Опережающее задание: сравнить концепции, политические идеалы В. К. Плеве и П. Д. Святополк-Мирского, С. В. Зубатова.

План занятия:
1. Работа с текстом параграфа по заданиям различного типа.
2. Решение исторических задач. 
3. Интерактивная дискуссия.


Работа организуется фронтально, индивидуально либо в малых группах.


Задания:
      1. Что свидетельствует о разложении феодальных отношений в России?
      2. Докажите, что в России складывается инфраструктура индустриальной державы.
      3. Чем была привлекательна Россия для иностранных инвестиций? Какова была от них национальная выгода?
      4. Перечислите основные центры промышленности и добычи сырья и укажите их социокультурное значение для региона.
      5. Определите, добыча какого сырья преобладала в России в изучаемый период.
      6. Сравните западную, центральную, восточную и азиатскую части России и определите, какие из регионов, на ваш взгляд, были наиболее перспективными для экономики России.
      7. Обоснуйте, почему развитие промышленного производства преимущественно охватывало европейскую часть России.
      8. Как вы думаете, почему Россия вывозила капиталы только в азиатские страны?
      9. Обсудите в парах, малых группах вопрос: что дало возможность России в пореформенное сорокалетие достичь высоких темпов экономического роста, прежде всего в промышленности, и проделать путь, на который другим странам потребовались века?
      Задача:
      Обеспечить экономический рывок было возможно лишь с помощью ощутимых инвестиций в тяжелую промышленность и железнодорожный транспорт, но найти их внутри страны было практически нереально: банковская система была слабой, а отечественные предприниматели еще не имели свободных средств в достаточном количестве. Каким образом в этих условиях можно было решить задачи индустриализации страны?
      Задача:
      Ускоренная индустриализация привела к тому, что доля крупных заводов в российской промышленности была выше, чем где-либо еще в Европе: к 1913 г. 24,5% рабочих было задействовано на предприятиях с численностью более 1000 человек и 9,5% — на предприятиях с численностью от 500 до 1000 человек. Рассмотрите возможные последствия данной ситуации.

 


Дискуссия по технике «лесенка»


 

Учащиеся включаются в дискуссию по восходящей: от первой парты ряда до последней. Каждая пара учащихся подготавливает и высказывает общее суждение по проблеме. Каждый ряд (обычно их три) старается набрать большее число баллов, исчисляющихся по количеству суждений. Если пары учащихся очередной парты не смогли прийти к общему мнению, они пропускают свою очередь. Два пропуска позволяют ведущему снимать три балла у ряда, а учитель вправе оценивать работу учащихся отрицательно.
Вопрос для дискуссии:
— Можно ли рассматривать монополизацию (промышленную и банковскую) как прогрессивное явление для России?
В конце урока целесообразно активизировать учащихся на перечисление достижений экономического развития России в начале XX в.
Домашнее задание: 

1) Составить сравнительную таблицу «Экономическое развитие России в начале XX в.» (основание для сравнения выбрать самостоятельно). 2) Подготовить справки: о странах-инвесторах российской экономики, о монополиях в текстильной промышленности, о паевых объединениях (по желанию).

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика