Опережающее задание:
1) подготовить доклад на тему «Плакат — инструмент идеологической борьбы»;
2) разработать проекты: «Создание советской системы образования и воспитания», «Деятели искусства и большевистская власть», «Церковь и большевики».
План изучения нового материала:
1. Причины раскола в отечественной культуре и науке (1917/18—1922 гг.).
2. «Мозги шлифуем рашпилем языка».
3. Неприятие идей большевизма.
4. На платформе советской власти.
5. Новые формы организации в сфере культуры и науки.
6. Усиление государственного контроля.
7. Рождение советской культуры и науки.
8. Культура и наука в условиях тоталитаризма.
9. Деятели отечественной культуры и науки за рубежом.
Данную тему, охватывающую значительные политические, социокультурные процессы, рекомендуется изучать на протяжении трех уроков. Она развивает содержание темы «Россия в изгнании» (§ 15 учебника, уроки 35—36 методического пособия), и поэтому следует обратиться к изученному материалу.
Вопросы «Причины раскола в отечественной культуре и науке (1917/18—1922 гг.)», «Мозги шлифуем рашпилем языка» и «Неприятие идей большевизма» тесно взаимосвязаны. Следует подчеркнуть, что приход к власти большевиков, расколовший общество и повлекший за собой Гражданскую войну, недемократические методы управления обществом, привели не только к политическому, но и к культурному, общенациональному расколу. Эти события во всей своей сложности и многомерности отразились и на культуре, на ее творческих представителях.
Называются задачи культурного строительства в послевоенный период:
1. Осуществление культурной революции — важнейшее условие построения социализма.
2. Создание социалистической культуры.
3. Подъем общего культурного уровня народа.
Организуется представление доклада учащегося «Плакат — инструмент идеологической борьбы».
Предлагается практическая работа с текстом данных пунктов параграфа.
|
Практическая работа |
|
Задание: сгруппировать сведения и заполнить таблицу:
Сторонники и противники новой власти
№ п/п |
События, которые привели к расколу культуры |
Отношение новой власти к своим сторонникам |
Отношение новой власти к своим противникам |
|
|
|
|
Вывод:
Прокомментируйте строки известного поэта.
|
Дополнительный материал |
|
Отрывок из стихотворения Максимилиана Волошина
о терроре (22 ноября 1919 г.)
Усобица Одни восстали из подполий, |
Задание к стихам: укажите события, о которых образно пишет поэт, прокомментируйте данные строки в их историческом контексте.
Изучение вопросов «На платформе советской власти», «Новые формы организации в сфере культуры и науки» и «Усиление государственного контроля» также целесообразно объединить. Организуется работа в группах (класс делится на 4 группы) на основе заданий «Рабочих карт». Задания примерно одинаковые по сложности, поэтому при их раздаче можно использовать жеребьевку.
Задания «Рабочих карт»
1-я группа:
1. Перечислите методы утверждения новой модели культуры. Приведите примеры.
2. Назовите новые организационные формы в области культуры.
3. Сформулируйте главную причину усиления с 1925 г. давления на деятелей культуры.
2-я группа:
1. Укажите причины пристального интереса большевиков к науке в первые годы их власти.
2. Составьте хронологию усиления контроля над культурой. Сделайте выводы.
3-я группа:
1. Поясните, в чем был смысл некоторых временных уступок большевиков в области культуры.
2. Перечислите условия, способствовавшие появлению новых форм организации в области культуры.
4-я группа:
1. Объясните, почему большевики, несмотря на серьезные трудности во всех других сферах, уделяли значительное внимание вопросам развития культуры.
2. Объясните реальные причины критики в адрес творческих союзов.
Защита проектов учащимися:
1. Создание советской системы образования и воспитания.
2. Деятели искусства и большевистская власть.
3. Церковь и большевики.
Вопросы «Рождение советской культуры и науки», «Культура и наука в условиях тоталитаризма» и «Деятели отечественной культуры и науки за рубежом» также целесообразно объединить в общий блок.
Учитель излагает ключевые смысловые идеи, явления, процессы, отражающие направленность содержания данных вопросов. Отмечаются особенности развития культуры и науки в 20—30-е гг.:
• усиление авторитарно-бюрократического стиля руководства партии литературой, искусством, наукой (создаются органы отраслевого управления культурой: Союзкино в 1930 г., Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию в 1933 г., Всесоюзный комитет по делам искусства);
• унификация и регламентация культуры, подчинение ее идеологическим принципам (в 1939 г. было объявлено о завершении культурной революции и ликвидации безграмотности);
• формирование нового, марксистско-ленинского мировоззрения через образование и просвещение;
• придание значимости внешкольному образованию;
• контроль за наукой, борьба с «консерватизмом и аполитичностью» старой научной интеллигенции;
• ориентация науки в основном на утилитарно-производственные нужды страны;
• «освобождение» гуманитарных наук от «буржуазной идеологии» (пострадала наряду с другими экономическая наука; были репрессированы ученые Н. Д. Кондратьев, А. В. Чаянов и др.);
• пересмотр отечественной истории (с 1934 г. возобновлено преподавание курсов истории и географии);
• утверждение в литературе метода социалистического реализма (литература и искусство были подчинены задачам социалистического строительства);
• живопись, архитектура, музыка, театр, кинематограф стали средством утверждения новой идеологии, ценностей, формирования новой культуры и человека.
Затем организуется самостоятельное изучение текста, нацеленное на предстоящую практическую работу. Ей предшествует фронтальная беседа:
? — Объясните, кто подготавливал, обучал новое поколение советской интеллигенции из народа.
— Каков был новый идеал, модель человека, которую большевики стремились сформировать за короткий срок?
— Как вы думаете, на какую возрастную категорию населения была в большей степени ориентирована культурная революция? Аргументируйте свой ответ.
— Вспомните из курса основной школы, какие способы и средства использовала власть, чтобы «бывшие» формировали нового человека согласно определенному идеалу.
Дополнительный материал поможет немного расширить понимание учебного материала.
|
Дополнительный материал |
|
Хронология некоторых событий
В 1918 г. выходит положение ВЦИК «О единой трудовой школе», которое положило начало созданию двухступенчатой школы (1-я ступень — 5-летнее обучение; 2-я ступень создавалась на базе 4—7 классов гимназий и коммерческих училищ).
В 1919 г. были созданы рабфаки — факультеты рабочей молодежи для подготовки к поступлению в вуз.
В 1920 г. создается специальный орган, ведавший всеми сферами духовной культуры, — Агитпроп (Агитационно-пропагандистский отдел ЦК РКП(б)).
В 1921 г. были приняты положения «О высших учебных заведениях РСФСР», ликвидировавшие автономию высшей школы.
В 1922 г. были созданы Главлит и Главрепертком, осуществлявшие цензуру печатных изданий и театральных постановок.
В 1925 г. был принят декрет о введении в РСФСР всеобщего начального образования, рассчитанного на 10 лет.
Из листовки Главлитпросвета Наркомпроса РСФСР
(1922)
За скрытие пашни отдельными крестьянами отвечает все крестьянское общество. Если сельское общество не укажет укрывателей, то вся скрытая пашня будет от него отобрана и передана в государственный земельный фонд на три года. У крестьян этого села будет меньше земли...
Крестьяне! Указывайте, где находится скрытая пашня, кто укрыватель, иначе вам самим придется платить налог за укрывателей, да еще в увеличенном размере. Что ждет укрывателей? Укрывателей пашни ждет суровое наказание до ареста и конфискации имущества... будет отобрана вся скрытая пашня.
Вопросы и задания к «Хронологии...» и «Листовке»:
— Расскажите о последствиях тех событий, которые перечислены в «Хронологии...».
— Почему Главлитпросвет занимался экономическими вопросами?
— В чем проявлялся мобилизационный характер культуры?
|
Практическая работа на основе текста учебника и документов |
Задания:
1. Объясните причины сложных взаимоотношений власти и некоторых писателей, в частности М. А. Булгакова.
2. Дайте оценку положения М. А. Булгакова в СССР в конце 20-х гг. Укажите причины такого положения.
3. На основе каких методов выстраивался механизм контроля над творческой интеллигенцией?
4. Охарактеризуйте российскую эмиграцию первой и второй волны.
|
Дополнительный материал |
|
«Все мои произведения до одного подвергались запрещению»
(из заявления писателя М. А. Булгакова начальнику
Главискусства А. И. Свидерскому) (30 июля 1929 г.)
В этом году исполняется десять лет с тех пор, как я начал заниматься литературой в СССР. За этот срок я ни разу не выезжал за пределы СССР (в Большой Советской Энциклопедии помещено в статье обо мне неверное сведение о том, что я якобы одно время жил в Берлине), написал ряд сатирических повестей, а затем четыре пьесы, из которых три шли при неоднократных цензурных исправлениях, запрещениях их и возобновлениях на сценах государственных театров в Москве, а четвертая — «Бег» — была запрещена в процессе работы над нею в Московском Художественном театре и света не увидела вовсе.
Теперь мне стало известно, что и остальные три к представлению запрещаются.
Я прошу правительство СССР обратить внимание на мое невыносимое положение и разрешить мне выехать вместе с моей женой Любовью Евгеньевной Булгаковой за границу на тот срок, который будет мне нужным.
«Положение Булгакова действительно безвыходное»
(из записки А. И. Свидерского, секретаря ЦК ВКП(б),
А. П. Смирнову) (30 июля 1929 г.)
Я имел продолжительную беседу с Булгаковым. Он производит впечатление человека затравленного и обреченного. Я далее не уверен, что он нервно здоров. Положение его действительно безвыходное. Он, судя по общему впечатлению, хочет работать с нами, но ему не дают и не помогают в этом. При таких условиях удовлетворение его просьбы является справедливым.
В процессе обсуждения ответов выбрать наиболее правильный и полный, заслушать еще раз. Сформулируйте вывод о положении творческой интеллигенции в СССР.
Дискуссия по технике «карусель» |
Вопросы для дискуссии (на выбор):
— Что вдохновляло новое поколение писателей, художников, композиторов — трудности или достижения молодой советской власти?
— Могли ли деятели культуры в 30-е гг. использовать как лозунг фразу: «Кто не с нами, тот против нас! Нет безразличных! Правда — с нами!»?
Домашнее задание: § 45, вопросы и задания к нему.