Опережающее задание: разработать проект на тему «Современные тенденции развития и задачи СНГ».
Учителю предлагаются перечень вопросов и два документа для обсуждения. Наряду с этим, в зависимости от профиля класса, можно предложить тесты, «мозговой штурм» одного-двух вопросов.
Защита проекта «Современные тенденции развития и задачи СНГ».

Совместная работа над вопросами:
    1. Охарактеризуйте изменения в национальной политике в нашей стране в XX в. от Российской империи до независимости Российской Федерации.
    2. Есть ли общее в национальной политике правительств времен Российской империи, Советского государства и нынешней демократической России?
      3. В чем состоят принципиальные различия в национальной политике на трех этапах развития нашей страны в XX в.?
      4. В каких из бывших советских республик практически нет гонений и дискриминации русскоязычного населения?
      5. Должна ли Российская Федерация защищать права русскоязычного населения республик ближнего зарубежья, даже если их представители не являются гражданами России?
      6. С учетом размеров территории России нам нужно не мeнее 300 млн человек, для того чтобы нормально эксплуатировать 1/7 часть суши. Сейчас население страны около 145 млн человек. Между тем в ближнем зарубежье проживают 25 млн только русских, не говоря уже о русскоязычном населении. Необходимо ли в сегодняшней России иметь действенную и работающую программу приема эмигрантов из ближнего зарубежья — обеспечить их жильем, трудоустроить, решить вопросы получения российского гражданства и т. п.? Свое мнение обоснуйте.
      7. Выскажите свое отношение к движению скинхедов, широко распространившемуся в последние годы на территории России.
    8. Русификация и обязанность всех граждан России, независимо от национальности, говорить на государственном языке — это одно и то же?
    9. Сравните национальную политику современной России с национальной политикой федеративных государств — США, Канады, ФРГ (с одной страной по вашему выбору или со всеми вместе).
      10. Дайте свой прогноз развития межнациональных отношений в России и республиках СНГ на ближайшие 10—30 лет.


Дополнительный материал


Российский историк В. И. Козлов 
о национальной политике советской власти

      В течение многих десятилетий советской власти, по существу до середины 80-х гг., развитие националистических и национал-сепаратистских тенденций сдерживалось как пропагандой интернационализма и репрессиями против открытого национализма, так и действием интеграционных сил в экономике, сложившегося в стране в основном еще до 1917 г. и упрочившегося за годы советской власти единого хозяйственного механизма, в котором республиканские границы не имели разделительного значения. Ярким показателем межнациональной интеграции был рост числа национально-смешанных семей с 5,2 млн в 1959 г. до 9,9 млн в 1979 г., что составило около 15% от общего числа семей в стране. Вместе с тем в условиях авторитаризма к концу 70-х гг. некоторые союзные республики (особенно в Средней Азии) стали превращаться в своего рода удельные княжества во главе с властительными первыми секретарями республиканских компартий. Стал усиливаться местный «наступательный» национализм. Без учета интересов национальных меньшинств, исторически сложившейся роли русского языка как языка межнационального общения в Грузии в 1977 г., а затем в других республиках Закавказья были приняты законы, придававшие языкам «титульных» национальностей статус «государственных», что привело, например, в Грузии уже в 1979 г. к массовым волнениям среди абхазов. И как только в период «перестройки» пропаганда интернационализма резко сократилась, репрессии в связи с демократизацией общества ослабли, а единый хозяйственный организм был подавлен постановлением о внедрении принципов регионального хозрасчета, судьба Советского Союза была предрешена. Экономические неудачи «перестройки», снижение жизненного уровня советских граждан, в чем республиканские националисты стали обвинять инонациональные группы, имели также важное деструктивное значение.

Заведующий отделом
национальных отношений ЦК КПСС В. А. Михайлов 
о национальных конфликтах в Средней Азии
(Известия ЦК КПСС. — 1990. — № 10)

      Вспомним конфликт в Ошской области Киргизской ССР, который произошел летом этого (1990. ) года. Конфликт между частью киргизского и узбекского населения, сопровождавшийся жестокостью и вандализмом, приведший к многочисленным человеческим жертвам среди узбекских жителей. Формальным толчком для кровопролитного конфликта послужило решение Ошского облисполкома о придании законности захвату земель под жилищное строительство лицами киргизской национальности на территории колхозов, где живут преимущественно узбеки.
      Что же стояло в действительности за этим конфликтом? Анализ показывает, что земельный спор — лишь повод, последний клапан для выброса социального взрыва. Копился он годами. Неудовлетворенность среди большей части населения назревала во многом независимо от национальности. По основным показателям благосостояния уровень жизни в области значительно ниже среднереспубликанского: самая низкая среднемесячная зарплата, четверть трудоспособных (а на селе 35%) не занята в общественном производстве, проще говоря, — безработные. И это преимущественно городская молодежь. Большие перекосы в сторону той или другой национальности допущены в кадровых вопросах, особенно в руководящем ядре, правоохранительных органах, торговле, общественном питании, службе быта, на транспорте. На этой почве возникали и ранее межнациональные ссоры, но они скрывались.
      Вопросы и задания к документам:
      1. В чем вы видите принципиальные изменения в национальной политике советской власти от момента ее установления до распада СССР?
      2. К чему привело национально-государственное размежевание, проведенное на территории нашей страны в 1920—1930-е гг.?
      3. Корректно ли утверждать, что советская власть фактически продолжала дореволюционную политику русификации?
      4. Можно ли насильно создавать национально-территориальные образования, как это было сделано с еврейским народом?
      5. Реальны ли были обвинения в измене в адрес целых народов в ходе Великой Отечественной войны?
      6. Разве не было предателей в годы войны с фашистами из числа русских, украинцев, белорусов? Почему же тогда не выселили эти народы хотя бы с территорий, находившихся под временной немецкой оккупацией?
      7. Каково положение детей от многомиллионных смешанных браков?
      8. Почему с началом перестройки в СССР ослабла пропаганда интернационализма?
      9. Как вы понимаете интернационализм в настоящее время, в сегодняшней России?
      Домашнее задание: используя материалы прессы, подготовьте сообщение (либо напишите сочинение): «Проблемы русскоязычного населения в странах Прибалтики, Закавказья, Средней Азии».

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика