Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

автоматизировать правильное произнесение [р] в словах различной слоговой структуры, фразах, предложениях;

совершенствование навыков словообразования и словоизменения.

уточнять и расширять лексический запас слов;

учить моделировать сказку.

2. Коррекционно-развивающие:

развитие речедвигательных функций;

развитие зрительного восприятия;

развитие прослеживающей функции глаз:

развитие фонематического слуха;

развитие познавательных процессов путём их постоянной активизации в ходе занятия;

вырабатывать чёткие координационные действия во взаимосвязи с речью;

развитие у детей умения составлять распространённые предложения.

3. Коррекционно-воспитательные:

формировать черты гармоничной личности (дружбы, любви, уважения и самоуважения и т.д.);

воспитание положительной мотивации в учебной деятельности;

воспитание правильной звуковой культуры речи;

Оборудование:

1) Демонстрационный материал.

Игровое поле.

Объемные игрушки:

дома (кирпичный, путиковый, травяной),

фигурки поросят;

машины: автобус, троллейбус, трактор, трамвай, вертолет, самолет, ракета, катер, скорая помощь, пожарная, эвакуатор, грузовик.

светофор, дорожные знаки, трава;

большой игрушечный грузовик.

Лестница для игры в "Четвертый лишний”.

2) Раздаточный материал:

массажное колечко,

ленточки с бусинками,

катушки со шнурком,

листы с заданием,

3) аппарат "Сигма”;

4) Магнитная доска, схемы предложения.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Психогимнастика.

Раз, два, повернитесь и в животных превратитесь.

Изобразите сердитого тигра и покажите, как грозно он рычит.

Изобразите, как мурлычет ласковая кошечка.

Покажите, как любопытный вороненок выглядывает из гнезда и пищит тоненьким голоском,

Вы догадались, с каким звуком мы будем работать сегодня?

2. Развитие фонематического слуха.

– Каких сказочных героев вы видите?
– В именах у знакомых нам поросят нет звука Р. Нам предлагается заменить звук Н в слове на звук Р. Какие имена получились?

Наф-Наф 
Ныф-Ныф 
Нуф-Нуф ф

Раф-Раф
Рыф-Рыф
Руф-Руф

3. Словообразование. Образование прилагательных от существительных.

– У каждого поросенка свой домик.

Дом из кирпичей – какой? (кирпичный)
Дом из прутьев – какой? (прутковый) 
Дом из травы – какой? (травяной)

4. Выделение частей из целого.

– Назови части кирпичного дома, в названиях которых есть звук Р.

Крыша, труба, рама, дверной проем, крыльцо, порог, чердак, кровля, форточка, веранда, карниз.

– Догадайтесь где, какой дом надо поставить? (обратить внимание на форму дома и найти на макете геометрическую фигуру соответствующей формы).

– Нам предлагается назвать дороги, обозначенные на модели.

Грунтовая, тропинка, трасса, тротуар (как часть дороги, по которой ходят пешеходы).

– Что не хватает на наших дорогах? (транспорта)

5. Развитие познавательно-мыслительной деятельности.

– Нам предлагается рассмотреть расположенные здесь (на лестнице) машины и поиграть в игру "Четвертый лишний”:

1-я ступенька: Автобус, троллейбус, трактор, трамвай (предполагаемые ответы детей: лишний автобус, так как в этом слове нет звука Р, лишний трактор так, как это не пассажирский транспорт)

2-я ступенька: Вертолет, самолет, ракета, катер (предполагаемые ответы детей: лишний самолет, так как в этом слове нет звука Р, лишний катер, так как это водный транспорт)

3-я ступенька: Скорая, пожарная, эвакуатор, грузовик (предполагаемые ответы детей: лишний эвакуатор так как в этом слове звук Р находится в конце слова)

– Нам предлагается взять те машины, в названии которых есть звук Р, которые можно использовать на нашей модели.
– Поставьте свои машины на дорогу. 
– В какую сторону едет твоя машина?
– На какую дорогу ты поместил свою машину?
– Что нам нужно, чтобы машины не столкнулись на дороге?

Светофор, дорожные знаки.

– Посмотрите, чтобы вы еще разместили на нашем маленьком поле? (траву)
– Ребята, а что у нас получилось? (модель для игры)
– 
Волшебная страна, а живут в ней поросята. Наши поросята – дружные ребята, любят веселиться играть, а больше всего они любят получать подарки, ведь день рождение у них в один день.
– Как называют людей, которые родились в один день?

(Тройняшки, братья.)

– Нам предлагается приготовить для них подарки, а отправимся мы выбирать подарки на автомобилях.
– Нам предлагается взять массажные колечки из грузовика.

Двигательная гимнастика.

Я включаю свой мотор

Ведь сегодня я шофер

 

 

 

Вправо повернуть хочу

Колесо свое кручу.

 

 

Руль налево поверну

Вам, друзья, я подмигну.

 

 

 

Вдруг в пробку мы попали,

На тормоз дружно нажимали.

 

 

 

Мы шоферы хоть куда!

В сад доехали. Ура!

Положение кольца вертикально полу. Кисти рук находятся внутри кольца. Большие пальцы высунуты наружу. Вращательные движения кистями рук.


Положение кольца горизонтально полу, захват кольца пальцами обеих рук, большой палец снизу, остальные – сверху. Сжимание и разжимание кольца, одновременно вращая его вправо с перехватом рук.


Захват кольца пальцами обеих рук, большой палец сверху, остальные – снизу Сжимание и разжимание кольца, одновременно вращая его влево с перехватом рук.


Положение кольца вертикально полу. Сжатие кольца с двух сторон на уровне груди.

         

Положение кольца горизонтально полу. Захват кольца кистями обеих рук: большой палец левой руки сверху, остальные снизу, большой палец правой руки – снизу, остальные – сверху. Поочередное перехватывание кистей рук.

 
 

– Положите колечки в грузовик. Нам предлагается присесть и выбрать подарки для поросят.

(Проверка домашнего задания. У каждого ребенка лист с картинками)

Для этого сначала

– Назовите картинку, которая находится в конце первой строчке последней (куртка, роза, кружка); 
– Назови картинку, которая находится в последней строчке первой (терка, ружье, крыжовник);
– Назовите растения (верба; роза, ромашка; брусника, крыжовник)
– Найди и назови картинку, где звук Р находится в конце слова. (помидор, мухомор, ковер; повар, сахар, сыр; компьютер, тостер, свитер)
– Назови ту картинку, которой подходит слово "МОЙ”:

На листе № 4 – помидор, мухомор, ковер, Бармалей, арбуз; 

На листе № 8 – рукав, повар, сахар, рот, рубанок, сыр;

На листе № 9 – компьютер, груздь, виноград, Карлесон, тостер, градусник, крыжовник, свитер. 

6. Зрительная гимнастика. (С мячиком.)

Ловко мячиком играем
Все движенья повторяем.
Вверху мячик подержу
На него я погляжу.
Мячик ниже опускаю
Его взором провожаю.
Вправо, влево повожу
Глазками за ним слежу.
Глазки сильно закрываю
Мяч за спину убираю.
Вновь глаза я открываю,
Мяч на место помещаю.

7. Развитие памяти.

– Нам предлагается взять в руки катушки и ленточки, и назвать какие подарки мы выбрали для поросят. Вспомните слова, со звуком Р, которые мы повторяли из домашнего задания. Что (кого) ты выбрал?
– Как сказать одним словом, какие подарки мы выбрали для поросят?

Одинаковые – разные
Плохие – хорошие
Одноцветные – разноцветные
Тусклые – яркие

(разные, хорошие, разноцветные, яркие, красивые,)

– Нам предлагается составить предложение, о том, что мы сейчас сделали. (на магнитной доске постепенно выставляется схема распространенного предложения)

Мы выбрали подарки. Какие?

Мы выбрали разные, хорошие, разноцветные, яркие, красивые подарки.

– У нас получилось красивое предложение. Давайте стараться всегда говорить большими красивыми предложениями.

– А сейчас нам предлагается вспомнить, какую модель мы сделали.

Далеко, а может быть и близко есть волшебная страна, а живут в ней поросята Раф-Раф, Руф-Руф и Рыф-Рыф. Живут они каждый в своем домике. Раф-Раф в кирпичном, Руф-Руф в прутиковом Рыф-Рыф в травяном. Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами. Наши поросята очень любят ходить к друг другу в гости, но вот беда живут они далеко друг от друга.

Детям предлагается подумать, как Раф-рафу попасть в гости к Руф-Руфу?

На каком транспорте? По какой дороге?

Как Раф-рафу попасть в гости к Рыф-Рыфу?

На каком транспорте? По какой дороге?

Какие препятствия он может встретить на пути?

Сегодня у наших тройняшек день рождение.

Что мы им выбрали для поросят?

Детям предлагается вспомнить составленное распространенное предложение.

8. Итог.

– Вы можете придумать другую историю, и рассказать ее своим друзьям и воспитателям. На этом наше занятие закончилось. Я вам желаю дальнейших успехов.

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика