Цель: закрепление знаний и приемов работы с пластичными материалами, положительного отношения к трудовой деятельности, умения работать коллективно над общим композиционным объектом.

Задачи: формирование умения анализировать малодетальные плоские и объемные предметы, самостоятельно работать по операционному плану, развивать умения лепить, устанавливать пропорции изделия, ориентироваться в композиционных построениях.

Ход занятия

Организационный моментПовторение знаний о материалах.

Сядет тот, кто материалы назовет, с которыми мы работаем на уроках труда (бумага тонкая и картон, ткань, нитки, пластилин, соленое тесто, природные материалы: шишки, ветки, скорлупа орехов, крылатки). Дети по-очереди называют материалы, с которыми они познакомились на прошлых занятиях и садятся на свои рабочие места.

Мотивация: игровой момент. Появляется "лисичка". (Кукла - перчатка). "Здравствуйте, ребята" (грустным голосом). Дети спрашивают - откуда пришла лисичка? Ответ на этот вопрос - в правильном решении кроссворда. Разгадывая кроссворд, в котором зашифрованы названия инструментов, при их написании в центре кроссворда дети читают слово: "лес". Слова читаются сверху вниз.

1

2

3

и

с

к

г

т

и

л

е

с

а

к

т

 

ь

Повторение знаний об инструментах. Побуждение к проявлению доброты.

Первый и третий столбик кроссворда: ответы определяют по картинкам (игла, кисть).

Второй столбик кроссворда: "ты при лепке не один, мной сначала режешь пластилин, потом примазываешь все детали, чтобы ровненькими стали".(стек).

Лисичка пришла из леса.

Лисичка рассказывает ребятам, что лес раньше был красивый, нарядный, много было в нем зверей разных, а теперь он вовсе не такой:.и деревьев меньше, и птицы улетели, и зверей мало:..

Дети хотят помочь лисичке, они много знают и умеют и помогут лесу вновь стать веселым, наполненным обитателями разными и красивыми деревьями.

Разминка. Умение классифицировать.

Детям предлагаются ребусы. Ответы: карандаш, молоток, ножницы.

Как назвать все эти предметы одним словом, вместе с теми, которые разгадали в кроссворде? (инструменты). С помощью инструментов дети и будут помогать лисичке и лесу.

Лисичка удивляется: как много знают ребята! А что значит: "радужный лес"? Дети отвечают: радужным он будет потому, что в нем будут все цвета радуги!

Закрепление материала, изученного на прошлых занятиях.

Развитие умения сравнивать.

Дети отвечают на вопросы: что такое пластичные материалы, с какими видами пластичных материалов знакомы? Определяют наощупь в мешочке: пластилин, соленое тесто, песок, глину. Затем сравнивают их свойства. (Тесто мягкое, пластичное, приятное. Пластилин тверже, чем тесто. Глина гладкая, мягкая. Песок рассыпчатый, непластичный, крупинками.) Повторение состава соленого теста (мука, соль, вода) и способа приготовления (стакан соли перемешать с 2-мя стаканами муки, добавляя постепенно около стакана воды).

Стихотворение. Развитие воображения, памяти. Обсуждение создания композиции "Лес".

Золотисто-желтая пшеница
На просторной ниве колосится,
Дети желтой краской красят мир.
Облака в лучах весенних тают,
В синем небе шарики летают,
Дети синей краской красят мир.
Лес зеленый покрывает горы,
Зелены родной страны просторы,
Дети в цвет зеленый красят мир.
Распустились алые гвоздики,
Покраснели ягоды клубники,
Дети красной краской красят мир.
Белый голубь взмыл на крыльях белых,
К облакам он устремился смело.
Дети белой краской красят мир.
В светлом классе все у них в порядке,
На уроке дружбы без оглядки
Радужным рисуют дети мир.

Одновременно с прослушиванием стихотворения два учащихся на доске схематично и просто рисуют услышанные композиционные объекты: колос пшеницы, облако, шарик, дерево- береза и елка, цветок, ягода, птица.

Задание всем: вспомнить прослушанное стихотворение с помощью опорных рисунков.

Затем опорные рисунки закрываются, детям предлагается вспомнить - о чем говорилось в стихотворении самостоятельно.

На доску вывешивается заготовка-основа для композиции "радужный лес дружбы", изготовленная на большом подрамнике из холста с нанесенным изображением реки и дороги.

Развитие пространственного мышления.

Дети должны посмотреть на картину и ответить на вопросы:

Где речка уже? Где речка шире? Почему? (понятия ближе - дальше),

Где дорога уже? Где она шире? Почему? (понятия ближе - дальше).

Если предмет или объект (дерево, цветок) ближе, то он больше или меньше?

Основы композиции:

Повторение определения композиции. Композиция - картина из нескольких предметов с определенным сюжетом. Законы построения композиции.

Чем ближе предмет, тем он больше.

Чем дальше предмет, тем он меньше.

Составление композиции из деталей, изготовленных на предыдущих занятиях.

(Разнообразные готовые изделия - деревья, облака, солнышко, цветы, ягоды, колоски и т.д.) лежат на столе перед доской. Дети вспоминают основы композиции: если дерево вблизи, то мы видим его большим, если дерево вдали, то мы видим его маленьким. Прикрепляют "деревья" к холсту. (Изделия "деревья" плоские, изготовлены из соленого теста с помощью формочек и раскрашены гуашью, с обратной стороны "дерева" - петелька, с помощью которой на скрепку дети закрепляют "деревья" на панно).

Затем на панно помещают солнышко, колоски, облака, цветы, ягоды.

Постепенно вырастает на панно "радужный лес".

Лисичка: "спасибо ребята, помогли вы лесу! Он теперь живой, действительно радужный и радостный!".

Практическая работа.

Дети лепят из соленого теста животных лесных. Предварительно беседа о диких и домашних животных.

Опора на схемы - планы последовательности выполнения работы.

Выдаются каждому ребенку схемы лепки животных: медведь, лиса, еж, заяц, белка, бабочка.

Индивидуальный подход.

Сильным - сложнее изделие, средним - проще задания и схемы, слабые - лепят с помощью готовых формочек.

Повторение правил техники безопасности, изложенных в форме "вредных советов".

Дети должны внимательно послушать, понять и сказать что не так. И какие правила верные, что нужно соблюдать в ходе работы.

Выполнение работы.

Осуществляю индивидуальную помощь по ходу выполнения детьми изделий.

Физ. минутка.

Упражнения "мишки в лесу".

Анализ готовых изделий детьми.

Дети рассматривают изделия, отмечают правильность их изготовления, пропорции, аккуратность, отмечают кто выполнил работу четко по схеме, а кто применил фантазию и добавил свое в изделие, украсил его или усложнил, сделал лучше.

Призовой момент. Отмечаю в "экране успехов" "капельками успехов" каждого ребенка. Капельки разные, в зависимости от того, какое положительное качество ребенок проявил в ходе урока. Капельки: трудолюбия, самостоятельности, понимания, интереса, внимания, работоспособности, успешности, правильных ответов, аккуратности, фантазии.

Повышение самопринятия, самооценки: похвалите себя, ребята, вы все - молодцы!

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика