Цель: повторение и систематизация знаний о значении и роли имени прилагательного в речи.

Задачи урока:

Образовательная: повторить и систематизировать знания об имени прилагательном, учить находить прилагательные в речи, тексте, правильно употреблять их, понимать значение и роль прилагательных в речи.

Воспитательная: воспитывать умение работать в паре; формирование чувства ответственности, добросовестности, дисциплинированности.

Развивающая: продолжить формирование устной связной речи посредством подбора подходящих по смыслу прилагательных, составления предложений, коррекционных упражнений.

Коррекционная: корригировать внимание, память, обогащать и пополнять словарный запас учащихся посредством словарной работы.

Оборудование: таблицы, карточки с вопросами, словарными словами, натуральные предметы, мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.

Настраивает на работу.

 

II. Повторение изученного материала.

Словарная работа. 
Проверка ранее изученных словарных слов: называет значения слов:
– Ребята, многие из вас отгадывали кроссворды, сейчас вам предстоит выполнить подобное задание. Я называю значение слова, а вы отгадываете, какое слово «прячется» за этим значением. Если с первого раза отгадать не получится, то я даю подсказку: сколько букв в этом слове или на какую букву оно начинается. 

1) Подтверждение чего-либо, документ, удостоверяющий что-либо. (Свидетельство)
2) Незаконное  применение вооруженной силы одним государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства. (Агрессия)
3)Второй экземпляр  какого-л. документа, имеющий одинаковую юридическую силу с подлинником. (Дубликат)

– Продолжим проверку усвоения словарных слов немного иначе и поиграем в игру «Пойми меня»: объяснить слово надо так, чтобы дети поняли и отгадали, что это за словарное слово:

1) Митинг – (эталон ответа: массовое собрание по поводу каких-либо злободневных, преимущественно политических вопросов); 
2) Адвокат – (эталон ответа: лицо, профессией которого является оказание юридической помощи физическим лицам);
3) Ликвидация – (эталон ответа: уничтожение кого-нибудь или чего-нибудь).
Проверка по словарям учебника. Проверяет тетради учащихся  I типогруппы.
– Ребята, поднимите руку те, кто не допустил ни одной ошибки? Кто допустил одну? Поставьте соответствующие оценки.  
Знакомит с новыми словарными словами: иногородний, прогрессивный.

– Прочитайте слово, объясните значение, разделите на слоги. 
Родственные слова: город, городской, пригород, загородный; прогресс, прогрессировать.
Помогает в составлении словосочетаний по вопросам (вопросы на карточках выставляет на доску в помощь). Помогает в составлении и контролирует запись предложений, с использованием полученных словосочетаний.
– К какой части речи относятся данные слова? (Имя прилагательное).
– Как вы определили, что это именно прилагательные?

Учащиеся отгадывают слово по значению и записывают его в тетрадь в строку через запятую.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся I типогруппы выходят к доске, берут со стола учителя карточку со словарным словом, не показывая остальным учащимся, своими словами объясняют его значение ребятам, не называя самого слова вслух. Остальные отгадывают и продолжают записывать в тетрадь через запятую.
Работают в парах, меняются тетрадями, ставят друг другу оценки за словарную работу карандашом.

 

Читают слова, объясняют значение, делят на слоги, подбирают родственные слова, составляют словосочетания,  предложения, записывают в тетрадь.

 

Отвечают на вопросы.

III. Сообщение темы урока, целеполагание.

Актуализирует знания учащихся, беседа по вопросам:
– На какие вопросы отвечает имя прилагательное? 
– Что обозначает имя прилагательное?
– Расскажите правило об имени прилагательном (учащимся III типогруппы в помощь табличка).
– Приведите примеры имен прилагательных.
– С какой частью речи всегда согласуется имя прилагательное? 
– Что можно определить у прилагательных? 
– Сегодня мы поговорим о том, какое значение и какова роль прилагательных в речи. Запишем тему в тетрадь. 

Прослушайте, а затем прочитайте 2 текста на экране, сравните их: чем они похожи, чем отличаются? 

1. Вспоминается мне осень. Помню утро. Помню сад. Помню аллеи, аромат листвы и запах яблок, запах меда и свежести.

2. Вспоминается мне ранняя погожая осень. Помню свежее, ранее, тихое утро. Помню осенний, весь золотой и светлый сад. Помню кленовые аллеи, тонкий аромат сухой листвы и запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести.

– Чем отличаются эти два текста? Какой из них наводит грусть, печаль. Почему это происходит? Что помогает вам почувствовать настроение? Как передается красота осеннего пейзажа?
Сформулируйте вывод: для чего нужны прилагательные в речи? Какую роль они играют?

Динамическая пауза.

Отвечают на вопросы, рассказывают правило, приводят примеры.

 

 

 

Записывают тему в тетрадь.

 

Читают и слушают тексты, сравнивают. Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

Формулируют вывод.

IV. Закрепление темы.

Продолжим работу с текстом № 1. Мы выяснили, что текст № 1 бедный, скучный, не интересный. Назовите прилагательные, которые характеризуют осень? утро? сад?  
Подберите подходящие по прилагательные и вставьте их в предложения, чтобы они стали распространенными. Проверка. 
Осень – ранняя, погожая
Утро – раннее, свежее, тихое
Сад – большой, светлый, осенний
Обратите внимание на окончания прилагательных, определите род прилагательных, с чем согласуется имя прилагательное. Почему нельзя сказать «ранняя утро» или «раннее осень»

– Давайте подробнее остановимся на том, какие именно признаки может обозначать прилагательное. Работа по учебнику. 
– Как можно одним словом назвать признак: синий, зеленый, красный, белый? – цвет.
Большой, маленький, длинный – размер, величина
Горький, сладкий, кислый, соленый – вкус
Резиновый, деревянный, железный – материал
Серьезный, смелый, умный – характер
Грустный, веселый, унылый печальный – настроение
Летний, зимний, ранний – время.

– Предлагается следующее задание: у меня на столе лежит несколько предметов, опишите любой данный предмет, подобрав к нему все возможные признаки (предложены натуральные предметы):
карандаш, линейка, яблоко.

 

Называют прилагательные, записывают и в тетради, определяют род.

 

 

 

Выделяют окончания, объясняют, почему данные слова не согласовываются.

 

Называют признаки, свойства, качества предметов, приводят примеры.

 

 

 

 

Выходят к доске, берут в руки предлагаемый предмет и как можно подробнее описывают его с помощью прилагательных.

V. Итог урока.

– Итак, над какой частью речи мы сегодня работали на уроке? 
– Расскажите правило об имени прилагательном. 
– Приведите примеры.
– Скажите, для чего нужны прилагательные в речи?
– Какие признаки, свойства, качества предмета они могут обозначать?

Запись домашнего задания. Выставление оценок за урок.

Игры в конце урока:

Игра 1: отгадайте загадку по данным прилагательным:
1. То рыжая, то серая, а названьем белая.
2. Круглый-круглый, сладкий-сладкий, полосатый он и гладкий, а разрежь и посмотри – красный-красный он внутри.
3. Я черный, красный, желтый, синий с начинкой твердой в середине.

Игра 2: Опишите внешность и характер друг друга при помощи прилагательных. Соревновательный момент: считаем, кто больше назовет прилагательных, только реально соответствующих внешности и характеру данного человека.

Отвечают на вопросы, приводят примеры, рассказывают правило, называют признаки.

 

 

Записывают домашнее задание, выставляют оценки в дневник.
Участвуют в игре, отгадывают загадки.

 

 

 

Выходят к доске 2 ученика (желательно находящиеся в дружеских отношениях между собой), описывают сначала внешность, затем характер друг друга по очереди.

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика