Цели урока, углубить знания учащихся о христианстве; показать, почему в период Раннего средневековья в Европе росло влияние христианской религии, какими путями и способами она распространялась, место и роль духовенства в данном процессе; раскрыть причины соперничества западной и восточной церквей; учить учащихся понимать духовно-нравственные ценности христианства, принимать их.

Основные термины и понятия: христианство, церковь, государственная религия, духовенство, миссионеры, иерархия, десятина.

Основные даты: 756 г.

Оборудование и раздаточный материал: карта «Религии в Европе» в атласе; карта «Распространение христианства», кроссворд «Христианство» (листки из расчета один на двоих учащихся или вычерченный на доске, листе ватмана); запись на доске «Чему учил Иисус Христос людей»; листки-заготовки таблицы «Христианство в Раннем средневековье».

План урока

1. Актуализация знаний учащихся о христианской религии.

2. Пути и способы распространения христианства в Европе.

3. Роль церкви и духовенства в жизни общества.

4. Соперничество западной и восточной церквей.

Ход урока

Урок начинается с разгадывания кроссворда1.

Разгадайте кроссворд. Если правильно ответите на все вопросы, то в выделенных клеточках прочитаете известное вам слово.

1. Название жилища средневекового крестьянина.

2. Имя племянника Карла Великого, чей отряд в 778 г. был окружен и уничтожен в походе на Пиренеи.

3. Одна из эпических поэм Гомера.

4. Главные христианские храмы городов.

5. Продукты труда, изготовленные специально для продажи.

6. Страна, расположенная на Апеннинском полуострове.

7. Исторические сочинения в Европе, которые соответствовали летописям в Древней Руси.

8. Установленные монархом сборы, уплачиваемые населением.

9. Франки при Карле Великом совершили Л похода против аваров, 4 — против ....

10. Почётное звание, признаваемое обществом (мн. число).

11. Представитель племен, не знавших городской жизни и не владевших латынью или греческим языком.

12. Объединение земледельцев, которым руководил старейшина.

• Беседа по вопросам:

Вспомните, что называется религией.

— Какой народ первым пришел к вере в единого Бога?

— Когда появилось христианство?

— Где это произошло?

— Кто был основателем христианской религии?

— Чему учил Иисус Христос людей, чтобы быть праведным человеком?1 (Помогайте бедным; прощайте обиды и обидчиков; не судите да не судимы будете; просите и дано будет вам; ищите и найдете; как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.)

— Какое значение имело появление этой религии? (Появление христианства способствовало объединению людей, укреплению государства, развитию культуры.)

•   Учитель вводит понятие «государственная религия».

В Вопрос изучается учащимися самостоятельно по учебнику.

Вывод; в течение Раннего средневековья христианство приняло большинство народов Европы.

•   Учащимся предлагается подтвердить данный вывод с помощью карты «Распространение христианства» на с. 17 учебника 2002 г.

В Рассказ учителя в объеме учебника с комментарием иллюстрации «Организация христианской церкви Западной Европы в IX в.» (с. 27). Для большей наглядности можно нарисовать известную схему на доске или листе бумаги и прикреплять к ней по ходу рассказа фигурки-аппликации римского папы, епископа, священника, монахов.

• Работа с картами учебника 2002 г. и атласа «Религии в Европе»:

— Назовите, в каких странах, входивших в состав Византийской империи, находились четыре центра патриархий. (Константинополь — столица Византии; Александрия — Египет; Антиохия — Сирия; Иерусалим - Палестина.)

4 Итогом работы над вопросом может стать заполнение таблицы «Христианство в Раннем средневековье».

Рим, Константинополь

1. Название церквей

Западная

Восточная

2. Центры церквей

Рим, Константинополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим

3. Главы церквей

Римский папа

Константинопольский патриарх

4. Территория распространения

Западная

Европа

Восточная Европа

Индивидуальное задание; подготовить сообщение о Константинополе.

Примерный текст

Константинополь был основан в таком месте, которое словно нарочно было создано для того, чтобы быть удобным портом. Острый мыс, где был заложен город, с одной стороны омывался водами Мраморного моря, а с другой — причудливо извилистым заливом, названным за свою странную форму Золотым Рогом. Залив был прекрасной естественной гаванью, которую позже перекрыли натянутой цепью, чтобы препятствовать заходу в нее вражеских судов. Когда к пристани шли караваны купеческих кораблей, то цепь опускали в воду.

Император Константин, укрепив город мощными стенами, начал возведение Большого императорского дворца. От Мраморного моря к заливу Золотой Рог тянулся выложенный камнем ров шириной более 20 метров, за ним поднималась зубчатая стена, а дальше — второй ряд стен и башен высотой с пятиэтажные дома. Башни третьей стены достигали в высоту 40 метров.

По данным ученых, в начале IV века Константинополь насчитывал более 87 тысяч жителей, в первой половине V века — 188 тысяч, а в первой половине VI века — 375 тысяч...

Константинополь— город несравненной красоты. На его чудесных площадях установлены многочисленные статуи, возвышаются роскошные храмы. На главной улице расположены не только лавки и торговые ряды, но и учебные заведения: частные и общественные школы, где обучались греческой и латинской грамматике, красноречию и философии; университет. На центральной площади, которая называлась Августейон, располагались храм Святой Софии, ипподром и Большой императорский дворец — самые известные достопримечательности города.

Давайте побываем на императорском приеме иностранных послов.

Великолепные залы дворца украшены лучшими сортами мрамора, серебром, золотом, слоновой костью и драгоценными камнями. На стенах— мозаика, роспись. Гигантские колонны из мрамора украшены наверху тонким кружевом из камня. Вдоль стен выстроились гвардейцы гигантского роста и крепкого телосложения. В руке у каждого золотой щит, на голове — золотой шлем с развевающимся красным султаном, у бедра — меч, а на плече — обоюдоострая секира.

Наконец показалась дверь, закрытая пурпурной завесой. Когда она отворилась, взору предстал император во всем блеске своего величия: он сидел на троне, над его головой две статуи Победы держали лавровый венок, вокруг трона телохранители в белых туниках и золотых ожерельях.

Далее используется текст из учебника 2002 г. «Иностранный посол описывает прием у императора».

Невозможно представить себе жизнь Константинополя без ипподрома. Здесь при огромном стечении народа происходили торжества и празднества. Здесь после победной войны выставлялись напоказ трофеи: груды драгоценных камней, роскошные колесницы, дорогие вазы, иногда золотые троны, пленники-иноземцы. На ипподроме устраивались и спортивные состязания, театральные представления.

Кроме ипподрома и императорского дворца в Константинополе была церковь необыкновенной красоты — храм Святой Софии.

О храме Святой Софии

Айя-София — здесь остановиться Судил Господь народам и царям!

Ведь купол твой, по слову очевидца,

Как на цепи, подвешен к небесам.

Прекрасен храм, купающийся в море,

И сорок окон — света торжество;

На парусах, под куполом четыре Архангела прекраснее всего.

Из стихотворения О. Мандельштама «Айя-София».

Домашнее задание: .... .

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика