План изучения нового материала:
1. Внешняя политика России.
2. Россия на пороге XXI в.

Изучение темы осуществляется на двух уроках, учитель делит материал параграфа исходя из реальных возможностей класса.

Приступая к изучению вопроса «Внешняя политика России», учитель отмечает, что ушла в прошлое послевоенная структура мира, ушла в небытие «холодная война», завершилось противостояние между Западом и Востоком, изменилась международная обстановка. Россия стремится приспособить внешнюю политику к новым реалиям. Человечество переходит к новому миропорядку, основу которого составляет существование и взаимодействие двух основных групп стран. Это сравнительно однородный и благополучный мир постиндустриальных государств, концентрирующих основную долю мировых богатств. Существует мир слаборазвитых стран, объединяющий разнородные доиндустриальные и индустриализирующиеся государства. С этой точки зрения вчерашний «третий мир» становится в настоящее время «вторым», внутренне дифференцируясь, охватывая в своих условных границах более 80% населения Земли.
При раскрытии учителем направлений, особенностей внешней политики следует подробнее их комментировать либо обращать учащихся к тексту учебника.
Перечисляются основные внешнеполитические направления политики страны на рубеже веков:
• Определение места страны в мире.
• Выстраивание политической линии сотрудничества с различными странами и международными организациями и объединениями.
• Расширение связей с бывшими республиками СССР в рамках СНГ.
• Защита интересов русскоязычного населения в странах СНГ.
• Равноправное сотрудничество и партнерство в формате «большой восьмерки».
• Налаживание разносторонних связей с Европейским союзом, соседями по Восточной и Центральной Европе.
• Экономическая интеграция в условиях глобализации.
• Расширение двустороннего сотрудничества с США.
• Сотрудничество с НАТО.
• Расширение и углубление отношений со странами Азии, в частности с Китаем.
• Участие в международных проектах по борьбе с терроризмом и наркоторговлей, преступностью, защите окружающей среды, здоровья человечества, повышению качества жизни.
Особенности внешней политики РФ:
• До 1994 г. оставалось много черт, свойственных прежней политике. С 1994 г. характер внешней политики становится все более державным.
• Равноправное партнерство — главный способ отношений между странами.
• Преодоление прежней отчужденности от стран Запада, США.
• Преодоление односторонности отношений с США, характерных для первой половины 90-х гг.
• Стремление найти оптимальную форму взаимодействия со странами СНГ.
• Стремление к сотрудничеству с ЕС, использование его поддержки и опыта.
• Со второй половины 90-х гг. Россия начинает отстаивать свои интересы на международной арене.
• Поддержка и развитие разносторонних традиционных связей с европейскими странами.
• Нормализация и развитие отношений с НАТО.
• Геополитический характер внешней политики.
      

Проблемные вопросы для обсуждения:
      1. Какие направления внешней политики наиболее успешно прорабатываются, на ваш взгляд, в конце 1990-х — начале 2000-х гг.?
      2. А. С. Ахиезер на одном из семинаров клуба «Глобальный мир» отметил: «Глобализация, как известно, процесс, масштабы которого относительны. Она может иметь место как внутри цивилизаций, так и между ними. Современный этап глобализации — это процесс, охватывающий весь мир, который подготовлен к этому предшествующими этапами». Объясните, как Россия, решая внешнеполитические задачи, использует потенциал глобализации.
      3. Что приносит для России ее новый внешнеполитический курс?
      4. В свое время Н. Бердяев писал: «Россия не может определять себя как Восток и противополагать себя Западу. Россия осознает себя и Западом и Востоком, Востоко-Западом, соединителем двух миров». Проведите аналогию с современным внешнеполитическим курсом и прокомментируйте данное изречение.
      5. Объясните, что представляют собой в наше время новые вызовы международной стабильности.
      Лабораторно-практическая работа с картами:
      1. Рассмотрите карту «Изменение границ в Европе в XX в.» на с. 250—251 учебника. Сравнив территории государств, определите, какие из них претерпели радикальные территориальные изменения границ. Составьте список с учетом значительности изменений границ.
      2. Докажите с помощью информации карты, что главной тенденцией мирового развития в XX в. является рост многообразия в жизни народов, усложнение структуры связей на международной арене.
      3. Докажите (с помощью информации карты), что к 2002 г. оформилась модель мира, где ведущие государства связаны общим интересом, формируют единое экономическое пространство.
      4. В какие годы наблюдался наивысший интерес к ЕС? Объясните, почему это происходило.
      5. Изучив карту, установите, границы каких из европейских государств были в наименьшей степени изменены.
      Рассмотрение вопроса «Россия на пороге XXI в.» следует начать с вводного слова учителя. Следует подчеркнуть, что победа В. В. Путина на президентских выборах в марте 2000 г. привела к восстановлению контроля над государственным аппаратом, который был ослаблен за период болезни Б. Н. Ельцина. Он продолжил курс модернизации, охватившей все основные направления внутриполитической жизни страны. Это несколько успокоило общество, стабилизировало ситуацию.

 


Практическая работа


      Предлагается выполнить практическую работу на основе изучения текста учебника и вопросов № 5, 6 к параграфу. Для выполнения работы класс делится на 4 группы. Дублирование вопросов у двух групп позволит сравнить ответы, точки зрения и выбрать наиболее правильный ответ в процессе обсуждения. Наряду с данными вопросами находятся ответы на следующие (по карте):
      1. Рассмотрите карту «Российская Федерация» (с. 256—257, учебник) и определите принцип деления территории Российской Федерации на федеральные округа. Обоснуйте его целесообразность.
      2. Перечислите страны, с которыми Российская Федерация имеет общую границу.
      Далее организуется обсуждение документов (фронтально):
      1) № 24. «Из бесед В. В. Путина с журналистами о возможных поправках в Конституции в отношении полномочий Президента», тема VIII. Документы и справочные материалы, с. 315;
      2) № 25. «Из послания Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию», тема VIII. Документы и справочные материалы.
      Вопросы на закрепление и понимание:
      1. Назовите основные направления политического курса В. В. Путина.
      2. Объясните, с какой целью были предприняты реформы по усилению роли федерального Центра.
      3. Поясните, что сделало возможным принятие новой государственной символики.
      4. Опираясь на собственные знания, расскажите, насколько продвинулась реформа армии и судебной системы.
    5. Россия во многом решала свои проблемы за счет высоких цен на энергоносители. Объясните, каким образом данная сфера сможет заменить главный традиционный источник доходов страны. Что в первую очередь необходимо предпринять, на ваш взгляд? (Назовите не менее трех мер.)
    6. Докажите, что процесс постепенного укоренения западных форм жизни в российской реальности идет повсеместно вопреки некоторому сопротивлению.

 


   «Мозговой штурм» в группах (и нескольких парах)

      ? — Объясните, почему к концу XX в. западные ценности, как, например, демократия, свобода, собственность, права человека и др., превратились в неотъемлемую составную часть российской традиции.
      Учитель предлагает учащимся сделать вывод по теме урока.
      Домашнее задание: § 43, вопросы и задания к нему. Составьте список ведущих политиков страны (с вашей позиции) и проведите мониторинг их рейтинга среди вашего ближайшего окружения.

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика