Цели:

Познакомить учащихся с внешней политикой СССР в 1945–1953 гг; Выяснить ее основные цели и направления;

Сформировать у учащихся представление о принципах, методах и подходах внешней политики СССР;

Способствовать развитию навыков работы с источниками, дополнительной литературой, исторической картой, умение обобщать и систематизировать материалы.

Оборудование:

Данилов А.А.; Косулина Н.Г. История России 20 век учебник для 9-го класса;

Интерактивная доска.

План изучения материала:

Итоги второй мировой войны. Территориальные изменения на карте мира.

Атомный проект СССР и США

Политика СССР в отношении стран Ближнего и Среднего Востока.

СССР и страны восточного Средиземноморья.

Взаимоотношения СССР со странами Центральной и Юго-Восточной Европы. План Маршала. Берлинский кризис 1948 года.

Отношение СССР со странами Западной Европы и США. Война в Корее.

Ход урока

Стадия вызова. Учитель предлагает учащимся начать заполнение таблицы из двух колонок:

Итоги: Второй мировой войны:

Знал

Узнал на уроке

1.

1.

2.

2.

3.

3.

На интерактивной доске карта “Мир после Второй Мировой войны”. Учитель объясняет какие территориальные изменения произошли после войны. Учащиеся приходят к выводу, что у каждой из стран участниц антигитлеровской коалиции было свое видение послевоенного устройства мира; В 1945–1947 гг произошел отход от принципов сотрудничества, сформировалась новая система международных отношений, главными чертами которой были гонка вооружений, ядерное устрашение, информационная война.

В ходе объяснения учителя в процессе всего урока, учащиеся заполняют правую колонку “Знал”.

Стадия разрыва. По словам А.А. Данилова, “Причины быстрого расхождения вчерашних союзников, а затем и начала “холодной войны” заключалось не в коварных замыслах Трумена или Сталина, а главным образом, в конфликте интересов СССР и Запада. Не менее важным было и взаимное недоверие. СССР, внесший основной вклад в разгром фашисткой Германии, превратился в одну из ведущих мировых держав, без которой стало невозможно решать проблемы практически ни в одном регионе мира. Противостояние СССР и США стало носить глобальный характер”.

Учитель вводит понятие “холодная война” и предлагает выделить основные направления внешней политики СССР в послевоенный период.

Создание стратегически важных зон или пояса безопасности;

Подписание двусторонних договоров о взаимопомощи с союзниками (страны Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы).

Ограничения внешнеполитической самостоятельности стран, вошедших в зону влияния СССР;

Военно-политическое соперничество со странами запада.

Стадия деконструкции и реконструкции.

Учитель предлагает обсудить в парах и выявить объективные и субъективные факторы, определившие политику СССР после второй мировой войны.

 


 

Стадии социализации. Учащиеся делятся результатами своей работы.

Организуется работа с источниками, учащимся предлагаются фрагменты из статьи Б. Рассел, из речи У. Черчилля в Фултоне, из интервью И. Сталина корреспонденту “Правды”.каждый ряд работает с одним из документов.

Вопросы для обсуждения:

Какие перспективы по мнению Рассела, открывались в отношениях СССР и стран Запада после войны, с какими факторами ученый связывал реализацию этих перспектив?

Оцените прогноз Рассела. Какие обстоятельства с вашей точки зрения, он не учитывал?

Какие обвинения в адрес СССР выдвинул в знаменитой фултонской речи Черчилль? В каком смысле употреблен термин “железный занавес”.

К чему он призывал лидеров западных стран?

Какие обвинения в адрес стран запада выдвинул Сталин в интервью в “Правде”? Какие аргументы в обосновании позиции СССР он привел? Учитывалась ли, по вашему мнению, позиция стран, освобожденных СССР, при выработке советской внешней политики.

Смысловая стадия.

Атомный проект СССР и США

Этот опрос рассматривается в форме школьной лекции.

Манхэттенский проект США.

Цель проекта – создание атомного оружия, способного обеспечить победу в войне в сжатые сроки, с опережением СССР и Германии, где аналогичные работы уже шли.

16 июля 1945 г, испытание первой в мире атомной бомбы США в городе Аломогорда, штат Нью Мексико. 6 и 9 августа над японскими городами Хиросима и Нагасаки были сброшены урановая и плутониевая бомбы.

Атомное оружие сразу же стало инструментом шантажа и давления, оно разрушило доверие между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции.

Уже через 4 года 29 августа 1949 года на полигоне под Семипалатинском атомная бомба РДС – 1 прошла успешное испытание. Монополия на атомное оружие была ликвидирована.

Учащиеся продолжают заполнение таблицы.

Политика СССР в отношении стран Ближнего и Среднего Востока

Предложение Сталина о пересмотре режима черноморских проливов, размещение советских гарнизонов на Басфоре и в Дарданеллах, отторжении Турции Карского и Ардаганского округов.

Проводится беседа с учащимися по вопросам: какие цели ставила перед собой Россия во второй половине 19-го начала 20-го веков в отношениях с Турцией? Какое место занимал в российской внешней политике вопрос о черноморских проливах?

Конфликт между СССР с одной стороны и США и Великобританией – с другой по иранской проблеме.

В беседе с учащимися обсуждаются вопросы: почему события в Иране вызвали тревогу британского правительства? Насколько обоснованными были опасения о расчленении Ирана? Чем объясняется активное участие США в решении иранского конфликта?

Разрешение иранского конфликта. Расторжение советско-иранского соглашения о совместной разработке нефтяных запасов.

СССР и страны Восточного Средиземноморья

В данной части урока целесообразно сосредоточить внимание на анализе политики СССР в отношении Греции, причем это делается без рассмотрения подробного вопроса о советско-югославских и советско-болгарских отношениях.

Поддержка СССР коммунистического подполья в Греции.

Реакция США и Великобритании. Учащимся предлагается задание: попытайтесь определить причины столь жесткой реакции Запада на действия антиправительственных сил в Греции.

Анализ документа (заявление Сталина в беседе с югославскими руководителями в феврале 1948 г. поможет понять почему СССР после долгих колебаний пошел на уступки.

Взаимоотношения СССР со странами Центральной и Юго-Восточной Европы. План Маршала

Данная часть урока проводится в форме лабораторной работы в группах с текстом учебника и с источниками.

Группа 1: По учебнику (разделы “у истоков холодной войны” и “экспорт советской модели”) охарактеризуйте цели советской внешней политики по отношению к освобожденным Красной Армией странам Центральной и Юго-Восточной Европы.

Группа 2: Прочитайте учебник и фрагмент из речи Трумэна, ответьте на вопросы: Какую роль в охлаждении вежду бывшими союзниками играли события происходившие в Центральной и Юго-Восточной Европе? Какие силы названы в выступлении Трумэне “вооруженными меньшинствами”?

Обобщая доклады представителей групп, подчеркивается, что переломным для стран Центральной и Юго-Восточной Европы стал рубеж 1947 – 1948 гг., когда в основу советской внешней политики был положен курс на строительство “лагеря мира и социализма”.

На интерактивной доске схема №2. Выясняются основные черты внешне политической стратегии СССР в послевоенный период.

Внешнеполитическая ситуация глазами советского руководства

 


 

Оформление экономических основ социалистического лагеря произошло в 1949 г, когда был создан СЭВ (совет экономической взаимопомощи.

Вопрос о Берлинском кризисе 1948 г рассматривается в процессе выполнения познавательного задания: прочитайте фрагмент из воспоминаний Молотова. Использую учебник (раздел “апогей холодной войны”), объясните смысл высказанной им позиции.

Отношения со странами Западной Европы и США. Война в Корее

Данная часть урока проводится в форме школьной лекции, обобщающей изученный материал и содержащий информацию о формировании военно-политических блоков.

Начало формирования военно-политического союза стран Западной Европы и США в марте 1948 г.

Апрель 1949 г подписание договора 12-ю государствами о создании НАТО.

Реакция СССР. Создание ОВД как противовеса НАТО.

Раскол мира и Европы, складывание так называемой биполярной системы международных отношений – факты, определившие ход мировой истории во второй половине 20 века.

С этой точки зрения рассматривается война в Корее. Целесообразно обсудить заранее подготовленное сообщение учащегося.

Стадия рефлексии.

Как изменились ваши знания по изучаемому вопросу? (Обсуждение записей, сделанных учащимися во второй колонке таблицы “Узнал на уроке”).

Домашнее задание

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru