Опережающее задание: разработать проекты на темы: «Почему не расцвела «Пражская весна»?», «Хельсинки-75 — две стороны одной победы советской дипломатии», «Доктрина Брежнева» = политике «большой дубинки» США?», «Афганистан — предотвращение угрозы или «игра мускулами»?».

План изучения нового материала:
1. «Первая разрядка».
2. Новое обострение международной обстановки. События в Венгрии.
3. Конфликт на Ближнем Востоке.
4. Карибский кризис.
5. Новое обострение вокруг Берлина.
6. Вторжение в Чехословакию.
7. Начало разрядки. «Новая восточная политика ФРГ».
8. Хельсинкский Заключительный Акт.
9. Соперничество сверхдержав в «третьем мире».
10. Ухудшение советско-китайских отношений.
11. Война в Афганистане.

Событийный, хронологический материал данного параграфа довольно объемен, сложен и разнообразен. Однако в общих чертах он известен учащимся, что несколько облегчает задачу учителя. Материал параграфа изучается на двух уроках. В соответствии с подготовленностью класса, его спецификой, профилем учитель самостоятельно определяет объем изучения вопросов на этих уроках.
      Вопросы «Первая разрядка», «Новое обострение международной обстановки. События в Венгрии» и «Конфликт на Ближнем Востоке» рекомендуется изучить с помощью учебной деловой игры. Здесь следует обратить внимание на то, что в Венгрии, а затем в Чехословакии была сделана попытка реализовать так называемый «коммунистический реформизм».


   Учебная деловая игра «Конференция» (методику игры см. в уроках 71—72)

      Задача: в процессе самостоятельной работы группам подготовить выступление по одному из трех первых вопросов урока и принять активное участие в конференции на тему «Первые циклы «холодной войны».
      Организационный момент: класс делится на 4 группы. В каждой группе выбирается докладчик, а другие члены данной группы вместе с ним подготавливают материал для выступления (каждый член группы записывает примеры, основные положения на отдельной карточке небольшого размера. Затем карточки систематизируются, указывается их очередность, для того чтобы докладчику было удобнее ими пользоваться). Возможны содокладчики. Выбираются также председатель конференции (ведущий), рецензенты. Продолжительность подготовки выступления 7 мин. Регламент выступления 2—3 мин. Учитель знакомит учащихся с планом конференции, напоминает о значимости сотрудничества для достижения эффективного результата.
      План конференции:
      I. Вводное слово учителя и инструкция по организации работы.
      II. Самостоятельное изучение в группах.
      III. Выступления докладчиков и рецензентов.
      IV. Подведение итогов конференции.
      I. Вводное слово учителя и инструкция по организации работы. Учитель отмечает: начальный этап «холодной войны» постепенно сменился усиливающейся конфронтацией между СССР и США и сторонниками их политики. «Холодная война» в своем развитии делится на определенные циклы (этапы), проявляющиеся, как правило, в чередовании кризисов и последующей разрядке международной напряженности. Сегодняшний урок посвящен событиям, которые в итоге привели к военно-стратегическому паритету двух сверхдержав. Сформировавшаяся к середине 50-х гг. система международных отношений существовала около 40 лет и определяла смысл и особенности взаимоотношений между странами мира.
      Предлагается вспомнить и назвать этапы «холодной войны», изученные в курсе всеобщей истории. При затруднении учитель активизирует знания учащихся и напоминает: I этап: 1956—1969 гг.; II этап: начало 70-х — 1977 г.; III этап: конец 70-х —конец 80-х гг.
      Затем слово передается председателю настоящей конференции.
      II. Самостоятельная работа учащихся в группах по выявлению основных направлений, событий и их значения для последующего развития отношений между странами.
      III. Выступления докладчиков (содокладчиков), рецензентов. Один из членов каждой следующей группы берет на себя функции рецензента предыдущего выступления. Присутствующие на конференции активно участвуют в обсуждении событий и процессов первого этапа «холодной войны», задают вопросы докладчику и членам его группы. Группы получают от учителя «Листок оценки» (см. уроки 71—72), который они заполняют по ходу конференции. С помощью данного «Листка оценки» определяется лучший докладчик, содокладчик, рецензент и самый активный участник конференции.
      IV. Подведение итогов конференции. Итоги подводит председатель. Он высказывает личное мнение о значимости обсуждаемых на конференции вопросов, извещает о результатах, следующих из оценочного листка. (Общая картина выступлений на конференции с помощью «Листка оценки» выявляется председателем и двумя-тремя учащимися по завершении докладов и обсуждения. Данные сводятся вместе, по графам, чтобы определить лучших из лучших.)
      Вопросы «Карибский кризис», «Новое обострение вокруг Берлина» и «Вторжение в Чехословакию» целесообразно изучить с помощью практической работы с текстом учебника и дополнительным материалом.
      Прежде чем учащиеся приступят к работе, для понимания ими изучаемых событий целесообразно подчеркнуть, что, придя к власти, брежневское окружение определило для себя три главные задачи:
      1. Устранить угрозу распада социалистического лагеря и сплотить его в политическом, военном и экономическом плане.
      2. Нормализовать отношения между Востоком и Западом («сосуществование в сотрудничестве»).
      3. Проводить последовательную политику поддержки прогрессивных движений и режимов во всем мире.


Практическая работа на основе учебника


      Класс делится на 4 группы, каждая из которых получает «Рабочую карту» с заданиями. Продолжительность работы 10 мин.
      Задания и вопросы «Рабочей карты»
      1-я группа:
      1. Объясните, почему Карибский кризис вошел в историю как самый острый международный кризис.
      2. Из курса всеобщей истории вспомните (используя также текст изучаемого параграфа учебника по отечественной истории) и изложите суть доктрины «реального социализма» Брежнева.
      2-я группа:
      1. Определите, почему Берлин таил в себе постоянный очаг конфликта между сверхдержавами.
      2. Перечислите причины недовольства населения режимом в ГДР (Берлин) и ЧССР.
      3-я группа:
      1. В чем оказался реакционным курс Л. И. Брежнева по отношению к странам социализма, в частности к Чехословакии?
      2. Объясните значение понятия «достижение военно-стратегического паритета» и обозначьте факторы, которые этому способствовали.
      4-я группа:
      1. Поясните, какие действия СССР разочаровали представителей коммунистического движения, повлекли разногласия и кризис в нем.
      2. Сформулируйте свою позицию в отношении действий Кубы, США, СССР в 1961—1962 гг.
      По окончании работы в группах организуется обсуждение результатов.
      Изучение учебного материала пунктов «Начало разрядки. «Новая восточная политика ФРГ» и «Хельсинкский Заключительный Акт» строится учителем на основе интегрирования соответствующего содержания по курсу всеобщей истории и материала учебника под редакцией А. О. Чубарьяна. Учителю важно обратить внимание на изменения в социально-экономической сфере государств, после чего подойти к изменению отношений СССР и ФРГ, появлению Хельсинкского Заключительного Акта. Уместным будет упоминание о проведении в Москве Всемирного конгресса за всеобщее разоружение и мир 9—14 июля 1962 г.
      Пожалуй, в этой части урока наиболее оптимальным будет организовать защиту проектов, предложенных в рамках опережающего задания.
      Защита проектов на темы: «Почему не расцвела «Пражская весна»?», «Хельсинки-75 — две стороны одной победы советской дипломатии», «Доктрина Брежнева» = политике «большой дубинки» США?». Темы носят дискуссионный характер и поэтому могут быть преобразованы в основу для «мозгового штурма», дискуссии.
      В ходе изучения вопросов «Соперничество сверхдержав в «третьем мире», «Ухудшение советско-китайских отношений» и «Война в Афганистане», которые целесообразно также изучать интегрированно с соответствующими темами курса всеобщей истории, следует обратить внимание на бурные темпы деколонизации в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Важно отметить, что в результате деколонизации возникло несколько десятков новых государств «третьего мира», во многом разных по уровню развития и цивилизационным особенностям. Развитие стран шло по двум путям (учитель называет их). Вовлечение стран «третьего мира» в современные интеграционные процессы было неизбежным, поскольку их изоляция в мире, который стал взаимосвязанным, была невозможна. Каждая из сверхдержав стремилась заполучить вновь образовавшиеся государства в свою орбиту интересов, зачастую используя их внутренние проблемы и трудности. Это обусловило соперничество СССР и США и в этих регионах мира.
      Совершенно иначе складывались отношения с КНР: подписание договора о дружбе, сотрудничестве с КНР в 1950 г., последующее ухудшение отношений после критики культа личности Сталина к началу 60-х гг. нарастало.
      Основные события, свидетельствовавшие о нарастающем ухудшении отношений между СССР и КНР: в апреле 1962 г. были зафиксированы первые инциденты на советско-китайской границе; в марте 1963 г. Китаем выдвинуто требование о пересмотре границ; предъявлен список обвинений из 25 пунктов в адрес советской политики; высланы китайские дипломаты из Москвы с формулировкой «за антисоветскую пропаганду». 
      Вопросы для обсуждения: 
      1. В чем проявляется геополитический характер интересов СССР в отношении стран «третьего мира»?
      2. Почему принципы демократии, суверенитета, национальной идентичности по отношению к странам «третьего мира» часто игнорировались сверхдержавами, которые декларировали это по окончании Второй мировой войны?
      3. Объясните, в чем привлекательность капиталистического или социалистического пути развития для стран «третьего мира».
      4. Попытайтесь сформулировать, в чем суть новизны китайского опыта в развитии марксистско-ленинской теории (с учетом тех исторических событий, которые произошли в 50-е гг.).
      5. Почему для СССР, России весьма значимо состояние отношений с Китаем?
      Целесообразно предложить учащимся самостоятельно изучить вопрос «Война в Афганистане» по плану: 1. Причины формирования последнего этапа «холодной войны». 2. Участие СССР в гражданской войне в Афганистане. 3. Результаты усиления противоречий между СССР и США.


Сообщение учащегося


Афганская война. 27 декабря 1979 г. — 15 февраля 1989 г.

      Афганистан конца 70-х гг. XX в. представлял собой страну с суровым феодальным режимом, раздираемую племенными распрями. Около 3 млн афганцев вели кочевой образ жизни. Основная масса населения была неграмотна, промышленность отсутствовала. Исповедовался ислам, причем в наиболее консервативных формах. Ко всему прочему страна многоязычная и разноплеменная. Консерватизм властей препятствовал возникновению демократического движения. Однако оппозиция росла и крепла. Главную организующую роль в формировании оппозиции играла интеллигенция, образовавшая Народно-демократическую партию Афганистана (НДПА). Ее возглавили Hyp Мухаммед Тараки, Бабрак Кармаль. Вскоре из-за разногласий Кармаль сформировал фракцию «Парчам» («Знамя»), а сторонники Тараки образовали свою — «Хальк» («Народ»). Халькисты — выходцы из малообеспеченных слоев общества, парчамисты — выходцы из имущих слоев общества, преимущественно горожане. По существу, это были разные партии, хотя обе именовали себя НДПА. Именно они и сыграют главную роль в афганской революции.
      В 1973 г. произошел переворот и к власти пришел генерал Мухаммед Дауд (член королевской семьи), провозгласивший Афганистан республикой. Король Закир Шах спешно покинул страну. Провокационное убийство одного из видных деятелей НДПА толкнуло Дауда на репрессии против всей партии. Действия Дауда спровоцировали выступление всех оппозиционных сил 27 апреля 1978 г. Этот день вошел в историю как начало Саурской революции в Афганистане. Дауд был убит в перестрелке. Президентом республики 27 апреля стал коммунист Hyp Мухаммед Тараки. Была провозглашена диктатура пролетариата в стране, где нет пролетариата. Вместе со своим премьер-министром Хафизуллой Амином, придерживавшимся экстремистских взглядов, Тараки сразу начал целую серию радикальных реформ, и прежде всего насильственное перераспределение земли и кампанию по ликвидации неграмотности. Все это вызвало недовольство фундаменталистского духовенства и крупных землевладельцев. При поддержке Пакистана, Китая, Ирана и ЦРУ они стали оказывать сопротивление Тараки и Амину. Находясь в безвыходном положении, 5 декабря 1978 г. Тараки заключил договор о дружбе и помощи с Советским Союзом. По просьбе афганского руководства из СССР срочно командировали различных специалистов для работы в качестве советников в министерствах и ведомствах Афганистана.
      Многие афганские руководители, передоверив дела советникам, сосредоточились на борьбе за власть. Постепенно разгорается противостояние Тараки и Амина. В СССР предполагали, что Амин попробует войти в контакт с Пакистаном, США и Китаем. 27 декабря 1979 г. ограниченный контингент советских войск был переброшен в Афганистан. В этот день в ходе тайной операции, проводимой с посольской территории, Амин и его помощники были убиты. К власти пришел Б. Кармаль. Однако, как показали дальнейшие события, народ не воспринимал реформ НДПА, поскольку политика проводилась силовыми методами.
      С октября 1985 г., после первой встречи М. С. Горбачева с руководством Афганской Республики, где было указано на серьезные перегибы, начались коренные изменения в политике Афганистана.
Дальнейшие события показали, что пассивность Б. Кармаля способствовала утрате его авторитета. На XVIII Пленуме ЦК НДПА (май 1986 г.) на пост Генсека партии был избран Наджибулла-парчамист. Он был заинтересован в скорейшем решении внутренних проблем и готов к компромиссу. 14 апреля 1988 г. при посредничестве ООН были подписаны Женевские соглашения и в качестве гарантов их выполнения определены СССР и США. С 15 мая 1988 г. начался вывод советских войск из Афганистана.
Уходя, ограниченный контингент советских войск передал афганцам всю материальную базу: склады с оружием, продовольствием, обустроенные городки со всей инфраструктурой. Советские войска размещались в 179 военных городках (32 гарнизона), обустроенных на средства СССР. Стоимость казарменно-жилищного фонда коммунальных объектов, оборудования и инвентаря составляла 699 362 р. По мере ухода советских войск обстановка в Афганистане усложнилась.
Вариантом изучения вопроса «Война в Афганистане» может быть защита проекта «Афганистан — предотвращение угрозы или «игра мускулами»?».
Домашнее задание: § 32, вопросы и задания к нему. Подготовиться к семинару.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru