Цели урока: систематизировать и расширить знания учащихся, полученные при изучении истории Древнего мира, о Римской империи и варварах, об их взаимоотношениях, судьбах Западной Римской империи и Восточной Римской империи в период Раннего средневековья, возникновении в Европе новых цивилизаций.

Основные термины и понятия: Великое переселение народов, варвары, варварские королевства, империя, средневековая западноевропейская и средневековая восточноевропейская цивилизации.

Основные даты: 395 г., 476 г.

Оборудование и раздаточный материал: настенные исторические карты «Падение Римской империи», «Народы и их передвижение в Европе в IV—VII веках», атлас, контурные карты, схема «Великое переселение народов», кроссворд «Византия», листки-заготовки для составления синквейна по теме «Римская империя», схема «Новые средневековые цивилизации Европы».

План урока

1.   Причины и последствия Великого переселения народов.

2.   Византийская и Франкская империи.

3.   Нашествия на Европу арабов, норманнов и венгров в период Раннего средневековья.

 

Ход урока

1 Учитель вывешивает настенную историческую карту «Падение Западной Римской империи», с которой учащиеся работали в 5 классе, при этом закрывает название карты и дает задание.

а) Определите название карты.

б) «Прочитайте» карту. Какую информацию вы можете извлечь из нее?

О границах Римской империи.

О разделении империи на Западную и Восточную.

О территориях, которые вошли в состав империй. О племенах, нападавших на империю.

•   Учитель дополняет ответы учащихся о последних веках Римской империи, о вторжении варваров, опадении в476 г. (V в.) Западной Римской империи, делает заключение.

Со второй половины II в. и весь III в. в пределы Римской империи непрерывно вторгались варвары (так греки и римляне называли пароды, которые казались им грубыми и необразованными и чей язык они не понимали). Из варваров самыми опасными были племена германцев. Непрерывные вторжения варваров осложняли положение империи. Управлять огромной державой становилось все труднее и труднее. Император Феодосий перед своей кончиной в 395 г. разделил империю между двумя сыновьями. Так на месте единой державы образовались два государства: латиноязычная Западная Римская империя п грекоязычная Восточная Римская империя.

•   Далее учитель освещает вопрос о нашествии на Европу гуннов, вводит понятие «Великое переселение народов», значение которого записывает на доске.

Массовое продвижение различных пародов и племен (германских, славянских и других) на территорию Римской империи и Западной Европы в IV -VII вв.

Используется настенная карта «Народы и их передвижения в Европе в IV—VII веках».

• Учитель объясняет причины и последствия Великого переселения народов. Для наглядности используется схема «Великое переселение народов». Учащиеся называют, какие цифры на схеме соответствуют причинам, какие — последствиям.

великое переселение народов

• Учитель вводит понятие «варварские королевства» (запись на доске).

Государства, созданные варварами в V—VIII вв. после завоевания территории Западной Римской империи

• Работа по данному вопросу заканчивается выполнением заданий:

1)   в рабочей тетради;

2) вопрос нас. 12 учебника (по историческому источнику «Историк Григорий Турский (VI в.) о нашествии варваров»),

2 Учитель подводит итоги работы учащихся над первым вопросом и заданиями, делает краткое обобщение о судьбах Западной Римской империи и Восточной Римской империи в период Раннего средневековья, не вводя название «Византийская империя». Затем предлагает учащимся разгадать кроссворд*.

Если вы правильно отгадаете слова, то в выделенных клеточках прочтете название страны, о которой пойдет речь сегодня на уроке.

Кроссворд "Мир и Европа в начале средневековья"

1. Название народов Европы, не имевших городов, письменности и говоривших на непонятных для греков и римлян языках. 2. Большое государство, созданное путем территориальных захватов, во главе с императором. 3. Самая большая часть света. 4. Германские племена, основавшие королевство во Франции. 5. Исторические сочинения в Западной Европе, которые соответствовали летописям в Древней Руси. 6. Наука, изучающая близкое и далекое прошлое человечества. 7. Почетное звание, признаваемое обществом. 8. Вера людей в сверхъестественные силы и существа, Бога или богов, духов, которые являются предметом поклонения.

• Учащиеся самостоятельно изучают вопрос «Византийская и Франкская империи» и с помощью учителя составляют синквейн по теме «Римская империя». Учитель дает инструкцию, как составить синквейн, раздает листки с формой синквейна и набором примерной лексики: Западная, Восточная, Южная, Северная; отражает, борется, воюет, разделяется, погибает; Римская империя прекратила свое существование, Западная Римская империя прекратила свое существование, на территории Западной Римской империи завоеватели-германцы создали королевства; варварство, гибель, победа.

3 Вступительное слово учителя о нашествиях.

Работа учащихся с картой атласа «Нашествия на Европу арабов, венгров, норманнов».

—       Стрелками какого цвета показаны направления набегов арабов?

—       Откуда пришли арабы?

—       Какие территории в Европе они захватили?

—       Стрелками какого цвета обозначены на карте направления нападений норманнов?

—       Кто такие норманны? Где они проживали?

—       Куда совершали набеги норманны?

—       Стрелками какого цвета показаны направления нашествий венгров?

—       Откуда (сторона горизонта по отношению к Европе) шли ветры?

—       Страны какой Европы атаковали кочевники-венгры?

—       Чем закончились вторжения арабов, норманнов и венгров в Европу?

Далее учитель говорит об образовании в Европе двух новых цивилизаций, иллюстрируя рассказ схемой.

Для закрепления понятия «цивилизация» учитель предлагает выполнить задание рабочей тетради.

Домашнее задание

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика