Опережающее задание: подготовить сообщение «Возникновение и развитие идей социал-демократии в России».

План изучения нового материала:
1. Украина в дореволюционное время.
2. Центральная рада Украины.
3. Украина в советское время.

4. Белоруссия до 1917 г.
5. Белоруссия в 1917 г.
6. Советская Белоруссия.
7. Народы Прибалтики в составе Российской империи.
8. Балтия в 1917—1940 гг.
9. Республики Прибалтики в составе СССР.
10. Закавказье до 1917 г.
11. Закавказье в 1917—1922 гг.
12. Закавказье в годы советской власти.
13. Средняя Азия до 1917 г.
14. Средняя Азия в 1917—1922 гг.
15. Средняя Азия в составе СССР.

Содержание последних двух (парных) параграфов достаточно объемно. Целесообразно в профильном классе разделить его на 4—5 частей, которые изучаются в рамках четырех уроков.
Изучение вопросов «Украина в дореволюционное время», «Центральная рада Украины» и «Украина в советское время» целесообразно построить на основе проблемной лекции учителя и сравнительного анализа текстов из украинских учебников. Учителю следует подчеркнуть, что на волне стремления к независимости в Украине в одной из первых образуются революционные партии. Будущее Украины виделось ими по-разному. Однако большинство из них видели свою родину независимым государством. Поэтому с падением самодержавия в России социалисты-федералисты, воспользовавшись сложной ситуацией, установили власть Центральной рады во главе с М. С. Грушевским и В. К. Винниченко. Целью Украинской Центральной рады было создание федерации национально-государственных субъектов с однородным центральным социалистическим правительством. Эта борьба продолжалась с октября 1917 г. по январь 1918 г. Разногласия приостановили процесс неконтролируемого объявления независимости, было решено отложить этот вопрос до созыва Учредительного собрания. Временное правительство в Петрограде признало Центральную раду. В сентябре 1917 г. на одном из съездов в Киеве, выступая за федеративное устройство Украины, М. С. Грушевский утверждал, что в скором времени наступит федерализация европейцев и возможно создание всемирной федерации. При этом С. Петлюра говорил о невозможности полного территориального размежевания народов России. Большевистский переворот не был признан Радой. Однако дальнейший путь развития Украины и России оказался общим.
      Далее учитель предлагает лабораторную работу в рамках изучения данных вопросов.


Лабораторная работа


      Выделить этапы и ключевые события, отражающие развитие Украины в составе России, СССР с конца XIX в. по 90-е гг. XX в.
      Наряду с текстом учебника рекомендуется использовать материалы из учебника В. И. Семененко, П. А. Радченко «История Украины с древнейших времен и до наших дней» (2003):
      а) «К концу марта немецкое и австро-венгерское командование, дипломаты убедились в бессилии Рады и бесперспективности сотрудничества с ней... 23 апреля был подписан хозяйственный договор между УНР, Австро-Венгрией и Германией, судьба Центральной рады была решена. После встречи германских военных и дипломатов с П. Скоропадским и делегацией «Украинской народной громады»... император Вильгельм II 26 апреля дал согласие на замену правительства УНР».
      б) «В ходе реорганизации системы просвещения появились новые учебники, фальсифицирующие историю Украины. В частности, Б. Хмельницкого называли провокатором, предателем украинского народа. С 1938 г. преподавание русского языка ввели во всех украинских школах со 2 класса. Однако сеть школ с украинским языком осталась, потому что все они были советизированы... Показательно, что с апреля 1940 г. русский язык в украинских школах стали изучать с 4, а не со 2 класса».
      в) «Чтобы поскорее втянуть СССР в войну с Польшей, германскому послу в Москве было поручено посетить 15 сентября 1939 г. советское руководство. На встрече Ф. В. фон Шуленбург передал инструкцию из Берлина: если советские войска не вступят в ближайшее время в Польшу, там будут формироваться под патронажем Германии новые государства».
      г) «1 декабря 1991 г. подавляющее большинство граждан (90,3%), участвовавших в референдуме, поддержали Акт о независимости Украины (даже в Крыму за него высказались 54,1%). 7—8 декабря в Беловежской Пуще президент Украины Л. М. Кравчук, России Б. Н. Ельцин и председатель Верховного Совета Беларуси С. С. Шушкевич заявили: СССР прекращает свое существование, а для сотрудничества самостоятельных держав создается Союз Независимых Государств (СНГ)».
      Вопросы «Белоруссия до 1917 г.», «Белоруссия в 1917 г.» и «Советская Белоруссия» целесообразно также изучить в процессе практической работы с текстом учебника. Рекомендуется предложить учащимся систематизировать сведения об истории Белоруссии в составе России, СССР с помощью следующей таблицы:

Белоруссия в составе России и СССР

Период

Политическое положение

Общественно-политические организации и партии

Цели и задачи организаций и партий

Территориальные изменения

До 1917 г.

 

 

 

 

1917 г.

 

 

 

 

1918—1940 гг.

 

 

 

 

В годы Великой Отечественной войны

 

 

 

 

50—80-е гг.

 

 

 

 

90-е гг.

 

 

 

 

      Вывод: 
      Изучение вопросов «Народы Прибалтики в составе Российской империи», «Балтия в 1917—1949 гг.» и «Республики Прибалтики в составе СССР» рекомендуется организовать на основе лабораторно-практической работы с таблицей:

Сравнительный анализ развития стран Прибалтики
в конце XIX—XX в.

Основа для анализа

Прибалтика в составе Российской империи

Балтия в 1917—1940 гг.

Республики Прибалтики в составе СССР

Сохранение
национальной
идентификации

 

 

 

Характеристика экономического положения

 

 

 

Политическое устройство

 

 

 

Влияние войны

 

 

 

Борьба за независимость

 

 

 

      Вывод: 
      В выводе следует отметить общие и отличительные черты развития народов Прибалтики в разные периоды их существования.
      Наряду с работой над таблицей целесообразно обсудить некоторые сведения из следующей статьи.


Дополнительный материал


В. Ю. Венедиктов. «Остзейский вопрос в русской 
общественной жизни второй половины XIX века»

      Прибалтийские губернии (Курляндская, Лифляндская и Эстляндская) во многих отношениях занимали особое место среди остальных губерний имперской России. К концу XIX в. Прибалтика выдвинулась по промышленному развитию на одно из первых мест среди окраин России. В Прибалтике господствующие сословия (дворянство и верхушка буржуазии, бюргерство) принадлежали в основном к немецкой национальности. Значительное влияние в Прибалтике имели остзейские бароны — немцы. Центральная правительственная власть Российской империи не была полновластным хозяином Прибалтики: здесь господствовали немецкий язык, лютеранство, особый свод законов, особое судопроизводство, особая система управления — все это объединялось в институте так называемого «особого остзейского режима» в крае, отдаленном от системы общероссийской государственности. Остзейцы были заинтересованы в сохранении основ существующего в Прибалтике порядка, боялись преобразований, проводимых не по их инициативе. Для всей русской общественности толчком к защите государственных интересов на окраинах явились реформы в России 1860-х гг. Русская общественность в большинстве своем требовала русификации Прибалтики, введения здесь российских законов. Немцы, в свою очередь, стали более активно защищать свои привилегии от возможных посягательств правительства. Эсты и латыши в этих условиях возлагали надежды в проведении реформ у себя, в частности земельной. Правительство, учитывая стремление каждой из трех сторон, излагает свой взгляд на положение в Прибалтике. «Балтийский вопрос с правительственной точки зрения» — официальная записка, составленная в 1870—1871 гг., подводит итог правительственной политике в Остзейском крае в 1860-е гг., а также намечает программу действий на будущее.
      Остзейский вопрос, как и польский вопрос, финский или кавказский, был для России вопрос времени.
      Вопросы для обсуждения:
      1. Каковы были место, роль остзейских (прибалтийских) народов в обществе, культуре, экономике Российской империи?
      2. Перечислите упущения правительства в отношении политики в Прибалтике.
      3. Предположите, какие меры следовало бы предпринять российскому правительству в первую очередь.
      Вопросы «Закавказье до 1917 г.», «Закавказье в 1917—1922 гг.», «Закавказье в годы советской власти», «Средняя Азия до 1917 г.», «Средняя Азия в 1917—1922 гг.» и «Средняя Азия в составе СССР» целесообразно изучить в ходе школьной лекции, выделив для этого отдельный урок. Вся история Российского государства связана с освоением новых территорий. России пришлось завоевывать Кавказ и Среднюю Азию. Грузия вошла в состав Российской империи добровольно. С целью освобождения единоверцев была присоединена Армения. Для создания удобных и спокойных границ с Ираном Россия присоединила Азербайджан. Следует учесть, что Грузия и Армения были осколками Византии, преемницей которой стала Россия. Однако туркмены, узбеки, таджики и крымские татары были частью мусульманского мира.
      В ходе лекции следует обратить внимание на завершение процесса оформления границ Российской империи к 70-м гг. XIX в. Частью этого процесса было индустриальное освоение Закавказья и присоединение территорий Средней Азии. Следует проследить этапы и события, отражающие вовлечение данных регионов России, СССР в индустриализацию страны в целом. Каковы были ее последствия для этих регионов?
      Рекомендуется также напомнить, что Содружество Независимых Государств (СНГ) в настоящее время охватывает 12 членов — бывших союзных республик. Со временем стали возникать новые объединения. Например, в так называемую «Шанхайскую шестерку» входят Россия, Китай и бывшие союзные республики — Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан.
      В процессе лекции с учащимися следует обсудить вопросы:
      1. Укажите, какие цели и интересы преследовали Российская империя, а затем СССР в Закавказье.
      2. В чем заключалось стратегическое значение Закавказья для имперской России, СССР?
      3. Какие процессы, на ваш взгляд, стали решающими для развития данного региона?
      4. Сформулируйте основные принципы политики имперской России в Среднеазиатском регионе.
      5. Перечислите особенности развития Средней Азии в период революций 1917 г. и Гражданской войны.
      6. Докажите, что республики Средней Азии за советский период совершили значительный экономический рывок в своем развитии.
      7. Объясните, в чем была взаимная выгода от союза для Среднеазиатских республик и СССР.
      8. Укажите, в чем различие политики СССР в отношении республик Прибалтики, Средней Азии, Украины и Белоруссии.
      9. В чем прослеживается сходство методов империалистической России и СССР?
      В ходе лекции целесообразно обратиться к содержанию приведенного документа и обсудить его значение.

О. П. Жалменова. О русском мусульманстве

      Осознание российскими мусульманами своей языковой и конфессиональной общности (пантюркизм и панисламизм) последней трети XIX — начала XX в. сочеталось с ростом их интереса к России и русскому языку. В августе 1905 г. сторонники пробуждения национального самосознания мусульманских народов из Поволжья, Закавказья и Степного края создали Мусульманский союз, потребовавший уравнения своих народов во всех политических, гражданских и религиозных правах. Съезд мусульман, состоявшийся год спустя в Нижнем Новгороде, выдвинул план культурно-конфессиональной автономии. Культурно-реформаторская инициатива российских мусульман, предполагавшая радикальный пересмотр всей модели мусульманского общества и ценностей среднеазиатской культуры, получила название «джадидизм». По сути, в условиях Средней Азии это был мусульманский модернизм, влияние которого власти непременно должны были учитывать. Российские власти считали, что рост панисламизма угрожал стабильности империи и мог вызвать вспышку мусульманского фанатизма. Но, осознавая это, весной 1905 г. Комитет министров уклонился от решения назревших проблем мусульманской политики, переложив их на Особое совещание по веротерпимости, во главе которого был поставлен один из реакционных лидеров граф А. П. Игнатьев. Совещание, однако, не приняло каких-либо решений. Сама же политика невмешательства в религиозную жизнь Туркестана, провозглашенная еще Кауфманом, по-прежнему проводилась в жизнь. Указы о свободе вероисповеданий от 12 декабря 1904 г., 17 апреля 1905 г. и Манифест от 17 октября 1905 г. в целом несколько изменили ситуацию: оказалось весьма сложно применять к мусульманам Туркестанского края какие-либо особые, стесняющие их свободу, правила. Некоторые идеи, выдвигавшиеся в ходе совещаний, связаны с именем П. А. Столыпина, который почти сразу после прихода на пост Председателя Совета министров был намерен провести расширение «религиозных свобод» при сохранении главных интересов православного государства. Однако это намерение не было реализовано. Подобные совещания стали постоянной практикой. Чтобы разобраться в проблеме, глава правительства предложил ряд мер, в числе которых было издание специального солидного и авторитетного журнала, целью которого должны были стать подробное и беспристрастное изучение фактов, публикация различных сведений о действительной жизни мусульман. Журнал «Мир ислама» возглавил В. В. Бартольд (1869—1930 гг., глава отечественной школы среднеазиатоведения, прогрессивно настроенный ученый-востоковед с мировым именем). По его убеждению, издание журнала должно было послужить стимулом для изучения региона, на его страницах должны были вестись научные дискуссии и свободно высказываться различные мнения. В одной из статей В. В. Бартольд высказал мнение о том, что для населения областей, вошедших в состав России, знание русского языка и русской научной литературы было непременным условием для изучения своего родного края и его прошлого. Неугодный ученый был отстранен от должности главного редактора журнала «Мир ислама».
      Вопросы для обсуждения:
      1. Отметьте эффективные меры правительства в решении межнационального вопроса на территории Средней Азии.
      2. Почему охранительный характер политики графа А. П. Игнатьева, а затем и П. А. Столыпина не принес результатов?
      3. Объясните, почему игнорирование вопросов культуры, духовной жизни, как правило, оборачивается политическими проблемами.
      4. Какую роль сыграла Россия в пробуждении национального самосознания мусульманских народов на своей территории?

 


Дискуссия (техника «Аквариум»)


      Вопросы для дискуссии (на выбор):
      1. Имперская Россия — это «тюрьма народов» или трамплин в современное цивилизационное пространство?
      2. Почему на бывшем пространстве Российской империи, СССР появляются новые надгосударственные объединения экономического, культурного типов? Можно ли расценивать это явление как признак нового этапа интеграции либо это следствие глобализации?
      3. Согласны ли вы, что культура имперской России, СССР создавалась народами, входящими в состав их государственности?
      Домашнее задание: § 38—40, вопросы и задания к нему. Подготовиться к повторительно-обобщающему уроку.

© 2023 Тетрадкин Град
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru