План изучения нового материала:
1. Вводная часть урока.
2. Цели и задачи индустриальной модернизации.
3. Демографические изменения.
4. Перемены в социально-экономической и политической структуре общества. Проекты реформ 90-х гг. XIX в.

5. Научно-технические открытия и российское общество.
6. Внешние вызовы российской модернизации.
Во вводном слове учитель предлагает совместно с учащимися вспомнить о главных событиях и процессах социально-политической модернизации 60—70-х гг. XIX в., ее результатах и последствиях. Необходимо при этом подчеркнуть, что, оставаясь по преимуществу аграрной державой, Россия стремилась в короткие сроки за счет преобразований в сфере экономики и производства удержать статус великой державы современности.
Важно, чтобы учащиеся попытались самостоятельно доказать, что к концу XIX в. Россия превратилась в аграрно-индустриальную державу с многоукладной экономикой, в которой завершился промышленный переворот в некоторых сферах. Следует предложить учащимся выделить главные признаки данной характеристики.
      Целесообразно предложить экспресс-разминку по понятиям урока:
      • Модернизация (усовершенствование, отвечающее современным требованиям; процесс перехода от традиционного общества к обществу индустриальному).
      • Индустриальная модернизация (развитие промышленности, создание крупной промышленности, перевод ее на современные технологии).
      • Научно-технический прогресс (единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники).
      Далее для обсуждения предлагаются вопросы (с обращением к тексту параграфа):
      ? — Какие обстоятельства подталкивали Россию к продолжению модернизации?
      — Почему первоначально необходимо было осуществить индустриальную модернизацию?
      — Что необходимо было сделать для ее реализации? Каков был потенциал у России для индустриальной модернизации?
      В развитие ответов учащихся учителю необходимо подчеркнуть, что с учетом своего геополитического положения Россия предпринимает модернизацию и реформирование в целях обеспечения собственной безопасности в условиях разрастания империалистических настроений и тенденций в Европе. Учителю важно напомнить, что во второй половине XIX в. в России завершился процесс формирования границ, что позволило ей официально стать одной из крупнейших держав Европы и мира. Этот период отмечен становлением национального и цивилизационного самосознания населения России.
      Одновременно следует отметить усиление охранительных тенденций во внутренней политике государства, поскольку в ходе модернизации, наряду с ростом авторитета власти, наблюдается некоторое ее «распыление», влияние процессов модернизации предыдущих периодов, что в итоге ослабило власть и способствовало активизации социального недовольства, усилению оппозиции.
      Целесообразно предложить учащимся самостоятельно сформулировать три ключевые задачи завершающего этапа индустриальной модернизации в России. Обобщая ответы или в случае затруднения с поиском ответа учитель называет эти задачи:
      1) Создание эффективной экономики с учетом особенностей социокультурного развития страны.
      2) Реформирование системы государственного управления.
      3) Создание условий (с учетом отмеченных первых двух задач) для формирования гражданского общества.
      Важно подчеркнуть, что задача ускоренной индустриализации для повышения оборонного потенциала страны и быстрого преодоления отставания от ведущих мировых держав стояла перед правительством и находила полную поддержку в обществе, что послужило одной из основных причин бурного развития российской промышленности в последней четверти XIX в.
      Учитель предлагает обсудить следующие проблемные вопросы:
      ? — Какие предшествующие меры государства подготовили условия для завершения индустриальной модернизации в России?
      — Насколько реальной для России того времени была реализация конституционных проектов Александра I и М. М. Сперанского?
      — Какие факторы сдерживали развитие политической и экономической модернизации?
      Затем учитель предлагает вспомнить о содержании теории эшелонированного развития стран; активизирует учащихся на формулирование характеристики России как страны с догоняющей моделью развития.


«Мозговой штурм»


      ? — Как вы думаете, почему Россия не вошла в состав стран первого эшелона? Были ли у нее перспективы для этого?
      — Исходя из данной характеристики геополитического положения, объясните приоритеты модернизации страны.
      Обращается внимание на новизну трактовки внутренней политики Александра III, данной авторами учебника: «...шаги Александра III вряд ли можно назвать „контрреформами" (как считает ряд историков). Более уместным и правильным является такое определение, как консервативная модернизация».
      В рамках изучения пункта параграфа «Демографические изменения» следует предложить учащимся прочитать текст (не более 5 мин), а затем выделить причины и социально-экономические последствия роста численности населения.
      Следует обратить внимание учащихся на принципиально новые тенденции для традиционной России:
      • отрыв молодежи от семьи;
      • готовность к пересмотру ценностей и устоев;
      • рост городского населения за счет бывших крестьян;
      • концентрация рабочих в городах;
      • миграционные процессы.
      Учитель предлагает обсудить вопросы:
      ? — Укажите причины миграционных процессов в России на рубеже XIX—XX вв.
      — Объясните, в чем состоит причина разрушения традиционных основ мировоззрения сельского жителя.
      — В чем был положительный эффект миграции населения для России того времени?
      Следствием обозначенных на данном уроке процессов явились изменения в социальной структуре общества. Предлагается обратиться к документу № 1 «Деление общества по сословиям», тема I. «Документы и справочные материалы», с. 6.

      Вопросы для работы с документом в группах: 
      1-я группа:
      1. Какая из категорий населения была наиболее значительной, а какая — наименьшей по численности?
      2. В чем и почему проявлялась несформированность слоев буржуазного общества?
      2-я группа:
      3. Каким образом социальная структура свидетельствует о сохранении феодальных пережитков в России?
      4. Как вы думаете, почему в статистических данных нет сведений о численности рабочих?
      3-я группа:
      5. Какие условия способствовали разрушению сословных границ и предрассудков?
      6. Какая категория населения свидетельствует об увеличении численности городского населения в наибольшей степени, о социально-экономических и политических переменах в стране? Прокомментируйте свою точку зрения.
      На работу с документом отводится 5 мин, после чего организуются обмен мнениями, обсуждение.
      При изучении пункта «Перемены в социально-экономической и политической структуре общества. Проекты реформ 90-х гг. XIX в.» учителю целесообразно предложить учащимся выделить особенности российской модернизации с учетом усвоенного на уроке материала.
      Далее учитель отмечает, что модернизация продолжала набирать темпы и с началом XX в. Этому способствовал ряд факторов:
      • импульс «Великих реформ»;
      • увеличение иностранных капиталовложений в российскую промышленность;
      • значительный приток капиталов способствовал наступлению промышленного подъема;
      • Россия не вывозила капиталы за границу, она вкладывала их в развитие собственных регионов;
      • эффективная экономическая политика;
      • развитие современных средств коммуникаций (железнодорожное строительство);
      • на рубеже веков использовались прогрессивная техника и технологии.
      При этом следует отметить, что поступательное развитие страны в конце XIX в. не приостановило отказа Николая II от реформирования политической системы.
      Власть и общество осознавали необходимость развития модернизации России. Было достаточно и сторонников, и противников этого процесса. Наиболее ярким реформатором на рубеже веков является С. Ю. Витте.
      ?— На основе знаний основной школы сформулируйте краткую характеристику деятельности С. Ю. Витте.
      Учитель обобщенно излагает суть проектов реформ Витте.
      Далее организуется работа с документом № 2 «Граф С. Ю. Витте о денежной реформе 1897 г.», тема I. «Документы и справочные материалы», с. 6.
      Вопросы к документу:
      ? 1. Почему, с точки зрения Витте, существовало много противников денежной реформы?
      2. Что, на ваш взгляд, кроме обозначенного реформатором, было реальной преградой для данной реформы?
      3. Сгруппируйте сведения о значимости денежной реформы для России рассматриваемого периода.
      4. С чем вы согласны, а что можно опровергнуть в аргументах С. Ю. Витте?
      5. Почему, с точки зрения консерваторов, радикальные перемены в России могли закончиться социальной катастрофой?
      Политика протекционизма и индустриализации проводилась министрами финансов Н. X. Бунге, И. А. Вышнеградским и С. Ю. Витте (с 1903 по 1906 г. председатель Комитета министров и Совета министров).
      Следует остановиться на вопросе о социально-правовом положении предпринимателей и рабочих. (Целесообразно поручить в начале урока одному из учащихся подготовить нижеперечисленные сведения в виде краткого сообщения.)


Краткое сообщение учащегося


      В России всякое производство, промыслы имели не только хозяйственное, но и культурное значение. Даже кустарная промышленность неизменно являлась фактором, повышающим материальные и культурные условия, способствуя ослаблению значимости патриархального уклада и восприятию новых форм и правил деятельности, быта. Фабрика, как правило, к началу XX в. стала в какой-то мере центром, вокруг которого появлялись больница, школа, фабричная лавка, библиотека, а иногда и театр.
      Отношение российских предпринимателей к своему делу было совершенно иным, чем на Западе и в Америке. Они рассматривали свою деятельность не столько как источник наживы, сколько как миссию, возложенную Богом и государем. Поэтому к нажитому богатству относились философски, довольно легко: Бог дал его, он потребует отчета за пользование, а потом может взять обратно. Такие рассуждения во многом способствовали развитию благотворительности, коллекционерства, которое также рассматривалось как выполнение какого-то свыше назначенного долга. Рассматривая вопрос об отношении к богатству, следует обратить внимание на то, что в России богатство было индивидуальным, а не семейным.
      К началу XX в. бывших купцов, превратившихся со временем в предпринимателей и занимавшихся благотворительностью, было немного. Например, в Москве их было примерно два с половиной десятка семей (см.: Бурышкин П. А. Москва купеческая. — М., 1990). Не все они были «гостями», «первостатейными купцами» или миллионерами. Создателями культурно-просветительских учреждений, чем и увековечили память о себе, были Морозовы, Бахрушины, Найденовы, Третьяковы и Щукины. К тому времени ослабили свою благотворительную деятельность семьи бывших купцов (многие из них получили дворянство) Прохоровых, Алексеевых, Шелапутиных, Куманиных, Солдатенковых, Якунчиковых. Следующими следует выделить тех, кто, занимаясь благотворительностью, предпринимательством, в начале XX в. оказались либо в убытке, либо посвятили себя другому виду деятельности: Хлудовы, Мамонтовы, Боткины, Мазурины, Абрикосовы.
      Далее учитель отмечает особенности социально-правового статуса предпринимателей в России:
      • малочисленность;
      • зависимость от власти;
      • идеализация аристократического сословия и потому стремление стать частью его;
      • ограниченность в освоении рынков сбыта, рабочей силы;
      • незаинтересованность во внедрении технических новшеств и достижений науки;
      • недостаток капиталов.
      Необходимо обратить внимание, что с приходом к власти Александра III (1881 — 1894) под напористым влиянием обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева власть отказывается от либерального направления в политике и больше склоняется в сторону реакции. В 1892 г. С. Ю. Витте занял пост министра финансов.
      Для раскрытия темы о положении, месте рабочих в общественной структуре и экономике государства целесообразно на основе вопросов к ней организовать обсуждение содержания документа № 3 «Рабочий вопрос», тема I. «Документы и справочные материалы», с. 8.
      После этого организуется беседа по вопросам:
      1. Основываясь на усвоенных знаниях основной школы, укажите, за счет каких категорий населения пополнялись ряды рабочего класса в России.
      2. Почему крестьяне разрывали связь с землей, общиной и уходили в рабочие?
      3. Почему длительное время в России, до Александра III, юридически слабо регулировались отношения между наемным рабочим и предпринимателем?
      4. Что общего и в чем различие в положении предпринимателя и рабочего в России конца XIX в.?
      На основе ответов учащихся, кратких комментариев и пояснений учителя формулируются особенности положения рабочих. Они примерно могут выглядеть следующим образом.
      Особенности социально-правового положения рабочих в России:
      • малочисленность; 
      • тесная связь с деревней; 
      • общинное мировоззрение; 
      • бесправность;
      • низкий уровень заработной платы, условий труда и бытовых условий;
      • слабый социально-юридический механизм защиты прав и интересов.
      Изучение пункта параграфа «Научно-технические открытия и российское общество» следует начать с выполнения учащимися практического задания по группам (класс делится на четыре группы; две группы выполняют одно и то же задание, затем происходит обмен результатами):
      ? — Пользуясь текстом и собственными знаниями, докажите, что страна приобретала облик индустриальной державы.
      — Используя текст и усвоенные ранее знания, докажите, что образ жизни российского горожанина резко менялся.
      Учитель подчеркивает, что развитие науки и техники шло быстрыми темпами. В России появляются свои научные школы, чего не было прежде.
      ? — Объясните, почему развитие науки шло преимущественно в направлении естественно-технических исследований и открытий.
      — Приведите примеры открытий, которые были признаны как мировые достижения.
      Вопрос «Внешние вызовы российской модернизации» во многом отражает сложившееся на рубеже веков положение России. Решая более или менее успешно поставленные задачи модернизации, стране приходилось учитывать постоянно меняющуюся политическую ситуацию в Европе. Среди наиболее значимых внешнеполитических факторов (вызовов), влияющих на успех российской модернизации, следующие:
      • нарастание милитаризма во внешней и внутренней политике стран мира;
      • усиление соперничества между «молодыми» и «старыми» империями;
      • рост инвестиций России в страны Азии;
      • проблема выбора Россией союзника в условиях обострения англо-франко-германских, австро-венгеро-российских противоречий;
      • опасные для России перспективы сближения с Францией.
      Обобщая, учитель подчеркивает, что индустриальная модернизация в России проходила более быстрыми темпами, чем в европейских странах. Одновременное развитие сложных процессов и явлений, которые должны были идти последовательно, подготавливая почву для последующих, во многом обусловило нарастание социально-экономических и политических противоречий в обществе.
      Далее учащимся предлагается в группах сформулировать особенности завершающего этапа российской индустриальной модернизации.

      Работа в группах
      Примерные ответы групп об особенностях российской модернизации могут быть следующими:
      • К XX в. Россия превратилась в аграрно-индустриальную державу.
      • Освобождение крестьян создало условия для развития рыночных отношений в стране.
      • Главным податным сословием оставалось крестьянство, в среде которого нарастало социальное расслоение.
      • Произошло ослабление экономических позиций дворянства, но сохранилось его господствующее положение в государственном управлении.
      • Сохранение привилегированных сословий: дворянства и духовенства.
      • Социальной основой буржуазии было купечество.
      • Формируется финансовая олигархия, но она была еще достаточно слаба в политическом смысле и потому бесправна.
      • Образование монополий.
      • Повышение жизненного уровня людей, миграция стимулировали развитие промышленности.
      • В начале XX в. наблюдался также усиленный рост численности рабочего класса, возросла урбанизация.
      • Малочисленность категории рабочих.
      • Медленное улучшение условий труда на производстве при высоких темпах его развития усиливало рост противоречий между рабочими и работодателями.
      • Преобладал ввоз товаров, что было менее эффективным по сравнению с вывозом товаров. Широкому вывозу товаров мешали: относительная ограниченность национальных капиталов, потребности отечественной промышленности, возможность получения сверхприбылей внутри страны, международная конкуренция.
      • Индустриализация в России усугубила старые проблемы и породила новые, в результате чего образовался узел противоречий.
      • Вера в самобытность и исключительность России определенной части населения страны сдерживала восприятие новых ценностей и образа жизни.
      • В политической сфере стало очевидным противоречие между властью и формирующимся гражданским обществом. Россия оставалась единственной из главных капиталистических держав, в которой не было ни парламента, ни легальных политических партий, ни правовых (сопоставимых с уровнем развития других государств) свобод граждан.
      • Создание условий для правового государства являлось одной из важнейших задач, от решения которой во многом зависело разрешение других противоречий в России.
      В 90-е гг. по темпам развития российская промышленность превосходила страны Европы. К концу 90-х гг. наблюдался переход от высокой концентрации промышленности к монополизации производства. К началу XX в. в экономике России 66% промышленной продукции производилось в акционерных, паевых и других коллективных формах предпринимательской деятельности и лишь 33% приходилось на единоличные формы. Монополии постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности. Из наиболее крупных фирм были известны синдикаты «Продамет», «Продвагон», «Продуголь», «Трубопродажа», «Кровля», «Продаруд», «Проволока», «Гвоздь», «Медь» и др.
      

Обобщая, следует подчеркнуть, что:
      • к концу XIX в. Россия стала частью мировой цивилизации;
      • в ней происходили те же процессы, что и в европейских странах;
      • развитие России во всех сферах набирало темпы, однако оно было неравномерным, и это влекло опасности для будущего страны.
      Подводя итоги урока, целесообразно спросить у учащихся, что для них осталось непонятным, что нового они узнали, что им было бы интересно узнать на следующих уроках в рамках данной проблематики.
      Домашнее задание: § 1, записи в тетради, задания к § 1. Подготовка к практическому занятию.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru