материалы, с. 305.

Предлагается с помощью «мозгового штурма» найти ответ на вопрос из учебника, с. 237 (который стал более чем за десятилетие сакраментальным).

«Мозговой штурм» (групповой обратный)

? — Следовало ли столь быстро осуществлять переход к новым отношениям?

Вопросы для беседы по закреплению учебного материала (часть вопросов можно предложить для письменной работы по вариантам):

1. С какой целью предпринималась либерализация цен?

2. Как вы думаете, почему в условиях экономической реформы, мероприятия которой должны были быть рационально, системно спроектированы, было допущено обесценивание накоплений?

3. Н. Шмелев в 1988 г. в одной из статей отметил: «У экономического, а следовательно, и социального прогресса страны сегодня, я убежден, два основных врага. Это, во-первых, повальная экономическая безграмотность нашего народа снизу доверху и, во-вторых, слепая зависть к успеху соседа». Докажите (либо опровергните), что это утверждение в полной мере относится и к событиям начала 90-х гг.

4. Перечислите условия, которые были созданы на начальном этапе реформ для сращивания интересов чиновничества и криминальных кругов.

5. Назовите последствия обесценивания рубля с 1992 г.

6. Объясните, что эффективнее в условиях перехода от плановой к рыночной экономике: «шоковая терапия» или субсидии для отечественного производителя.

7. Какие меры, на ваш взгляд, могли бы ускорить развитие отечественного производства потребительских товаров?

8. Обсудите, возможно ли избежать резкой социальной дифференциации в процессе приватизации в условиях перехода от государственного способа хозяйствования к рыночному.

9. Докажите, что экономическая реформа методом «шоковой терапии» была действительно радикальной.

10. Укажите идеи, цели, методы, итоги экономической реформы Е. Т. Гайдара.

11. Объясните, почему в результате широкомасштабной борьбы за собственность, в которой основная масса граждан не могла участвовать, прибыль от ваучеров получили представители советской номенклатуры (61%). Почему при этом партийная идейность была забыта ими?

Вариантом изучения данного вопроса является лекция учителя, основанная на сопоставлении различных точек зрения по поводу методов экономической реформы. По ее завершении можно организовать дискуссию под названием «Есть в своем Отечестве пророки?» о целесообразности для России «шоковой терапии».

Изучение вопроса «Социально-экономическое положение в середине 90-х гг.» рекомендуется начать с организации самостоятельной деятельности учащихся с документами и вопросами к ним (сочетая работу в группах, парах, индивидуальную):

1) документ № 22. «Из заявления Правительства и Центрального банка России в связи с дефолтом», тема VIII. Документы и справочные материалы, с. 312;

2) документ № 23. «О финансовом кризисе 1998 г.», тема VIII. Документы и справочные материалы, с. 313.

По завершении самостоятельной работы учащихся организуется обсуждение:

1. Раскройте смысл понятия «дефолт 17 августа».

2. Перечислите причины «банкротства» России и усугубляющие его факторы.

3. Выделите наиболее тяжкие последствия дефолта для россиян.

4. Оцените, в чем, на ваш взгляд, оказались верными меры правительства в данной ситуации.

Далее организуется практическая работа с текстом учебника по составлению таблицы. Нацелить на краткость и обобщенность формулировок в таблице, выделить это как один из критериев ее оценки.

Практическая работа:

Составьте таблицу «Социально-экономическая ситуация в 90-е гг. в России», самостоятельно выбрав основания для группировки сведений.

Примерная форма таблицы «Социально-экономическая

ситуация в 90-е гг. в России» (для учителя):

Экономическая ситуация до 1998 г.

Причины финансового кризиса

Предпосылки дефолта

Отрицательные последствия дефолта

Положительные последствия дефолта

Вывод:

В выводе следует отметить, что условия деятельности приватизационной экономики оказались непродуманными, неподготовленными. К середине 90-х гг. промышленность оказалась разрушенной. На основе разрастания финансово-экономического кризиса произошел дефолт (недостаток денег и отказ от платежей). Убытки финансовых (клановых) групп повлекли перенос акцента с финансовых операций на вложения в производство, что, в свою очередь, создало благоприятную основу для его роста.

Вопросы для заключительной беседы:

1. В чем проявлялась спонтанность действий правительства в решении острых социально-экономических проблем в стране?

2. Обсудите в парах, каким образом в государственной политике 90-х гг. проявлялись признаки «дикого» капитализма.

3. Объясните, как повлияли на экономическое положение России интеграция, вхождение ее в мировое сообщество.

4. Каким образом российские производители получили шанс отвоевать внутренний рынок у иностранных конкурентов?

5. Почему вторая половина 90-х гг. в публицистике иногда называется «периодом компромиссов»?

6. Проясните смысл понятий: «социальные амортизаторы», «социальные гарантии», «социальная стратификация». Что их объединяет?

7. Согласны ли вы с мнением, что данный этап модернизации осуществлялся, как и сталинский, за счет граждан? Аргументируйте свою точку зрения.

8. Дж. Боффа в эпилоге книги «От СССР к России» признает: «Действительно, Запад несет немалую долю исторической ответственности за нынешнее положение дел в России». (Эти слова относятся к событиям времен распада СССР.) Прокомментируйте данное высказывание. В чем историческая ответственность Запада за то, что произошло в России?

«Мозговой штурм» (индивидуальный) вопроса

Почему в 90-е гг. наблюдалось несовпадение образа государства, его роли у власть имущих и общества?

Предложить оценить работу друг друга, свой вклад в изучение новой темы.

Домашнее задание: § 41, вопросы и задания к нему.

1) Составьте письменный рассказ на тему «Судьба приватизационных ваучеров моей семьи».

2) Составьте таблицу «Моя семья в годы экономической реформы»:

 

Годы

Этапы экономической реформы

Моя семья в годы экономической реформы

 

 

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика