Опережающее задание: 1) двум парам учащихся самостоятельно изучить пункты «Архитектура» и «Изобразительное искусство и литература» для их последующего обыгрывания по заданию учителя; 2) разработать проекты (презентации, сайты, доклады и биографические справки) по темам: «Образование и просвещение», «Наука Серебряного века России» с помощь средств информационно-компьютерных технологий, интернет-ресурсов.

План изучения нового материала:

1. Основные тенденции развития отечественной культуры XX в.

2. Многообразие форм культурного и научного творчества в России начала XX в.

3. Архитектура.

4. Изобразительное искусство и литература.

5. Наука и образование в начале XX в.

6. Серебряный век.

Данный параграф изучается на протяжении двух уроков. Учитель самостоятельно распределяет учебный материал. Следует учесть, что в данной методической версии урока изменена очередность последнего и предпоследнего пунктов параграфа вследствие своеобразия формы изучения темы «Серебряный век».

Вопросы «Основные тенденции развития отечественной культуры XX в.» и «Многообразие форм культурного и научного творчества в России начала XX в.» рекомендуется изучить со школьниками на основе вопросов к тексту:

1. Какая жизненная позиция характерна деятелям российской культуры и науки?

2. Каково было отношение в обществе к деятелям культуры и науки в России?

3. Объясните, почему советский период оказался наиболее трудным и противоречивым для российской культуры и науки.

4. С чем связаны кардинальные перемены, новый этап в культуре и науке XX в.?

5. Перечислите явления, которые стали характеристикой культуры XX в.

6. Чем объясняется многообразие форм культурного и научного творчества в России начала XX в.?

7. Объясните, какие факторы влияли на формирование тенденций, характерных для культуры XX в.

Вопросы «Архитектура» и «Изобразительное искусство и литература» целесообразно предварительно поручить подготовить двум парам учащихся (желательно — соседям по парте) в форме интервью. Один из них (репортер какого-либо журнала — назвать) подготавливает 3—4 вопроса, а другой отвечает от лица искусствоведа или экскурсовода (по выбору учащихся). Учителю рекомендуется предложить для демонстрации альбомы с репродукциями тому учащемуся, который будет рассказывать об изобразительном искусстве.

Другой вариант изучения данных вопросов

Учитель заранее подготавливает (либо поручает это отдельным ребятам) учебный материал об архитектуре, живописи, литературе начала XX в., репродукции.

Заседание «Клуба ценителей искусства»

Организационный момент: класс делится на 3 группы (секции: «Архитектура», «Живопись», «Литература»); выбирается председатель «Клуба». Это занятие ситуационного моделирования. Для его успеха, результативности учителю следует заранее составить план, четкий хронометраж занятия и, в частности, выступлений учащихся. Подготовка учащихся (группы) требует качественного умения работать в группе и понимания приоритетов.

Заседание в «Клубе» начинает председательствующий. Он предлагает секциям «Клуба» выступить с сообщениями о некоторых деятелях искусства и литературы с целью популяризации их творчества. Целесообразно использование репродукций, отрывков из стихов поэтов. В секциях отбирается и готовится сообщение (на 2 мин); выбирается выступающий. Группам рекомендуется использовать сравнение сооружений, картин разных стилей.

Изучение вопроса «Наука и образование в начале XX в.» следует организовать на основе самостоятельной работы с материалом учебника и дополнительным текстом.

Дополнительный текст

Научный прогресс на службе у россиян в начале XX в.

Развитие российской промышленности, экономики в целом в начале XX в. вело к росту государственных доходов, что позволяло увеличивать затраты на культуру и просвещение. Заметно расширилось строительство школ, которое велось не только за государственный счет, но и на средства местных властей, общественные и частные пожертвования. Достижение всеобщей грамотности российского населения становилось вполне реальным.

Развитие образовательной системы шло параллельно с развитием российской науки. Конец XIX — начало XX в. стали временем важных научных и технических открытий; крупных достижений в области математики, физики, химии, биологии, геологии. Россия представила миру огромную когорту выдающихся ученых, поднявших практические и теоретические знания на качественно новый уровень: математиков П. Л. Чебышева, С. А. Чаплыгина, А. М. Ляпунова и С. В. Ковалевскую; химиков Д. И. Менделеева, И. А. Каблукова и Н. Д. Зелинского; физиков и механиков П. Н. Лебедева, П. Н. Яблочкова, A. Н. Лодыгина, А. С. Попова, К. Э. Циолковского, Н. Е. Жуковского; биологов И. М. Сеченова, И. И. Мечникова, К. А. Тимирязева, И. В. Мичурина, А. О. Ковалевского, И. П. Павлова; геолога А. П. Карпинского.

Продолжались географические открытия. П. К. Козлов исследовал Центральную Азию, Тибет. Отец и сын П. П. и B. П. Семеновы провели экспедиции на Алтай, Тянь-Шань, в Закаспий, на Урал и Приуралье, собрав уникальный материал для изучения России. Выдающимся русским путешественником являлся Г. Я. Седов, исследовавший Арктику и совершивший поход к Северному полюсу.

Начиная со второй половины XIX в. интенсивно развивается историческая наука, пробуждается широкий интерес к ней. История — органичная часть российской культуры, средство формирования национально-исторического сознания граждан.

Значительно повлиял на рост общей культуры населения кинематограф, появившийся на рубеже XIX—XX вв. в России. Открывались «электротеатры», «иллюзионы», снимались документальные и игровые фильмы. Кино в то время называли «великим немым»: киноленты не озвучивались, сопровождаясь музыкальным аккомпанементом непосредственно при демонстрации. Рост знаний, развитие любознательности приводило к появлению разнообразных интересов и увлечений россиян, прежде всего, в крупных городах. Это способствовало распространению библиотек и читален, книжных лавок, возникновению различных «кружков по интересам» (общество любителей старины, кружки краеведов и др.). Получила распространение фотография. С первыми шагами автостроения в столичных центрах появлялись общества вело-, мото- и автолюбителей. Настоящий бум среди жителей Москвы, Петербурга, Одессы вызвали первые показательные авиаполеты.

 


 

Вопросы для обсуждения:

1. Почему на рубеже веков наука и образование в России развиваются параллельно?

2. Объясните причины значительного возрастания количества школ, высших учебных заведений, формирования ценности знаний и образования.

3. Чем объяснить небывалый рост творческого новаторства, характерного для рубежа XIX—XX вв.?

4. Почему математика, физика и химия стали «тремя китами», которые в последующем создали новую основу для других открытий?

5. Объясните, какие факторы способствовали формированию национального самосознания у россиян во второй половине XIX в. и на рубеже веков.

6. Какие исторические события, явления и процессы способствовали появлению именно в этот период целого ряда трудов по истории В. О. Ключевского, П. Г. Виноградова и Н. И. Кареева (по всеобщей истории)?

7. Объясните, почему главная роль в развитии культурно-просветительных учреждений принадлежала в это время интеллигенции, в том числе земской.

Вопрос «Серебряный век» предлагается изучить в форме интернет-урока. Учителю и ученикам следует выбрать из предложенного далее списка материал для работы на уроке. Вместе с тем весь материал может быть использован также и в полном объеме — в зависимости от того, насколько позволяет учебный план.

Данной теме в курсе истории России для 11 класса предшествуют темы:

1. Россия в Первой мировой войне 1914—1918 гг.

2. Влияние войны на российское общество.

3. Общественно-политический кризис накануне 1917 г.

За изучаемой на данном уроке темой «Серебряный век российской культуры» следуют темы:

1. Революция 1917 г.

2. Гражданская война в России.

Организационный момент: урок проводится в кабинете информатики; каждый учащийся имеет возможность работать на персональном компьютере (либо вдвоем); все компьютеры включены в локальную сеть; урок длится от 45 до 90 мин исходя из возможностей плана.

Оборудование урока и ресурсное обеспечение:

I. Компьютеры с программами Windows-98 (2000) с подключением к сети Интернет, мультимедийный проектор, CD-диски с набором мультимедийных компьютерных программ, содержащих учебный материал по изучаемой теме.

II. Перечень интернет-ресурсов и мультимедийных программ, обеспечивающих изучение и освоение нового учебного материала:

III. Программные средства Microsoft Power Point, Front Page, Microsoft Word, Microsoft Excel (используются учителем в процессе подготовки к уроку, а учащимися в процессе самостоятельной и автономной деятельности по изучению нового материала и в домашней работе для создания презентаций и сайтов, подготовки докладов, рефератов, материалов для проектов).

Оформление школьной доски:

I. Название темы урока.

Ключевые понятия, названия объединений художников.

План изучения темы:

1. Образование и наука.

2. Литература, театр и музыка.

3. Архитектура.

4. Живопись и скульптура.

II. Схематическое изображение направлений и течений в литературе и живописи Серебряного века.

III. Портреты некоторых представителей культуры изучаемого периода.

IV. Некоторые афоризмы философов.

V. Домашнее задание.

Особенности урока:

1. Реализуется технология поддерживающего обучения с применением ИКТ и элементов развивающего обучения.

2. Преобладание интерактивных методов и приемов.

3. Реализация локальных технологий по изучению нового материала.

4. Совершенствование умений и навыков по использованию компьютера, сети Интернет, технических возможностей Microsoft Power Point, Front Page, Microsoft Word, Microsoft Excel, обучающих мультимедиапрограмм.

 

Совместная деятельность учителя и учащихся
по изучению учебного материала

№ п/п

Действия учителя

Действия учащихся

Работа в ученической тетради

I

Организация контроля знаний и умений по усвоению учебного содержания предыдущего урока

Учащиеся активно сотрудничают с учителем и одноклассниками в рамках задач данной части урока

 

II

Организация демонстрации, защиты и экспертизы проектов (презентаций, сайтов, докладов и биографических справок) учащихся по темам «Образование и просвещение»; «Наука Серебряного века России» (подготовленных дома в рамках опережающего задания) с помощью программных средств Microsoft Power Point, Front Page, Microsoft Word, Microsoft Excel, интернет-ресурсов

Группы учащихся, разрабатывавших проекты, продумывают представление работ в соответствии с регламентом; отвечают на вопросы одноклассников в рамках разработанных тем; демонстрируют технические возможности различных компьютерных программ, интернет-ресурсов

Отмечаются:
а) условия и причины возникновения многообразия форм историко-культурного процесса на рубеже XIX—XX вв.;
б) аргументы о влиянии демократического импульса на развитие образования и просвещения; социально-экономических условий развития общества; в) причины развития прикладной науки, ее представители

III

Организация работы по изучению нового материала «Серебряный век российской культуры»: обсуждение социально-политической ситуации в России начала XX в., ее влияния на развитие образования и науки; определение зависимости между некоторыми научными открытиями и потребностями развития страны; религиозно-философский ренессанс; реализм в литературе Серебряного века, декаданс и течения модерна в российской поэзии начала XX в.; театральный эксперимент К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко; обращение к философско-этической проблематике в музыке; обновление жанров, техники живописи, скульптуры

Организуютcя в пары, малые группы или индивидуально для поиска ответа на вопросы и задания учителя в процессе проблемно-поисковой деятельности по изучению нового программного материала

По желанию фиксируются некоторые вопросы и ответы

IV

Организация самостоятельной работы учащихся (индивидуально, в парах) по поиску и отбору объектов для раскрытия темы «Религиозно-философский ренессанс» с помощью возможностей Microsoft Power Point, Microsoft Word, CD продукции

В рамках задания делается акцент на создание презентации с помощью средств Microsoft Power Point, подготовку сообщения с помощью программных средств Microsoft Word, CD продукции. В содержательной части подчеркивается значительный вклад в новую концепцию В. С. Соловьева. В ходе поиска следует продемонстрировать, что идеи были развиты Н. Бердяевым, С. Булгаковым, Д. Мережковским, В. Трубецким, Н. Федотовым, П. Флоренским. Составить сравнительную таблицу взглядов мыслителей с помощью Microsoft Excel

Основные идеи учения В. Соловьева и развитие их другими российскими мыслителями (для их сравнения в тетрадь следует перенести сравнительную таблицу, определив самостоятельно основание для этого)

V

Организация деятельности учащихся (индивидуально, в парах) в процессе изучения вопроса «Литература, театр и музыка» и демонстрации продуктов, созданных с помощью средств Microsoft Power Point, Microsoft Word

Создание презентации, подготовка доклада, сообщений, применяя технические возможности Microsoft Power Point, Microsoft Word, CD продукции, об особенностях реалистического направления, течениях модерна и их представителей и произведений, отражающих специфику того или иного течения. Сведения о писателях, поэтах, композиторах, сценаристах и режиссерах группируются

Отмечаются отличительные особенности развития:
а) литературы;
б) музыки; 
в) театра в эпоху Серебряного века. Указать литературные течения и их представителей, наиболее яркие произведения

VI

Представление характеристик и особенностей архитектуры Серебряного века (стиль модерн) с помощью технических возможностей Microsoft Power Point, Front Page, Microsoft Word, продукции ЭИ

Создание сравнительной таблицы «Псевдорусский стиль середины XIX в. и неоромантизм в архитектуре России» с помощью технических возможностей Microsoft Word, Microsoft Excel

Перенесение содержания таблицы в тетрадь; выделение особенностей развития архитектуры в изучаемый период; наиболее выдающиеся архитекторы и их сооружения

VII

Предоставление условий для поиска и создания демонстрационных материалов о причинах появления новых жанров, тем в живописи посредством интернет-ресурсов, технических возможностей программ Microsoft Power Point, Front Page, Microsoft Word и объектов CD (возможно организовать учебную деловую игру «Мини-конференция» по обмену мнениями в рамках данного вопроса).

Создание с помощью средств Microsoft Power Point, Front Page, Microsoft Word презентации, сайта, сообщения (в том числе и на конференции)

Выделить причины появления новых жанров и тем в живописи; их главные отличительные особенности

VIII

Демонстрация произведений ведущих художников Серебряного века и анализ их художественных особенностей (на основе хронологии) с помощью программных возможностей Microsoft Power Point, Front Page, интернет-ресурсов, CD продукции

Интерактивное сотрудничество по изучению художественного наследия Серебряного века

Характерные особенности произведений художников Серебряного века

IX

Организация, управление и коррекция изучения скульптуры Серебряного века учащимися в процессе самостоятельного поиска и отбора объектов с последующей демонстрацией, экспертизой работ с помощью интернет-ресурсов, программных возможностей Microsoft Power Point, Front Page, объектов CD

Самостоятельный поиск и отбор объектов с помощью интернет-ресурсов, объектов CD для последующей их демонстрации; участие в экспертизе работ одноклассников

Особенности архитектуры Серебряного века. Главные представители и их работы

X

Организация работы учащихся по поиску и оформлению сведений на темы: «Яркие личности эпохи Серебряного века», «Памятники культуры эпохи» с помощью средств Microsoft Power Point, Front Page, Microsoft Word, интернет-ресурсов, объектов CD

Использование информационно-коммуникационных технологий с целью создания презентации, тематического набора объектов электронных изданий, сообщения с компьютерной поддержкой, сайта

Краткое перечисление деятелей культуры и их вклад в развитие культуры Серебряного века; памятники

XI

Создание педагогической ситуации с целью определения учащимися характерных особенностей Серебряного века российской культуры в ходе «мозгового штурма» в группах

Разделение класса на крупные группы и генерирование идей по заданной проблематике. Действие по принципу: чем больше идей, решительнее действия, тем ближе цель «штурма»

Перечень характерных особенностей Серебряного века российской культуры

XII

Организация решения проблемных, развивающих ситуаций и заданий с целью закрепления нового учебного материала с обращением к техническим средствам Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Front Page, Microsoft Word, сети Интернет

Интерактивное взаимодействие учителя и учащихся, между учащимися с целью поиска общепризнанных ответов на вопросы и задания

По желанию фиксируют некоторые вопросы и ответы на них

XIII

Подведение итогов урока на основе рефлексии учащихся

Самоанализ деятельности на уроке

 

XIV

Домашнее задание: § 44 учебника, записи в тетради. Подготовить сценарий с помощью средств Microsoft Power Point, Front Page, Microsoft Word, Microsoft Excel, продукции электронных изданий «Поэзия Серебряного века», в котором примут участие четыре поэта, чьи творчество и жизнь будут оригинально представлены

Уточняют, выясняют непонятные моменты; консультируются с учителем; ищут партнеров

Записывается в тетради содержание задания

Межпредметные связи:

• Мировая художественная культура (МХК): изучение основных тенденций, направлений и течений Серебряного века российской культуры.

• Литература: изучение исторического контекста, достижений литературы Серебряного века российской культуры.

• Философия: изучение и исследование основных идей религиозно-этического направления в русской философии начала XX в.

• Философия истории: рассматривание социокультурных процессов, складывавшихся и получивших импульс к развитию на рубеже XIX—XX вв., как ключ к пониманию современной социокультурной ситуации.

• Обществознание: трансформация общественного сознания, отраженная в произведениях деятелей культуры Серебряного века.

Результатами деятельности учащихся

на уроке можно считать:

Усвоение учащимися знаний:

хронологического периода, ключевых понятий, основных событий, процессов и особенностей возникновения и развития направлений, стилей, течений и жанров художественной культуры и искусства; особенностей исторического пути развития России.

Учащиеся должны продемонстрировать умения:

• Понимать историческую обусловленность явлений и процессов изучаемого периода.

• Осуществлять поиск, отбор, систематизацию и комплексный анализ сформированного блока информации в рамках задачи.

• Сопоставлять, сравнивать различные версии и оценки событий и явлений, личностей и результаты их деятельности.

• Анализировать информацию в разных знаковых системах (текст, карта, схема, аудиовизуальный ряд).

• Устанавливать причинно-следственные связи, противоречия между явлениями.

• Определять собственную позицию по отношению к изучаемому материалу.

• Убедительно аргументировать, доказывать свою точку зрения.

• Устанавливать межпредметные связи, применяя умения в новых ситуациях для решения различного типа заданий, отражающих сформированность соответствующих компетентностей.

• Уметь сотрудничать с учителем, в малой группе, в парах и работать индивидуально, осознавая ответственность за результативность общего дела.

• Целенаправленно совершенствовать умения по использованию интернет-ресурсов, объектов CD, программных средств Microsoft Power Point, Front Page, Microsoft Word, Microsoft Excel с целью поиска необходимой информации, для самосовершенствования и саморазвития.

Домашнее задание: § 44, вопросы и задания к нему, записи в тетради. Подготовить сценарий занятия с помощью средств Microsoft Power Point, Front Page, Microsoft Word, Microsoft Excel, продукции электронных изданий «Поэзия Серебряного века», в котором примут участие четыре поэта, чьи творчество и жизнь будут оригинально представлены.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru