Цели урока: подвести учащихся к пониманию того, что именно античная культура стала основой для становления и развития культуры Средневековья; показать роль христианской церкви как главной хранительницы античной культуры, а монастырей — как центров образования в Западной Европе Раннего средневековья; подчеркнуть особенности культуры Византии: системы образования, искусства; раскрыть, почему культура Византии была значительно более высокой, чем культура Западной Европы Раннего средневековья; почему император Карл Великий уделял большое внимание развитию и возрождению культуры, находившейся в упадке со времен варварских нашествий; воспитывать у учащихся чувство прекрасного, чувство уважение к тем людям, которые создавали шедевры мировой культуры.

Основные термины и понятия: богословие, архитектура, мозаика, икона, фреска, «Каролингское возрождение».

Персоналии: Исидор Севильский.

Оборудование и раздаточный материал: листки-заготовки с таблицей о культуре Византии, схема «Каролингское возрождение», зрительный ряд: рисунки учебника. («Император Юстиниан I», «Императрица Феодора» — мозаика в церкви г. Равенны), иллюстрации с обложки учебника; рисунки для индивидуального задания (сообщение о Константинополе) в учебнике; план Константинополя.

План урока

1. Античность и церковь.

2. Развитие образования и научных знаний.

3. Культура Византии.

4. «Каролингское возрождение».

Ход урока

1 Вопрос раскрывается в процессе беседы с учащимися.

— Как победители-варвары отнеслись к культурному наследию Западной Римской империи? Почему?

— В чем, по вашему мнению, состояла притягательность античной культуры для людей Средневековья?

—   Кто, как вы думаете, стал хранителем античной культуры?

• Учитель несколько дополняет Историческую справку об Исидоре Севильском (учебник):

— С 600 г. — архиепископ Севильи (Испания), автор «Этимологий» (своеобразной энциклопедии Раннего средневековья).

2 Учитель излагает вопрос, дав задание учащимся:

— Что способствовало тому, что в Раннем средневековье Византия была самой культурной страной? Заполните таблицу.

Вопросы

Условия

Какие условия в Византии благоприятствовали развитию культуры? Какие знания нужны были для различных ремесел и строительства, для торговли и путешествий в другие страны, для управления государством и сбора налогов?

1. Сравнительно высокий уровень развития ремесла и торговли.

2. Влияние культуры античности.

3. Сохранение независимости в период вторжения варваров.

4. Сильная императорская власть

Закрепление изученного материала:

4 Вопрос раскрывается с помощью схемы «Каролингское возрождение».

I   — № 2— рабочая тетрадь;

II — № 1 и 2— рабочая тетрадь;

III — № 2; заполнить таблицу «Древние свитки и церковные книги» (учебник);

IV — заполнить таблицу «Система образования в Раннем средневековье» и сделать вывод.

V — составить синквейн по теме «Каролингское возрождение». Выборочная проверка выполненных заданий, выставление отметок.

Вопросы для сравнения

В Византии

В Западной Европе

1. Каким было образование (светским, церковным)?

2. Кому нужно было иметь образование?

3. Какое было отношение к образованности?

4. Где было больше образованных людей?

5. На каком языке велось обучение?

Вывод:

Домашнее задание

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика