Цели:

Познакомить с понятием и структурой  «национального менталитета», показать основные ценности русского народа.

Познакомить с факторами, определяющими особенности национального менталитета, определить их роль в формировании национального характера.

Отработать умение анализировать стихотворения.

Развивать умения работать с документами, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, участвовать в дискуссии.

Отработать навык владения культурными нормами, традициями русской речи.

Оборудование: 

Распечатки фрагментов из текстов русских философов и писателей (Н. Бердяева, Л. Толстого, П. Я. Чаадаева, Федотова) о ментальности русского характера.

Интерактивная доска, проектор для воспроизведения презентаций.

Маркеры для работы с текстом (красные, синие).

С. Рахманинов «Симфония № 3».

Тексты литературных произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева, С. А. Есенина, А. А. Блока.

Предварительная  работа:

Класс разделен на группы, каждая из которых получила опережающее домашнее задание с выполнением презентацией по одному из направлений.

Направление: Влияние географического фактора на историю страны.

Направление: Взаимоотношения власти и общества.

Направление: Образ Родины в произведениях русских писателей и поэтов 19 века – начала 20 века.

Ход урока

Эпиграф к уроку: «Высший нравственный идеал требует, чтобы мы любили всех людей, как самих себя, но так как люди не существуют вне народностей (как народность не существует вне отдельных людей)…то прямой логический вывод отсюда есть тот, что мы должны любить все народности, как свою собственную. (С. Соловьев)

1. Стадия вызова:

– выразительное чтение эпиграфа;

– какую проблему поднимает философ?

– какова его нравственная позиция?

2. Беседа с классом:

– каковы истоки патриотизма?

– что такое национальный менталитет?

– в чем он проявляется?

– насколько тема нашего урока актуальна для сегодняшнего дня?

– каковы цели нашего урока?

(учащиеся формируют цели урока)

(По ходу ответов учеников на доске выстраивается схема)

Национальный менталитет

 


 

3. Задаем проблемный вопрос:

Российские просторы: благо или проклятие?

(дискуссия по тексту Н. Бердяева)

Благо – красный маркер;

Проклятие – синий маркер.

– Работа с текстом Н. Бердяева «О власти пространств над русской душой».

– Учащиеся, опираясь на текст, высказывают свою точку зрения.

– Итог дискуссии:

Презентация 1-ой группы учащихся «Пейзаж русской души»

– По ходу сообщения учащиеся составляют таблицу:

Материал для первой группы

Роль географического фактора в формировании русского характера

1. Русь складывалась в условиях умеренного климата, разнообразия пейзажа. Равнины, леса, реки

Гармоническое равновесие сил, способности. Человек Киевской Руси близок к западному человеку.

2. Центр обитания смещается на север, северо-восток. Леса

Пейзаж способствует уединению, религиозности, внутренней сосредоточенности, дисциплине.

3. Русские передвигаются на юг и северо-восток. Степь

Бескрайность, безграничность пейзажа формирует такие качества, как широта души, легкость передвижения, любовь к воле, отсутствие  внутренней дисциплины.

Н. Бердяев писал: «В душе русского народа остался сильный природный элемент, связанный с необъятностью русской земли, с безграничностью русской равнины… необъятность Русской земли, отсутствие границ и пределов выразились в строении русской души. Пейзаж русской души соответствует пейзажу Русской земли: та же безграничность, бесформенность, устремленность в бесконечность, широта».

Российские просторы: благо или проклятье?

Огромность, широта земли

Огромность земли влияла на общее психологическое самочувствие (простор и дали, размах и свобода)

Богатство природных ресурсов

Привычка к тому, что страна «богата и обильна», неуклонно ширится и растет, укрепила у русских убежденность неистощимости ресурсов.

Сущность природы, климата

Вынуждение к жесткой борьбе, требование формирования крупных, сильных, здоровых, энергичных, работоспособных и упорных.

Миграционные процессы

Вечное движение русских отмечал В. О. Ключевский: русским было куда податься в случае неудачи. Отсюда «Надежда на авось» как черта национального характера.

«Охота к перемене мест» – слабо «любовь к родному пепелищу». Люди выкорчевываются с насиженных мест. Новые места – уже родные, но нет особой привязанности. Готовность унести дальше. У русских легко прерываются традиции. Традиции уходят не вглубь, а в ширь, радиусами, дорогами по окружности, расходятся в мировое пространство («Море зовет», «Сибирь зовет», «Космос зовет»)

4. Работа с текстом Л. Н. Толстого.

(Учащиеся получают распечатанные тексты)

– выразительное чтение текста;

какую особенность русского менталитета отмечает Толстой?

(Дискуссия по теме)

каковы истоки дуализма русского человека?

Презентация 2-ой группы учащихся

– По ходу презентации класс составляет таблицу:

Особенности социально-политического строя

Черты русского характера

Авторитарность власти

 Почитание, подданичество, скептицизм, нигилизм

Исключительная централизация власти

Вера в царя-батюшку, холопская психология и поведение, неверие в закон, анархизм,

Постоянная борьба за национальную  безопасность

Храбрость, преодоление трудностей ,выносливость, неприхотливость, терпение, стойкость, патриотизм, вера в сильную власть

Консерватизм

Приверженность традиционным ценностям и порядкам, уравнительное сознание, низкая социальная мобильность, стремление быть «как все»

5. Класс получает тексты Г. Федотова.

Выразительно прочитайте текст. Ответьте на вопрос:

На какие слагаемые понятия «Россия» обращает внимания богослов и философ Г. Федотов, пытаясь ответить на вопрос: где лицо России?

«Оно в золотых колосьях ее в нив, в печальной глубине ее лесов. Оно в кроткой мудрости души народной. Оно  в звуках Глинки и Римского-Корсакова. в поэмах Пушкина, в эпопеях Толстого. В сияющей в Новгородской иконе, в синих глазах угличских церквей. Оно в природной языческой мудрости славянской песни, сказке и обряде. В труде и поте великоросса, поднимавшего лесную целину и вынесшего на своих плечах « тягло государево». В одиноком трудовом послушании и в «умной» молитве отшельника – пахаря, пролагавшего в густой чаще пути для христианской цивилизации. В дикой воле казачества, раздвинувшего межи для христианской сохи до Тихого океана. Оно в бесчисленных мучениях павших за свободу».(Дискуссия по теме)

Учащиеся третьей группы выразительно читают  и анализируют отрывки из произведений А. С. Пушкина «Деревня», М. Ю. Лермонтова «Родина», И. С Тургенева « Деревня», С. А. Есенина « Гой ты, Русь моя родная…», А. А. Блока «Россия».

(Во вступительном слове сообщается о том, что были выбраны произведения  с почти одинаковыми названиями: Родина, Русь, Россия, Деревня, т. к. русская деревня у А. С. Пушкина и у  И. С. Тургенева ассоциируется с Родиной, Россией).

По ходу выступлений учащихся третьей группы класс заполняет таблицу.

Все русские поэты и писатели, размышляя о Родине, создавали в своих произведениях её неповторимый облик.

Во время выступлений учащихся третьей группы  класс  составляет таблицу по теме «Образ Родины в произведениях  русских поэтов и писателей 19 – начала 20 века».

Ключевой вопрос: что объединяет данные произведения?

Автор, название произведения

Мотивы, образы, ключевые слова

Чувства лирического героя, позиция по отношению к родине.

А. С. Пушкин «Деревня»

«барство дикое», «рабство тощее»,» приют спокойствия», «мирный шум дубров», «тишина полей» и т. д.

Деревня – родной уголок, родина; власть,  произвол, негодование, возмущение.

М. Ю. Лермонтов «Родина»

«ни слава, купленная кровью», «ни полный гордого доверия покой», «ни тёмной старины заветные преданья…», «полей холодное молчанье», «лесов безбрежных колыханье», «дымок спалённой жнивы" и т. д.

Отрицает государственный, казённый патриотизм, чистая любовь к народу, святая разумная любовь к Родине.

И. С. Тургенев «Деревня»

«родной край – Россия», «дымком пахнет», «головастые ракиты»,  «мелкий ручей», «резные наличники» и т. д.

Любуется своеобразием быта русского народа, крестьянских типов, погружается в народную стихию.

С. А. Есенин «Гой ты, Русь моя родная…»

«хаты, в ризах образа», «синь сосёт глаза», «приволь зелёных лех», «звонно чахнут тополя», «не надо рая»

Безграничная любовь к Родине, глубокая, чистая, гордость, восторг, обожание, нежность.

А. А. Блок  «Россия»

«нищая Россия», «как слёзы первые любви», «прекрасные черты», «плат узорный до бровей».

Россия – любимая женщина, безграничная любовь, слезы,  серые тона, нищета, обман.

Примерные выводы: данные произведения  объединяет чувство «интимного», личного патриотизма и неприятие патриотизма казённого, государственного, официального.

Презентация 3-ей группы «Лики России»

– По ходу презентации под музыку С. Рахманинова «Симфония №3», класс пишет синквейны на тему «Где лицо России?».

Например:

***

Родина
Любимая, необъятная
Влечет, манит, очаровывает
Летит вперёд
Феникс.

***

Власть
Несправедливая, угнетающая
Обманывает, заставляет, навязывает
Всё это неправильно.

***

Менталитет
Особенный, неповторимый
Наполняет, проявляется, характеризует
Рождается веками
Патриотизм.

Во время написания синквейнов представитель каждой группы составляет кластер на тему урока.

Например:

 


 

Особенности менталитета

 


 

Учащиеся третьей группы выразительно читают  и анализируют отрывки из произведений А. С. Пушкина «Деревня», М. Ю. Лермонтова «Родина», И. С Тургенева «Деревня», С. А. Есенина «Гой ты, Русь моя родная…», А. А. Блока «Россия».

(Во вступительном слове сообщается о том, что были выбраны произведения  с почти одинаковыми названиями: Родина, Русь, Россия, Деревня, т. к. русская деревня у А. С. Пушкина и у  И. С. Тургенева ассоциируется с Родиной, Россией).

Задаём проблемный вопрос:

По ходу выступлений учащихся третьей группы класс заполняет таблицу.

Все русские поэты и писатели, размышляя о Родине, создавали в своих произведениях её неповторимый облик.

Во время выступлений учащихся третьей группы класс составляет таблицу по теме «Образ Родины в произведениях  русских поэтов и писателей 19 – начала 20 века».

Ключевой вопрос: что объединяет данные произведения?

Автор, название произведения

Мотивы, образы, ключевые слова

Чувства лирического героя, позиция по отношению к родине

А. С. Пушкин «Деревня»

«барство дикое», «рабство тощее», «приют спокойствия», «мирный шум дубров», «тишина полей» и т. д.

Деревня – родной уголок, родина; власть,  произвол, негодование, возмущение.

М. Ю. Лермонтов «Родина»

«ни слава, купленная кровью», «ни полный гордого доверия покой», «ни тёмной старины заветные преданья…», «полей холодное молчанье», «лесов безбрежных колыханье», «дымок спалённой жнивы" и т. д.

Отрицает государственный, казённый патриотизм, чистая любовь к народу, святая разумная любовь к Родине.

И. С. Тургенев «Деревня»

«родной край – Россия», «дымком пахнет», «головастые ракиты»,  «мелкий ручей», «резные наличники» и т. д.

Любуется своеобразием быта русского народа, крестьянских типов, погружается в народную стихию.

С. А. Есенин «Гой ты, Русь моя родная…»

«хаты, в ризах образа», «синь сосёт глаза», «приволь зелёных лех», «звонно чахнут тополя», «не надо рая»

Безграничная любовь к Родине, глубокая, чистая, гордость, восторг, обожание, нежность.

А. А. Блок  «Россия»

«нищая Россия», «как слёзы первые любви», «прекрасные черты», «плат узорный до бровей».

Россия – любимая женщина, безграничная любовь, слезы,  серые тона, нищета, обма

Примерные выводы: данные произведения  объединяет чувство «интимного», личного патриотизма и неприятие патриотизма казённого, государственного, официального.

Рефлексия.

6. Итог урока

Возвращаемся в начало урока и вновь перечитываем эпиграф. Ответьте на следующие вопросы:

– о каких ценностях говорит В. Соловьев?

– настолько они актуальны для Вас? Почему? Для нашей страны? Для человечества в целом?

– учащиеся высказывают свои мнения. (Дискуссия)

– по какой проблеме хотелось бы продолжить работу на следующем уроке?

Домашнее задание.

Написать  эссе на тему высказывания:

«Нация – это сообщество людей, которые через единую судьбу обретают единый характер». О. Бауэр

Зачитываем и обсуждаем синквейны; кластеры.

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика